Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
373072_C6144_shamova_t_i_davydenko_t_m_upravlen...doc
Скачиваний:
169
Добавлен:
17.09.2019
Размер:
4.41 Mб
Скачать

В этом смысле взаимодействие выступает способом функционирова­ния управления.

Такое понимание управления позволяет утверждать то, что объектом управления становится не ученик, а целостная учебная ситуация, что является принципиально важным в двух аспектах. Во-первых, в этом случае осознается возможность проявления субъектности со стороны ученика, ибо он совместно с учителем является конструктором учебной ситуации. Вo-вторых, появляется другое видение роли и места учителя в образовательном процессе.

Каким образом должно быть организовано управление образова­нным процессом как взаимодействие субъектов?

Ответ на этот вопрос зависит от выбора определенной стратегии, которая, в свою очередь, может основываться либо на насильственной

83

парадигме, либо на ненасильственной парадигме. Безусловно, мы уже ра­нее отдали приоритет не жесткому управлению. Однако анализ двух па-1 радигм позволит в большей степени убедиться в возможности реализации:' ненасильственного управления.

Собственно говоря, от выбора той или иной методологической осно­вы зависит технология управления образовательным процессом на разных уровнях. Именно поэтому мы и приступаем к анализу концептуальной плат­формы управления образовательным процессом в контексте осмысления на­сильственной и ненасильственной мировоззренческих систем.

2.1.2. Насильственное и ненасильственное управление.

Каждый, кто размышляет о ненасилии и о месте насилия, сталкивается с дилеммой, которую не так просто разрешить. С одной стороны каждый из нас ясно понимает аморальность насилия - и бытового, и государственного, и управленческого. С другой стороны, столь же ясно каждый из нас понимает аморальность примирения с неправедным делом непротивленчества перед лицом насилия и зла.

Издавна в каждой культуре существовали две альтернативы:

- одна - ориентация на насилие;

— другая — ориентация на ненасилие.

Двум альтернативам соответствуют две ценностно-нормативным системы.

Первая из них базируется на подавлении или манипулировании по ведения другого человека, на стремлении навязать ему свою волю и свое решение. Такая ценностно-нормативная система ориентирует на установление жесткой дистанции между управляющим и управляемыми.

Именно в такой системе развивались представления о человеке как манипуляторе, о котором нужно много знать и которым нужно уметь управлять.

К чему приводит манипулирование в образовательном процессе? Прежде всего, к тому, что обучение и воспитание детей превращается дрессировку, в натаскивание на определенные образцы поведения.

Другая ценностно-нормативная система исходит из отказа от насилия, от стремления подавить, манипулировать или подчинить другого человека, из признания ее равноценности и достоинства как партнера диалога. В такой системе коренится исток поиска компромиссов трудных путей со-беседования, со-трудничества, со-гласия, со-ревнования, со-зерцания и со-бытия, со-страдания и со-чувствия, со-единения и со- трудничества.

84

Отказ от идеологии подчинения не означает отказ от управления вообще, а лишь от определенных форм осуществления управления - от авторитарно-деспотических и репрессивно-насильственных механизмов ее реализации, не допускающих ни в коей мере ни самоорганизации, ни самоуправления.

В связи с анализом этой аксиологической системы интерес представляло выявление сущности основных категорий: «насилие» и «ненасилие» и осмысление их в рамках современной управленческой и образовательной практики. Думается, что такой анализ позволит все-таки дока­зать, что вполне возможно выстраивать в практической деятельности и тол ненасильственные действия.

Традиционно «насилием» называют:

• принуждение со стороны одной группы людей (одного челове­ка) по отношению к другой группе (другому человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привиле­гий;

• принуждение людей к принятию определенных условий или к какому-то поведению с помощью (чаще всего воображаемого) разрушения их психической жизни, либо с помощью угрозы та­кого разрушения.

Существует ли насилие в современной школе? Увы! Как не печально это признавать. И примеров насилия можно принести очень много, причем на всех уровнях управления в школе и да­же в самом построении образовательного процесса. Вспомните, как формулируются цели учебного занятия. Как правило, звучат слова: сформировать..., развить..., научить... и т.п. Так и хочется продолжить — «заставить». И именно в последней формулировке осознается насильственность по отношению к учащимся. Такая формулировка цели приводит и к определенному поведению учителя на учебном занятии, ибо цели и поведение человека неразрывно связаны.

Да и само содержание образование, реализуемое в практической деятельности, представляет собой своеобразное насилие, ибо его основу составляет огромный объем информации (обратите внимание - не зна­ний), который ДОЛЖЕН усвоить ученик практически не в структурированном виде.

В этой связи показателен один случай из практики повышения ква­лификации учителей. На одном из занятий, учителям было предложено в группах схематически (или в виде рисунков) изобразить: что такое «знание» и каково его значение в жизни человека. В результате практически

85

во всех группах знание предстало в виде перечня предметных разделов, которые должен (снова должен) освоить ученик.

Можно ли обучать детей, на акцентируя внимание на структуре знания - на том, что восхождение по ступенькам познания осуществляется ребенком от фактов к понятиям, от них к законом и закономерностям, далее к целостным теориям, осмысленных как нормы жизни? В противном случае и само содержание волей или неволей становится насилием.

Заложенное в целях и содержании, насилие принимает вполне определенные формы в образовательном процессе непосредственно во взаимодействии учащихся и учителя. Все та же позиция долженствования для ребенка и позиция информатора и контролера для учителя. Все то же стремление учителя забрать всю ответственность за результаты образовательного процесса и его организацию на себя. Все действия ученика заранее программируются, а значит и жестко контролируются.

Приведем фрагмент (в виде таблицы) из книги Д.Г. Левите «Практика обучения: современные образовательные технологии», который отражает палитру форм и видов насилия, существующих в школьной практике.

Таблица 1

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]