Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Яковлев В.П. - Социальное время.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
19.11.2019
Размер:
1.13 Mб
Скачать

Глава III. Время истории

В отличие от того, как это имеет место в биологиче­ском мире, в мире социальном индивиды и поколения не про­сто следуют друг за другом. Они связаны между собой более глубокими узами: содержанием своей жизнедеятельности. Из будничной, черновой работы миллионов и миллионов людей из бесчисленного переплетения и перекрещивания рожденных в этой повседневности воль и стремлений отдельных индивидов «выходит одна равнодействующая — историческое событие» [14, 395]. А из событий складывается и сама история, их сцеп­ление образует ткань исторического времени. Структура собы­тий, содержание, масштабы происходящего определяют основ­ные параметры и характеристики этого времени.

События, вызванные действиями масс, складывались, как правило, так, что люди не узнавали в них своего авторства. На протяжении веков и тысячелетий история творилась как бы в «таинственной мастерской господа бога» (Гете). Однако и тогда, когда человек возьмет под контроль действие социаль­ных сил, т. е. при коммунизме, исторические события не будут сводиться к простой сумме, к механическому синтезу индиви­дуальных воль и поступков. А историческое время поэтому никогда не сводилось и никогда не будет сведено к сложению или умножению сколь угодно большого числа времен индиви­дуальной человеческой жизнедеятельности.

Время истории — это качественно высший уровень челове­ческого, т. е. социального, времени, потому что история есть самопорождающий, самовоспроизводящий себя процесс. Инди­вид смертен, приходят и уходят поколения, но ни одна жизнь не исчезает бесследно, т. е. не остается вне истории. Истори­ческое время не существует вне реальной жизнедеятельноепт смертных людей, но оно же по отношению к каждому индиви­ду выступает как его субстанция. Это значит, что индивид и поколение достаточно точно прописаны в своем веке, что сущ­ность человека есть совокупность общественных отношений.

Тезис — «люди творят историю» и антитезис — «история тво-

102

рит людей» разрешаются в синтезе: люди посредством своей собственной истории творят самих себя. Этому же соответ­ствует и вывод Маркса: «История есть не что иное, как беспре­рывное изменение человеческой природы» [4, 162].

. Как совокупный результат деятельности всех людей, всех поколений «река истории» не только пробивает себе дорогу вперед. На своем пути она становится все шире и полноводней. Убыстряется ее течение, раздвигаются берега, все глубже ухо­дит дно. Исследовать историю в аспекте времени — это иссле­довать ее по всем измерениям: «в длину», «в ширину» и «в глу­бину». «В длину» — это значит, однако, не только и даже не столько ее протяженность (длительность), сколько качествен­ные, топологические свойства исторического времени: размер­ность, последовательность основных этапов, необратимость этой последовательности.

«Расширение» истории — это раздвижение ее границ, при­чем само раздвижение следует понимать в двояком смысле: как охват историческим процессом все новых и новых террито­рий (внешний, эколого-географический аспект расширения) и как расширение самого «спектра истории», т. е. всей сферы, всего поля совокупной исторической деятельности людей (по­следнее предполагает и привлечение к активному историотвор-честву все более широкого круга его участников — народных масс).

Но история не только расширяется, она и углубляется. Ее глубина определяется глубиной, т. е. интенсивностью (степенью напряжений) социально-исторической деятельности: социаль­ные ритмы действуют не только рядом друг с другом, но и друг, над другом, а это находит свое проявление в усложнении, как метрики, так и топологии социально-исторического простран­ства— времени. Как и для времени индивида, так и для вре­мени истории «ширина» есть экстенсивная, а «глубина» — ин­тенсивная величина.

Время человеческой истории — это не только объективное ее время. Оно есть еще и феномен сознания. Общество, история есть не только объект, но и субъект, притом это высший тип и высший уровень гносеологического субъекта. Осознание вре­мени в целостной структуре общественного сознания раскры­вает себя как его особое, внутреннее измерение, как историче­ское сознание общества.

В такой последовательности и будут ниже рассмотрены вы­деленные нами измерения, или аспекты, исторического времени.

103