Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Телеприсутствие. Телеработа.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.11.2019
Размер:
186.37 Кб
Скачать

5. Технические проблемы

Для работы дистанционно управляемых роботов необходима более совершенная обратная связь, а также информационная и сенсорная обратная связь, что позволит достичь более реалистичного и надежного телеприсутствия. Если деятельность человека не является физической или нервно-мышечной, а основана на познании и получении информации, то телеприсутствие может осуществляться путем контроля с голосовыми командами. Всего за одно десятилетие роботы стали многофункциональными и надежными: сегодня робототехника готова стать технологической платформой для телеприсутствия.

Размеры роботов стремительно уменьшаются. Уже имела место успешная передача сенсорной и «чувственной» информации. В виртуальном окружении были смоделированы осязание, восприятие текстуры и вибрации. С ростом надежности программного обеспечения дополнительно возросла и надежность систем. Можно просто сравнивать действия с их описанием: то, что программа реально делает, сравнивать с описанием ее действий.

Многорукие, многопалые, многоногие системы необходимы для того, чтобы дополнить или заменить собой традиционные рычаги и колеса. Основное средство передвижения не колесо, а ноги.

Разработки в области телеприсутствия, не будучи военными по своей сути, могут проводиться открыто, посредством самостоятельно организуемой, осуществляемой с помощью Интернета деятельности, в которой примет участие большое число людей из разных стран. Распределенная деятельность, подобная деятельности по созданию операционной системы Linux, будет наиболее эффективной формой организации деятельности. Для этого не подойдут ни «Манхэттенский проект», ни централизованная лаборатория.

Правительство не предприняло никаких действий, чтобы стать лидером в области телеприсутствия, и вместо этого сконцентрировалось на «живом» присутствии, которое более «привлекательно» в политическом и стратегическом плане, но гораздо более дорого и рискованно и не может быть оправдано в моральном плане. Таким образом, телеприсутствие должно разрабатываться частным сектором или университетами совместно с коммерческими организациями, а акцент нужно делать на получении выгоды, а не на военном или политическом аспекте — и это в любом случае будет наилучшим вариантом для технологических инноваций, поскольку не будет бюрократии, свойственной правительственным структурам, и вмешательства политиков.

Такой стране, как США, не стоит упускать возможности стать лидером в области технологий телеприсутствия: может статься, что новая эра потребует не столько наличия информационной супермагистрали, сколько супермагистрали действий и инноваций. Современные технологии дистанционного управления и робототехники неуклюжи, грубы, незрелы и медлительны: они не могут сравниться по производительности с человеческими руками или мозгом. Телеприсутствие имеет дело скорее с гуманоидами, чем с роботами. Ориентация на клиентов требует создания машин, которые будут производить индивидуализированные товары в удаленных точках.

6. Что может быть лучше, чем быть там самому?

Что определяет выбор, быть ли там самому или быть там «образно», заочно или быть там духом? Зачастую он определяется только средствами и временем. Все чаще возможен множественный выбор. Очень часто он определяется альтернативными издержками: если вы должны физически присутствовать в одном месте, каким образом мы можете присутствовать в другом? Телеприсутствие не признает алиби a la Перри Мейсон.

Люди не любят делать выбор. Они хотят быть там, даже если это невозможно. Они хотят съесть пирожное и хотят, чтобы оно у них осталось. Они хотят получить какое-то впечатление и при этом не упустить каких-либо других впечатлений. Чем больше число возможных альтернатив, тем большую ценность приобретает время.

Мы не хотим идти в магазин за какой-либо вещью, поскольку это отнимет слишком много времени, которое может быть потрачено па приобретение чего-нибудь другого. Мы не хотим рыться в каталогах — это отнимает слишком много времени, которое может быть потрачено па изучение чего-либо другого. Мы не хотим рыскать по Интернету и всяким Amazon.com-ам, поскольку это стесняет нас. Мы хотим иметь «виртуальных (программных) агентов» — а может, «виртуальных рабов»? — которые сделают все за нас. Является ли грехом виртуальное рабство?

Может ли виртуальная реальность быть лучше «реальной» реальности? Если она более интересна, предлагает больше альтернатив, экономит время и оставляет более глубокие и яркие воспоминания, то почему бы и нет.

Другими словами, иногда мы не хотим идти на футбольный матч, даже если любим футбол. Я лучше посмотрю его по телевизору, особенно когда возможно интерактивное телеприсутствие и можно дистанционно управлять камерами. Я получаю более ясную картину игры, могу просмотреть столько повторов, сколько захочу, могу смотреть крупные планы, слушать сопроводительные комментарии и при этом потягивать свой джин с тоником.

