Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Столяренко_Л.Д._-_Основы_психологии._8-е_изд..doc
Скачиваний:
95
Добавлен:
29.09.2019
Размер:
4.92 Mб
Скачать

7.3. Неврозы

Невроз — приобретенное функциональное расстройство не­рвной системы, при котором происходит «срыв» ее деятельнос­ти без каких-либо признаков анатомического повреждения. Не­вроз является следствием неудач, фрустрации и межличност­ных столкновений и в то же время нередко служит их причиной. Так что получается порочный круг: конфликты приводят к не-вротизации, а она, в свою очередь, провоцирует новые конфлик­ты. Кратковременные невротические состояния, проходящие со временем сами собой, без лечения, наблюдаются в тот или иной период жизни практически у любого человека. Более глубокие нарушения, требующие врачебного вмешательства, отмечаются примерно у 30% населения, причем этот показатель быстро рас­тет во всех развитых странах.

Причины неврозов кроются в самых разнообразных психо-травмирующих ситуациях, в остром или хроническом эмоцио­нальном стрессе. И в зависимости от предрасполагающего фона болезнь может проявляться различными симптомами. Невро-

зы делят на следующие виды: неврастению, истерический не­вроз, невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный невроз), ипохондрический невроз, фобнческий (невроз страха), депрессивный. Каждый из них возникает у людей с опре­деленным типом высшей нервной деятельности, при конкрет­ных ошибках в их воспитании и типичных неблагоприятных жизненных ситуациях. Так, люди «художественного типа», очень эмоционально воспринимающие действительность, более склон­ны к истерии; «мыслительного типа» — к неврозу навязчивых состояний, а среднего между ними (их большинство) — к невра­стении.

Неврастения (в переводе с латинского — «нервная сла­бость») — самая частая расплата за неумение преодолевать барь­еры общения, и она сама создает новые трудности в межлично­стных отношениях. Больных неврастенией беспокоит раздражи­тельность по самым незначительным поводам. Им трудно со­средоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляются головные боли, сердечные боли, нарушаются функ­ции желудка, появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных ощущений.

Истерический невроз наблюдается чаще у женщин. Они подчас представляют себя тяжелобольными, несчастными, «не­понятыми натурами» и глубоко вживаются в созданный ими образ. Иногда достаточно случайной неприятной мелкой семей­ной ссоры, незначительного служебного конфликта, чтобы боль­ной начал горько рыдать, проклинать все и всех, угрожать по­кончить собой. Истерическая реакция начинается обычно тогда, когда больному необходимо добиться чего-либо от окружающих или, наоборот, избавиться от их якобы несправедливых или по­просту нежелательных требований. Эти реакции могут прояв­ляться безудержными слезами, обмороками, жалобами на голо­вокружение и тошноту, рвотой, судорожным сведением паль­цев рук, а в целом — симптомами почти любой болезни, извес­тной данному человеку; может возникнуть мнимый паралич, глухота, исчезнет голос. Но при всем этом истерический при­ступ нельзя считать симуляцией, он чаще всего возникает по­мимо желания человека и заставляет сильно физически и мо­рально страдать его самого. Избалованность, капризность, чрез­мерно высокое самомнение и завышенные притязания, неприя­тие даже самой слабой критики в свой адрес — такие особенно­сти характера человека провоцируют развитие истерии.

Невроз навязчивых состояний (психастения) — появляются стойкие тревожные мысли, страхи — например, «заразиться бо-

лезнью», потерять близкого человека, покраснеть при беседе, остаться одному в помещении и т. п. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений, но не может от них из­бавиться. Для снижения тревоги человек начинает подчеркнуто навязчиво соблюдать все общепринятые приметы и правила, придумывает свои правила и ритуалы, которые многократно навязчиво повторяются в поведении, проявляет чрезмерную ак­куратность, педантичность, «застревание» на каких-либо мыс­лях и идеях.

Фобический невроз проявляется как сильные, необъяснимые и неконтролируемые человеком страхи, вплоть до панического ужаса перед какими-то конкретными объектами или ситуация­ми (страх перед собаками или пауками, фобия закрытого или открытого пространства, страх езды в транспорте и т. п.)

Ипохондрический невроз проявляется как чрезмерная обес­покоенность человека своим здоровьем, когда человек находит у себя любые болезни и испытывает постоянные, разнообраз­ные болезненные ощущения в теле, хотя никаких объективных нарушений врачи не находят.

Депрессивный невроз проявляется как чрезмерная угнетен­ность, подавленность настроения и жизненного тонуса челове­ка, потеря интересов, нежелание жить.

