Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Антипов_ФИЛОСОФИЯ_ХР.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
11.11.2019
Размер:
2.39 Mб
Скачать

Собственная задача философии

То максимальное, что можно ожидать от науки, состоит в исследовании человеческого поведения как преднамеренного и целенаправленного, но мы уже увидели, что этого недостаточно при подходе к поведению как к ценностно ориентированному действию. 3адача философии человека, не являющегося противоположной, но скорее выступающая как дополнение к этому уровню исследования, состоит в освещении особого пространства, где преднамеренная цель — это, осуществление того, как «должно быть», и, следовательно, ценность в полном смысле этого слова. Заметим, что все хорошо известные объяснения этого «должно быть» понятиями «социальные привычки», «образование», «биологическая обусловленность» или «психологические механизмы, кроющиеся в бессознательном», далеки от того, чтобы стать примером научного объяснения этого объекта, а скорее выступают примером того, как можно противоречить самому духу научного метода при защите науки от посягательства на ее поле деятельности. На деле этот метод представляет собой преклонение перед очевидным и перед объяснением этого очевидного, а не служит оправданием, несостоятельности науки в объяснении беспричинных и закрытых тесту интеллектуальных конструкций. Самое большее, что могут сделать вышеуказанные механизмы, это показать, как развиваются некоторые конкретные проявления этого «должно быть», но они не могут объяснить почему существует само это измерение (например, они помогают нам понять, почему в некоторых сообществах месть считают моральным долгом, но от этого не становится ясно, почему существует само чувство морального долга). Непонимание такой детали ведет к повторению ошибки, уже названной в платоновском «Федре», где Сократ говорит, что глупо считать причиной его нахождения в тюрьме то, что он сам пришел туда, передвигая свои ноги при помощи соответствующих мышц и нервов (таково научное толкование), тогда как истинная причина его заточения — желание выразить уважение к законам своего города (т.е. вести себя в согласии с существующими ценностями).

Рассмотрение «должно быть» — это не только неизбежное условие исследования причинности в сфере человеческого поведения, но оно также необходимо для анализа ряда других измерений глубоко человеческого характера. Мы не собираемся здесь рассматривать эти измерения, но просто кратко упомянем некоторые из них. Можно начать с ответственности и свободы. Ответственность, будучи одной из самых интимных черт человеческой личности и не менее интимной структурой человеческого сообщества, представляет собой конкретное воздействие «должно быть» на поведение человека (и не случайно, что за «оправданием» того, как должно быть, возникшего на основе сциентистского образа мысли, описанного нами ранее, часто следовала всеобщая, достойная сожаления безответственность», характерная для современной жизни). Что касается свободы, то она не всегда проявляется там, где действует принцип «следует быть», так как свобода — это не что-то самопроизвольное, а ее выбирают, к ней стремятся; но в то же время без «следует быть» она становится бессмысленной (если все обусловлено необходимостью или царит, безразличие, то свобода невозможна или случайна).

В качестве других иллюстраций такого явления можно упомянуть все проблемы, связанные с так называемым смыслом жизни: бунт против несправедливости, против испытания, страдания, переживания перед лицом принятия ответственного решения. Такие явные выражения либо внутреннего отрицания каких-либо явлений, которые существуют, хотя им не «следует быть» (с научной точки зрения эти движения кажутся простым абсурдом), либо тяжелого процесса поиска решения, как «следует» поступить для того, чтобы наше существование не утратило смысла (во всех этих случаях мы понимаем, что смысл нашего существования изменяется в зависимости от выбора нами той или иной альтернативы в. пределах возможного).

В конечном счете давайте вспомним все проблемы, встающие при разговоре о человеческом достоинстве и человеческих правах, которые сегодня столь часто можно услышать. Эти проблемы прямо соотносятся со «следует быть». По этой причине безнадежно искать для них опору в какой-либо научной методологии. Научный поиск (в широком смысле этого слова), конечно, полезен для определения конкретного «содержания» этих прав и для показа, «как» их можно развивать более эффективно, но он не может объяснить их как права.