Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В Европе XX в.doc
Скачиваний:
96
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
260.5 Кб
Скачать

Терпение и повторение

К ак только росток пробился, он начинает расти все быстрее и быстрее. После трех тысяч повторений, которые понадобились, чтобы попугай сказал: «Пико», его стали учить новому слову – «Миядзава». Теперь потребовалось всего двести раз повторить «Пико Миядзава», прежде чем попугай смог это произнести.

Вне всякого сомнения, точно так же дело обстоит и с людьми. Чему бы мы ни учились, дело поначалу идет медленно, пока не проклюнется первый росток успеха. На это требуется немало времени, но способности постепенно развиваются. Разве не так? Стоит только подумать, что надежды никакой нет, и опустить руки из-за отсутствия видимых результатов, и тут же все труды идут насмарку. Поэтому все дело в терпении и неустанном повторении. Если нам удалось этого добиться, мы увидим, что на базе одних умений быстро развиваются новые.

Немного позже Пико уже сам освоил еще несколько слов, научился кашлять, услышав как кашляет простуженный Миядзава. Как только дети в студии начинали петь песенку «Свети, свети звездочка», Пико подпевал им своим тонким голоском. Это лишний раз доказывает, что любую способность можно развить и что одна способность порождает другую, проросший побег со временем растет все быстрее.

Талант не наследуется

До сих пор многие люди полагают, что талант является врожденным и передается по наследству. Синити Судзуки убежден, что наследуются только физиологические особенности организма, с момента рождения все остальное зависит только от психологического влияния, которое оказывает на ребенка окружающая среда.

Когда ребенок рождается, у него нет никаких талантов. Человек – это продукт своего окружения. Жизнь заставляет его приспосабливаться. Это совершенно отчетливо демонстрирует работа Фумио Киды «Детская психология». В ней доктор Кида рассказывает историю двух маленьких девочек, воспитанных волками.

Один священник в Индии обнаружил двух маленьких девочек, которые выросли среди волков. Одной из них было около двух лет, а другой примерно семь. Младшую назвали Амала, а старшую Камала. В отчете, который получили два профессора из Денвера из Йельского университета, содержались данные и фотографии по наблюдению за ними в течение девяти лет.

Голова, грудь и плечи обеих девочек были покрыты густой шерстью. Их глаза прекрасно видели в темноте, обоняние было чрезвычайно чувствительным. Бегали они на всех четырех конечностях, как собаки, причем настолько быстро, что людям тяжело было их догнать. Предметы они брали не руками, а зубами, коленные суставы были согнуты и полностью не распрямлялись. Камала по всем повадкам напоминала волка. Она была невосприимчива к перемене температуры и не потела. Когда было жарко, она высовывала язык и часто дышала, как собака. Голова была непропорционально большой, при малейшем звуке ее уши поднимались торчком, и она напрягалась всем телом. Днем она спала, но как только солнце садилось, переходила к активному состоянию. По ночам она, как и в то время когда жила среди волков, трижды принималась выть через равные промежутки времени – в десять часов, в час и в три. Она так и не избавилась от этой привычки вплоть до своей смерти.

Разве все это могло быть унаследовано?

Человеческое дитя, воспитанное волками, переняло и все их привычки. Чтобы выжить, человек автоматически приспосабливается к окружающей среде.

Все вышеперечисленные факты показывают, насколько важно воспитание детей в самом раннем возрасте. Мы должны серьезно задуматься над тем, как воспитывать и чему учить детей, как воздействовать на их разум и чувства, на их поведение. Ученые приравняли Амалу и Камалу по уровню развития к идиотам. Но если учесть, насколько хорошо они адаптировались к своему, волчьему окружению и предположить, что на них с самого начала с такой же силой оказывала влияние цивилизованная человеческая среда, то можно было бы ожидать прекрасных результатов. Дети живут, видят и чувствуют в соответствии с окружением. Такой подход начисто игнорирует фактор наследственности, который люди упорно продолжают считать чрезвычайно важным.