Что я теряю? Пробки на дорогах, беспокойство, плохой вид, неприятные запахи и общение с другими болельщиками, которые не очень-то любезны. Коммерческое телевидение уже распознало эту возможность: за просмотр некоторых спортивных событий уже взимается большая плата, чем за билет на это событие. Изображение на телевизионных экранах дополняет прямой вид с наиболее дорогих мест, многие зрители приносят портативные телевизоры на трибуны (и действительно смотрят в них), а при проведении крупных собраний и мероприятий обычно устанавливаются огромные телевизионные экраны и т. п.

Некоторые «удаленные» исследователи обеспокоены тем, что телеработа и телеприсутствие уменьшают возможность «социализации», как будто традиционное рабочее место когда-либо было предназначено для этой цели или хотя бы обеспечивало условия, которые бы к этому располагали. Без сомнения, телеработники ощутимо больше удовлетворены своей работой,

Телеработник может чувствовать себя одиноко в мире традиционных работников, но не в мире взаимосвязанных сообществ других телеработников. Традиционное рабочее место может воистину быть уединенным местом для тех, кто до сих пор вынужден куда-то ехать и там работать, особенно если там никого больше нет, потому что все работают дома.

Почему невыходы па работу и текучесть кадров являются проблемой для традиционной организации труда? Может ли мы представить себе невыходы па работу и текучесть кадров в случае телеработы? Телеработа естественным образом привлекает людей, способных к самомотивации и ориентации на решение задачи, и поощряет эти черты: по сути, она помогает улучшить и развить такие черты.

Хотя традиционная лояльность и преданность организации у телеработников несколько ослабевает, но зато значительно возрастает их приверженность профессии, команде, в которой они работают, определенной экспертной группе, потребительскому сообществу и другим группам. Любая компания, которая поощряет автономию, профессионализм и стремление к результату, должна отказаться от старомодной лояльности и преданности ее телеработников.

Понятие функционального «департамента» неуместно в случае телеработы, и следует отойти от него. Понятия контроля и количества подчиненных также должны подвергнуться пересмотру. Взаимоотношения начальник—подчиненный гораздо менее эффективны и менее необходимы в случае телеработы, которая требует управления, концентрирующего на задаче и постановке целей. Очные коммуника­ции менее востребованы в случае самомотивируемых работников, и это справедли­во для любых независимых агентов.

Телеработа не внесла никакой ясности в «проблему гендера». В то время как телеработники-мужчины, как правило, являются в высшей степени квалифицированными профессионалами, телеработники-женщины обычно занимаются низкоквалифицированной или неквалифицированной канцелярской работой по вводу данных. Восприятие своего трудового статуса до сих пор различно: мужчины рассматривают телеработу и домашний офис как показатель высокого статуса и даже как повод для зависти со стороны сотрудников, которые не могут себе такого позволить; женщины до сих пор считают свидетельством высокого статуса поездки к месту работы, а телеработу на дому — как свидетельство более низкого статуса. Такой подход должен измениться со временем.

Можно предвидеть, что сопротивление профсоюзов телеработе будет весьма значительным и будет все больше подогреваться потерей влияния над удаленным работником. Анонимные, независимые и самомотивируемые работники или граждане никогда не были «хорошим материалом» для профсоюзов.

«Работники знаний» и «компании знаний» будут теми, кто получит наибольший выигрыш от использования телеработы в наше время знаний.

Если под знаниями мы подразумеваем способность координировать чьи-либо действия с целью достижения определенных целей, тогда потенциал телеработы по производству знаний поистине безграничен. За исключением производства компьютеров (Selective Laser Sintering), работа на расстоянии по определению подразумевает большей частью обработку данных и координацию действий на расстоянии. Это позволяет больше не полагаться на несовершенный обмен информацией у кофейного автомата и избегать формирования полуплеменных отношений, которые подпитываются этими «боевыми историями». Появляются новые формы коммуникаций, в основе которых лежит эффективно организованный обмен координационной информацией, т. е. знаниями. Традиционные «племенные» взаимоотношения эффективно трансформируются в стратегические союзы в высшей степени автономных агентов. На смену дорогостоящей и неэкономной обработке неточной и бессистемной информации, собранной у кофейного автомата, придет практически мгновенный и непрерывный обмен целевой и содержательной информацией.

Не имеющие определенной направленности и неэффективные возможности социализации традиционного рабочего места сменятся желаемой, необходимой и осмысленной социализацией людей, которые совместно пользуются уже довольно значительными объемами информации, и решили пойти дальше и встретиться лично, в особенности это актуально для общения между сотрудниками, а также для общения сотрудников со своими клиентами и поставщиками. Социализация работников должна стать благом для компании и их самих.