Как уже отмечалось, предпосылки для возникновения не­врозов могут закладываться с детства — вследствие неправиль­ного воспитания, наличия у ребенка психических травм и тягос­тных переживаний, а также вследствие нарушенных или ослож­ненных межличностных взаимоотношений. Известный психо­лог Хорни подчеркивала, что именно межличностные отноше­ния в сочетании с социально-культурными условиями жизни способны значимо влиять на особенности протекания неврозов (это направление называют социокультурной концепцией лич­ности).

Социокул ь турная концепция К. Хорни о природе неврозов

Клинические наблюдения Хорни над пациентами, которых она лечи­ла в Европе и США, показали пора­зительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Хорни доказывала, что решающим фактором в развитии ре­бенка являются социальные отношения между ребенком и ро-

дителями. Для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворе­ние охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Главной в развитии ребенка является потребность в бе­зопасности ~ желание быть любимым, желанным и защищен­ным от опасности или враждебного мира. В удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависит от родителей. Если ро­дители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ре­бенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасно­сти, и вероятнее всего сформируется здоровая личность. Если многие моменты в поведении родителей травмируют потребность ребенка в безопасности (неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, оказа­ние явного предпочтения братьям и сестрам ребенка), то весьма вероятно патологическое развитие личности. Основным резуль­татом такого дурного обращения родителей с ребенком является развитие у него базалъной враждебности. В этом случае ребе­нок н зависит от родителей, и испытывает к ним чувство обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такой за­щитный механизм, как вытеснение. В результате поведение ре­бенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, на­правляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой — подавление враждебных чувств по отношению к родителям, что­бы выжить. Эти подавленные чувства враждебности проявля­ются невольно во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. Таким образом, у ребенка проявляется базалъная тревога, ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. Причиной невротического поведения будут нарушенные отно­шения между ребенком и родителями. С точки зрения Хорни, выраженная базалъная тревога у ребенка ведет к формирова­нию невроза у взрослого.

Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной трево­ге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стра­тегиям. Хорни описала 10 таких стратегий, получивших назва­ние невротических потребностей, или невротических тенденций:

• ненасытное стремление быть любимым и объектом восхи­щения со стороны других; повышенная восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию;

• потребность в руководящем партнере — чрезмерная зависи­мость от других;

• потребность в четких ограничениях и установленном поряд­ке жизни, подчинение другим;

• доминирование и контроль над другими как самоцель;

• боязнь быть используемым другими;

• формулирование представления о себе в зависимости от об­щественного статуса;

• стремление создать приукрашенный образ себя;

• сильное стремление быть самым лучшим, страх неудач, силь­ное честолюбие;

• стремление избежать любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств;

• поддержание впечатления совершенства и добродетели.

В отличие от других здоровых людей, невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность из перечисленных. Впоследствии Хорни объединила невроти­ческие потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей», «против людей», «к людям». У невротической личности обычно преобладает одна из них. Соответственно выделяются типы личности: 1) «уступчивый тип» ориентируется на людей, проявляет зависимость, нерешитель­ность, беспомощность, думает: «Если я уступлю, меня не тро­нут»; 2) обособленный тип — ориентируется от людей, думает: «Если я отстранюсь, со мной все будет в порядке», говорит: «Мне все равно», ничем и никем не увлекаясь; 3) враждебный тип — ориентируется против людей, для него характерно доминирова­ние, враждебность, эксплуатация, он думает: «У меня есть власть, меня никто не тронет», следует бороться против всех и любую ситуацию оценить с позиции: «Что я буду иметь с это­го?». Враждебный тип способен действовать тактично и дружес­ки, но его поведение всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими, на удовлетворение личных желаний и ам­биций.

Все эти стратегии находятся между собой в состоянии конф­ликта и у здоровой, и у невротичной личности, однако у здоро­вых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоциональ­ного заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку при­суща большая гибкость, он способен менять стратегии сообраз­но обстоятельствам. А невротик использует только одну из трех стратегий, независимо от того, годится она в данном случае или нет.

