Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УП_социология_юф_эфм_эфэ_фтд.doc
Скачиваний:
131
Добавлен:
11.06.2015
Размер:
1.02 Mб
Скачать

Глава 6. Социология политики

6.1. Подходы к определению предмета политической социологии

Социология политики - отрасль социологического знания, изучающая политику как комплекс политических отношения, политических институтов и политического сознания. Предмет политической социологии в значительной мере пересекается с предметом теории политики.

Генезис социологии политики описан во многих работах. В них обычно отмечается производность социологии политики от других сфер знания об обществе (философия, теория государства и права, история, социология, теория организации и управления и т.п.), перечисляется круг ее проблем и описываются функции. В зависимости от исторической и страноведческой специфики генезиса политической социологии, она либо целиком отожествляется с политологией, либо различия между ними усматриваются в особенностях исследовательских методов, организационных форм и способа обучения.

В настоящее время в мировой науке существуют два основных подхода к определению политической социологии: описательный и нормативный. Эти подходы сложились в социальной философии на рубеже XIX-XX вв. и определяют способ понимания и структурирования всех сфер социального и гуманитарного знания.

При описательном подходе политика рассматривается как фактсоциальной жизни, а социология политики - как ценностно-нейтральная наука, результаты которой могут использоваться всеми людьми, независимо от их социальных и политических интересов и мировоззрения.

Нормативный подход предполагает анализ политики через призму социально-мировоззренческих ценностей. В этом случае конкретно-историческая форма мировоззрения или политики используется как критерий для суждения обо всех остальных в прошлом, настоящем и будущем. При нормативном подходе возникает вопрос универсальности принятой шкалы ценностей, который не может быть разрешен в рамках политической социологии.

Разумеется, различие описательного и нормативного подходов к определению предмета социологии политики никогда не может быть выдержано до конца и само по себе образует важную проблему методологии социального и гуманитарного знания. Однако на протяжении последних десятилетий стало ясным, что социология политики как развивающаяся область знания, включающая исследование влияния различного рода идеологий на жизнь человеческих сообществ, сама подпадает подчас под влияние этих идеологий, что снижает объективность познавательного процесса. Поэтому борьба с политико-идеологическим абсолютизмом - важное направление развития социологии политики.

При описательном подходе в состав социологии политики включают политические отношения, институты и сознание, которые конституируют отношение людей к существующим, создаваемым или постулируемым политическим формам. В этом случае субъекты и объекты политики описываются с помощью социально-философских, исторических, социо-структурных, государственно-правовых и идеологических понятий и категорий, образующих каркас социологии политики. К ней обычно причисляют: власть как социальный феномен в её соотношении с экономикой, социальной структурой, политическими движениями и партиями, политическим поведением и сознанием, международными отношениями.

Указанные сферы исследования социологии политики могут структурироваться и упорядочиваться по-разному. Но не подлежит сомнению тот факт, что при социолого-политическом анализе следует использовать инструментарий социологического исследования. К нему относят статистические методы, анкеты, опросы и интервью, панельные методы, лабораторные эксперименты, контент-анализ, математические методы, теория игр и решений и т.д. Использование названных методов на пересечении с традиционными концепциями политики образует сегодня корпус социологии политики. Такой подход, несмотря на продуктивность, оставляет в тени фигуру социолога, приписывает социологии политики служебные функции в рамках данной политической системы и содержит немалые возможности для политических манипуляций с помощью «научного» знания.

Осознание этого факт стало причиной «кризиса социологии», дискуссия о котором, начавшаяся в 70-е гг., втягивает в свою орбиту все больше стран и ученых. Внимание социологов и политологов на протяжении последних десятилетий переключается либо на исследование социального и политического микрокосмоса (социология повседневной политической жизни, этнометодология), либо на нормативные модели политологического знания.

Нормативный подход к определению предмета политической социологии включает рассмотрение политических отношений, институтов и сознания, которые выражают моральную автономию, эмоциональную зрелость, профессиональную компетентность, включая готовность действовать в соответствии со своими убеждениями и совестью независимо от влияния политической конъюнктуры. В нормативном смысле слова всякая политика заканчивается там, где начинается насилие над людьми и манипуляция их сознанием и поведением.

При нормативном подходе к политической сфере политика, в том случае, если она базируется на стремлении к духовному господству и использующая террор, национализм и расизм для достижения своих целей, становится объектом тотальной критики. А в состав политической социологии в этом случае входят только те отношения, власть и сознание, которые направлены против насилия, едва оно выходит за рамки соблюдении элементарных норм человеческого общежития.

Описательный и нормативный подходы взаимно дополняют друг друга. Каждый из них позволяет познавать политику без апологетики. Нормативный подход полезен тогда, когда мы оцениваем политику государств, партий и политических вождей с точки зрения конкретных социальных целей и ценностей, мировоззренческих оснований.

Итак, политическая социология может быть определена как наука, разрабатывающая дескриптивное и нормативное знание о политике на основе осознания глубокого конфликта между общечеловеческими ценностями и реальной политикой. Проблема специфики политических ценностей и политических норм имеет ключевое значение для политической социологии, поскольку совпадение морали и политики было и остается недостижимым идеалом.