Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Социальная пихология ШПОРЫ.docx
Скачиваний:
193
Добавлен:
29.02.2016
Размер:
370.58 Кб
Скачать

Глава IV. Религиозные формы, в которые облекаются все убеждения толпы.

Исследуя ближе убеждения толпы как во время эпох веры, так и во время великих политических переворотов, например, переворотов предшествовавшего века, можно видеть, что всегда эти убеждения принимают специальную форму, которую я не могу лучше определить, как назвав ее религиозным чувством. Это чувство характеризуется очень просто: обожание предполагаемого верховного существа, боязнь приписываемой ему магической силы, слепое подчинение его велениям, невозможность оспаривать его догматы, желание распространять их, стремление смотреть как на врагов на всех тех, кто не признает их — вот главные черты этого чувства. Относится ли это чувство к невидимому Богу, к каменному или деревянному идолу, или к герою, к политической идее, — с того самого момента, как в нем обнаруживаются вышеуказанные черты, оно уже имеет религиозную сущность. Сверхъестественное и чудесное встречаются в нем в одинаковой степени. Толпа бессознательно награждает таинственной силой политическую формулу или победоносного вождя, возбуждающего в данный момент ее фанатизм.

Нетерпимость и фанатизм составляют необходимую принадлежность каждого религиозного чувства и неизбежны у тех, кто думает, что обладает секретом земного или вечного блаженства. Эти черты встречаются в каждой группе людей, восстающих во имя какого-нибудь убеждения.

Все убеждения толпы имеют такие черты слепого подчинения, свирепой нетерпимости, потребности в самой неистовой пропаганде, которые присущи религиозному чувству; вот почему мы и вправе сказать, что верования толпы всегда имеют религиозную форму.

Если бы было возможно заставить толпу усвоить атеизм, то он выразился бы в такой же пылкой нетерпимости, как и всякое религиозное чувство, и в своих внешних формах скоро превратился бы в настоящий культ.97. МОСКОВИЧИ. ИНДИВИД И МАССА.

Индивид должен вести себя согласно своему разуму, судить бесстрастно о людях и вещах и действовать с полным сознанием дела. Он должен принимать чужое мнение только с достаточным на то основанием, оценив его, взвесив все «за» и «против», не подчиняясь суждению авторитета или большинства людей. От каждого ожидается, что он будет действовать рассудительно, руководствуясь сознанием и своими интересами будь он один или в обществе.

Однако любой человек в какой-то момент пассивно подчиняется решениям своих начальников, принимает мнения своих друзей, установки, манеру говорить и вкусы своего окружения. С того момента, как человек примыкает к группе, поглощается массой, он становится способным на крайние формы насилия или паники, энтузиазма или жестокости.

В социальной ситуации люди не проявляют своих достоинств, наоборот, существует тенденция проявлять худшие качества. «Один в отдельности взятый человек довольно умен и понятлив; люди, собранные вместе, превращаются в дураков».

Фундаментальный факт: взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства.

В толпе люди приобретают общую сущность, которая подавляет их собственную (что выражается как обезличивание умов, паралич инициативы). Нежелание вступать в толпу, страх или даже фобия являются реакциями, характеризующими влияние толпы, психологическими откликами на него.

Почему индивид способен рассуждать, а в толпе теряет эту способность? Группы и массы живут под влиянием сильных эмоций, чрезвычайных аффективных порывов. Одиночный индивид, присутствующий в толпе, видит свою личность глубоко в этом смысле измененной. Он становится другим, не всегда это осознавая. «Мы» говорит через его «Я».

Как из социальных атомов (индивидов) получается коллективная совокупность и каким образом каждый из них не только принимает, но выражает как свое собственное мнение, которое пришло к нему извне? На это влияют феноменывнушения или влияния, т.е. воздействие на сознание: какое-то приказание или сообщение с убеждающей силой заставляют принять некую идею, эмоцию, действие, которые логически человек не имел основания принимать. У людей появляется иллюзия, что они принимают решение сами, и они не отдают себе отчета в том, что стали объектом воздействия или внушения

Внушение или влияние – это в коллективном плане то, что в индивидуальном плане является неврозом.

И внушение, и влияние предполагают:

  • уход от логического мышления, даже его избегание, и предпочтение алогичного мышления;

  • раскол рационального и иррационального в человеке, его внутренней и внешней жизни.

В обоих случаях наблюдается утрата связи с реальностью и потеря веры в себя. Соответственно, человек с готовностью подчиняется авторитету группы или вожака, становится податливым к приказаниям внушающего. Индивидуальное «Я» сталкивается с «Я» социальным. Так же, как влияние общества может охватить и поглотить человека, вплоть до его растворения в такой недифференцированной массе, где он представляет собой набор имитаций, так и невроз подтачивает сознательный слой личности до такой степени, что его слова и действия становятся живым повторением травмирующих воспоминаний детства.

. Социальное воздействие делает индивида способным существовать в группе и надолго лишает способности жить одному. Невроз мешает ему сосуществовать с другим, отталкивает его от массы и замыкает в себе самом. В итоге воздействие представляет социальное, а невроз – асоциальное начала.

Коллективные «безумия», т.о., имеют иную природу, нежелииндивидуальные «безумия». Первые возникают вследствие избытка социабельности, вторые являются результатом неспособности существовать вместе с другими и находить в совместной жизни необходимые компромиссы.