8. Характерный мышечный панцирь

как фактор препятствия развитию

личности

Интересную концепцию о характере человека разработал пси­холог Райх, согласно которой характер человека включает по­стоянный, привычный набор, паттерн защит. Вначале Райх опи­сывал этот паттерн в психологических терминах: «Характер со­стоит из привычных положений и отношений человека, посто­янного паттерна его реакций на различные ситуации. Он вклю­чает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (зас­тенчивость, агрессивность и т. п.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр.». Райх полагал, что характер созда­ет защиты против беспокойства, которое вызывается в ребенке интенсивными сексуальными чувствами в сопровождении стра­ха наказания. Первая защита против этого страха — подавление, которое временно обуздывает сексуальные импульсы. По мере того как «эго-защиты» становятся постоянными и автоматичес­ки действующими, они развиваются в черты характера или ха­рактерный панцирь. Характерные черты не являются невроти­ческими симптомами. Различие, по Райху, состоит в том, что невротические симптомы (такие как иррациональные страхи и фобии) переживаются человеком как чужие элементы в его душе, в то время как характерные черты (вроде преувеличенной любви к порядку или тревожной стеснительности) переживаются как составные части личности.

Каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности. «Ригидность мускулатуры — соматическая сторона процесса подавления и основа его продол­жающегося существования». Человеку полезно проанализиро­вать в деталях свою позу и физические привычки (поэтому Райх часто имитировал характерные позы или жесты пациентов, про­сил самих людей повторить или преувеличить привычный штамп поведения, например нервную улыбку), усилить определенный зажим в мышцах, чтобы лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана с этой частью тела. Лишь после того как подавляемая эмоция находит свое выражение, человек может полностью отказаться от хронического напряже­ния или зажима. Райх пишет: «Все без исключения пациенты говорили, что проходили через периоды своего детства, когда они учились подавлять свою ненависть, тревожность или нелю-

бовь посредством определенных действий, влиявших на вегета­тивные функции (как сдерживание дыхания, напряжение мышц живота и т. п.)- Можно поражаться, как освобождение ригид­ных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но, кроме того, приносит воспоминание о ситуации в раннем дет­стве, когда этот зажим был использован для определенного по­давления». Райх обнаружил, что хронические мышечные зажи­мы блокируют три основных побуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физичес­кий (мышечный) и психологический панцирь — одно и то же. *В любом случае функция панциря — защита от неудовольствия. Однако организм платит за эту защиту потерей значительной части своей способности к удовольствию». Эти мышечные за­жимы приводят к искажению и разрушению естественных чувств, к потере энергии и радости в жизни, к подавлению сексуальных чувств, из-за чего мышечные зажимы мешают полному и пол­ноценному оргазму. Отсутствие сексуального удовлетворения, застой сексуальной энергии, по мнению Райха, — основная при­чина неврозов. «Снятие мышечных зажимов, ликвидация зас­тоя сексуальной энергии позволяет устранить любые невроти­ческие симптомы».

При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц вызывает особые ощу­щения — чувство тепла или холода, покалывание, зуд или эмо­циональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения биологической энергии, которую назвал «оргон». Органическая энергия обладает следующими свойствами:

1) она свободна от массы, не имеет ни инерции, ни веса;

2) она присутствует всюду, хотя и в различной концентрации;

3) она является средой электромагнитных и гравитационных взаимодействий, субстратом большинства фундаментальных природных феноменов;

4) она находится в постоянном движении и может быть на­блюдаема в соответствующих условиях.

Оргонная энергия естественно течет вверх и вниз по телу параллельно позвоночнику. Кольца мышечного панциря фор­мируются под прямым углом к этим потокам и препятствуют им. Мышечные зажимы служат ограничению как свободного потока энергии, так и свободного выражения эмоций у челове­ка. То, что сначала возникает как защита против захлестываю­щих чувств напряжения и возбужденности, становится физичес­кой и эмоциональной смирительной рубашкой.

Психологический, личностный рост, самосовершенствова­ние человека Райх определяет как процесс рассасывания психо­логического и мышечного панциря, постепенного становления более свободным, искренним и открытым человеком, более энер­гичным и счастливым, обретения способности наслаждаться полным и удовлетворяющим оргазмом.

Три типа средств используются в распускании панциря:

1) накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания (позднее переросло в психотехнику «ребёфинга»);

2) прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (по­средством давления, защипывания и т. п.), чтобы рассла­бить их;

3) поддержание сотрудничества с пациентом в открытом рас­смотрении сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются. Научиться освобождаться от преувеличенных и неуместных зажимов, блоков для чувств — лишь один аспект психологического роста личнос­ти. Самоконтроль и целенаправленное поведение — второй существенный фактор роста; научиться уравновешивать, со­относить самоконтроль и свободное выражение •— необхо­димая часть продолжающегося процесса роста личности. Райхом были разработаны специальные приемы по расслаб­лению «мышечного панциря», которые сейчас применяются психологами для оказания помощи людям, поскольку «за­жатый своим» защитным панцирем человек не способен рас­пустить его сам.