Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Организация исследования - пример.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
783.36 Кб
Скачать

Выводы по главе 2

В результате факторного и кластерного анализа, а так же экспертной оценки методики незаконченных предложений трёх возрастных групп Интернет–пользователей были выявлены следующие особенности представлений об общении у пользователей, зависимых от социальных сетей.

В группе Интернет-пользователей от 18 до 25 лет самым сильным в представлениях испытуемых об общении оказался фактор Негативное общение, в который вошли такие характеристики общения как жестокое, грязное, тяжёлое, утомительное, и.т.д. Это говорит о том, что для испытуемых в первую очередь являются значимыми опасения, связанные с общением. Значимость опасений, связанных с общением, может формировать у испытуемых мотивацию, связанную с избеганием неудач в общении, а не мотивацию достижения результатов в нём. У пользователей, зависимости не имеющих, наиболее значимым, наоборот, являются позитивные представления об общении; у них доминирут потребность в достижениях в общении.

Также в результате кластерного анализа было выявлено, что в представлениях испытуемых существует два полюса общения – негативный и позитивный. Это подтверждает, что для испытуемых являются значимыми опасения, связанные с общениями, и они в первую очередь обращают внимание именно на них.

Это подтверждает нашу вторую гипотезу о том, что у Интернет-пользователей возрастной группы 18-25 лет, зависимых от социальных сетей, представления об общении имеют более негативную окраску по сравнению с пользователями, зависимости не имеющими.

В группе Интернет-пользователей от 25 до 30 лет, зависимых от социальной сети удалось выявить, что для испытуемых этой группы наиболее сильным фактором выступает Привлекающие общение, в который входят такие дескрипторы как привлекающие, безумное, игровое. Это говорит о том, что общение имеет высокую позитивную значимость для них и положительную окраску. У пользователей данной возрастной группы, зависимости не имеющих, содержание представлений об общении не имеет значимых различий с зависимыми пользователями.

Было выявлено, что в представлениях зависимых испытуемых наиболее привлекательные виды общения, а именно идеальное общение, общение с близкими людьми и общение с любимым человеком, связаны между собой и с общением в социальной сети. Это говорит о том, что в представлениях испытуемых реализация этих видов общения возможна в большей степени в социальных сетях. Для пользователей, зависимости не имеющих, те же объекты связаны с общением в реальности.

В группе Интернет-пользователей старше 30 лет, зависимых от социальных сетей, основным фактором оказался Общение - флирт. Это говорит о том, что для испытуемых общение является в первую очередь способом флирта, который значим для испытуемых. Все остальные факторы имеют сходное содержание и включают в себя характеристики веселое, интересно, увлекательное и т.д. У пользователей данной возрастной группы, зависимости не имеющих, содержание представлений об общении не имеет значимых различий с зависимыми пользователями.

В результате кластерного анализа удалось выяснить, что для испытуемых на уровне тенденции наиболее эмоционально привлекательными объектами оказываются общение с близкими людьми, общение с любимым человеком, общение – флирт, так как они объединяются с объектом идеальное общение. Кроме того, к этим объектам на уровне тенденции присоединен объект общение в социальной сети, то есть испытуемые склонны осуществлять всё вышеперечисленное общение в социальной сети. Для пользователей, зависимости не имеющих, те же объекты связаны с общением в реальности.

Это подтверждает нашу третью гипотезу о том, что в возрастных группах Интернет-пользователей 25-30 лет и старше 30 лет, зависимых и не зависимых от социальной сети, представления об общении содержательно близки, однако отличаются предпочитаемые способы реализации этих представлений (в социальной сети и в реальности соответственно).

Результаты факторного и кластерного анализа по группам испытуемых, выделенных в зависимости от стажа пользования социальной сетью, не показали содержательных различий. Четвертая гипотеза о том, что существуют значимые различия в представлениях об общении у Интернет-пользователей с разным стажем пользования социальной сетью; с увеличение стажа значимость социальных сетей как места реализации потребности в общении возрастает, не подтвердилась.

Таким образом, можно говорить о том, что нам удалось выявить специфику представлений об общении у Интернет-пользователей, зависимых от социальной сети, разных возрастных групп. Она состоит в том, что в представлениях об общении Интернет-пользователей от 18 до 25 лет, зависимых и не зависимых от социальной сети, есть содержательные различия. При этом в представлениях об общении у Интернет-пользователей от 25 до 30 лет и старше 30 лет, зависимых и не зависимых от социальной сети, содержательные характеристики общения одинаковы, различается лишь способ, которым испытуемые осуществляют его.

Общим моментом для всех возрастных групп Интернет-пользователей, зависимых от социальных сетей, оказалось то, что, по их собственному мнению, время, которое они проводят в социальной сети, они могли бы провести с большей пользой. Испытуемые не удовлетворены своим общением в социальной сети, однако при этом проводят в ней по 5-6 часов ежедневно. В то же время зависимые пользователи утверждают, что для них не будет проблемой отказаться от общения в социальной сети; таким образом, ответы демонстрируют явное противоречие между сознательными представлениями и реальностью. Интернет-пользователи, зависимости не имеющие, напротив, считают время, проведенное в социальной сети, полезным и используют сеть как один из целого ряда инструментов коммуникации.

Все это подтверждает нашу первую гипотезу о том, что существуют значимые различия в представлениях об общении у Интернет-пользователей, зависимых от социальной сети, и у Интернет-пользователей, не имеющих такой зависимости.