Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры социальная психология.docx
Скачиваний:
37
Добавлен:
11.09.2019
Размер:
250.48 Кб
Скачать

2) Охотничья гипотеза

Во-первых, чтобы успешно охотиться группами, люди придумали для общения язык, содержащий такие понятия, как «друг» и «враг», «мы» и «они», служащие для оправдания агрессивных действий против других.

Во-вторых, появление оружия, поражающего на расстоянии, такого как лук и стрелы (вместо дубинок и камней), привело к тому, что люди стали более удачливыми «вооруженными хищниками».

3) Социобиологический подход.

Согласно социобиологическому подходу, агрессивные взаимодействия с конкурентами представляют собой один из путей повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами - недостатком пищи или брачных партнеров. Очевидно, успешная репродукция более вероятна, если у индивидуума имеется достаточное количество пищи и партнеров, с которыми можно производить потомство.

Агрессивное побуждение: фрустрация и агрессия

Теория агрессии, сформулированная Доллардом и другими (Dollard & others, 1939). Вместе взятые, эти положения известны как теория фрустрации - агрессии. Положения:

1. Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

2. Агрессия всегда является результатом фрустрации.

Считается, что агрессия провоцирует агрессию (побуждает к агрессии), что, в свою очередь, облегчает проявление или поддерживает агрессивное поведение.

Внимательное рассмотрение каждой из них показывает, что обе эти формулировки слишком расплывчаты.

Фрустрация не всегда ведет к агрессии, представили результаты многих эмпирических исследований (Berkowitz, 1969). Все они показывают следующее: несмотря на то что фрустрация иногда способствует агрессии, это бывает не столь часто. Видимо, фрустрация вызывает агрессию прежде всего у людей, которые усвоили привычку реагировать на фрустрацию или другие аверсивные стимулы агрессивным поведением.

Принимая во внимание эти рассуждения, Миллер (Miller, 1941), одним из первых сформулировавший теорию фрустрации - агрессии, незамедлительно внес поправки в первое из вышеприведенных положений: фрустрация порождает различные модели поведения, и агрессия является лишь одной из них.

Агрессия есть «благоприобретенное свойство», и человек не является по своей природе разрушителем. Он – жертва своей истории, жертва своей свободы, под которой он имеет в виду «меру ответственности».

Поведение человека Э. Фромм не сводит целиком к врожденным нейропсихологическим механизмам – стимулам. Поведение человека – это реализация его свободы.

По мнению Э. Фромма, деструктивность человека имеет филогенетические корни. Оно запрограммировано в человеке, связано с врожденными инстинктами, но сформировалась она (деструктивность - агрессия) в ходе его истории, а не предыстории.

51. Альтруизм. Теории альтруизма.

Альтруизм (французское altruisme, от латинского alter - другой) - бескорыстная забота о благе других людей. Термин введен французским философом О. Контом как противоположный по смыслу термину "эгоизм". Итак, альтруизм можно назвать эгоизмом наоборот. Альтруист оказывает помощь даже тогда, когда ничего не предлагается взамен, да и ожидать ничего не приходится.

Существует три взаимодополняющие теории альтруизма.

Эволюционная теория в рамках эволюционной психологии, настаивающей на том, что сущностью жизни, основной ее движущей силой является сохранение рода. Под причиной альтруизма понимается так называемое биологическое программирование. Гены заставляют нас действовать так, чтобы максимально увеличить возможность выживания наших генов. Генетический эгоизм, таким образом, настраивает нас только на два вида бескорыстного или, точнее, побуждающего к самопожертвованию альтруизма. Это защита рода и поиск взаимной выгоды.

Наши гены заставляют нас заботиться о тех, с кем мы имеем кровное родство, подчиняться инстинкту защиты рода. Так, одной из форм самопожертвования, которая действительно способствует сохранению генов, является самозабвенная любовь к своим детям.

Генетический эгоизм также предопределяет действия в соответствии с принципом взаимности. По теории биолога Роберта Триверса (Robert Trivers), один организм оказывает помощь другому, потому что ожидает оказания помощи в ответ. Дающий надеется, что позднее станет получающим, а нежелающий ответить взаимностью будет наказан: обманщиков, отступников и предателей презирает весь мир. Принцип взаимности ярче всего проявляется в малых, изолированных группах, в которых человек часто встречается с людьми, которым оказывает помощь, - тем больше шансов получить в качестве компенсации ответную помощь, ведь небольшие группы (школы, городки, церкви, общежития) способствуют возникновению общинного духа, когда люди заботятся друг о друге.

Некоторые эволюционные психологи настаивают на том, что самопожертвование могло также возникнуть при групповом отборе. Группы предлагали защиту от хищников и других, враждебных групп, способствовали осуществлению совместной охоты и обработки земель. Таким образом, группы, состоящие из индивидуумов, склонных к взаимному альтруизму, вероятнее всего, должны были выжить.

Теория социального обмена, по которой человеческое взаимодействие направляется "социальной экономикой": мы обмениваемся не только материальными благами и деньгами, но и социальными "товарами" - любовью (как ни цинично это звучит), услугами, информацией, статусом. Поступая так, мы используем стратегию "минимакса": минимизируем расходы, максимизируем вознаграждение.

По теории социального обмена, человек, делая выбор, совершать альтруистический поступок или нет, как бы мысленно проигрывает условия своеобразной сделки - чего в итоге он получит больше: вознаграждений или затрат?

Вознаграждения, которые мотивируют оказание помощи, могут быть внешними и внутренними. Внутреннее вознаграждение (или самовознаграждение) -если кто-то поблизости расстроен, мы, как правило, отвечаем эмпатией (сочувствием). Также, альтруистические поступки дают чувство самоудовлетворения, уменьшают чувство вины, усиливают наше чувство собственного достоинства, самоуважение, заставляют думать о себе лучше.

Теории социальных норм.

Зачастую мы оказываем помощь другим потому, что нечто говорит нам, что мы должны поступать именно так. Мы должны помочь старушке перейти дорогу. Мы должны вернуть бумажник тому, кто его потерял.

Нормы - это общественные ожидания. Они предписывают нам определенное поведение, определенные жизненные обязанности.

Социолог Алвин Гоулднер (Alvin Gouldner) утверждает, что всеобщим моральным кодом является норма взаимности: нам следует не наносить вред, а оказывать помощь тем, кто оказывает помощь нам.

Эта норма наиболее явно касается взаимоотношений равных с равными. Те, кто не считает себя зависимыми от кого-либо или стоящими ниже их по положению, особенно чувствуют необходимость отвечать взаимностью. Если у них нет возможности это сделать, они могут почувствовать, что, принимая помощь, они подвергают себя опасности или роняют свое достоинство. Таким образом, в отличие от людей с низким чувством собственного достоинства, они с большей неохотой ищут помощи и уж тем более просят о ней.

Вера в то, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем, является нормой социальной ответственности. Именно эта норма побуждает людей, например, поднять книгу, которую уронил человек на костылях.

Эмпатия как источник подлинного альтруизма

Психолог Дэниел Бэйтсон полагает, что наша готовность помогать другим есть следствие обеих причин — заботы о собственных интересах и альтруистических соображений.

Душевный дискомфорт, который мы испытываем, наблюдая за страданиями другого человека, побуждает нас избавиться от него, а сделать это можно, либо пройдя мимо неприятной ситуации, либо оказав помощь. Но, по мнению Бейтсона и его коллег, мы также испытываем эмпатию, особенно если страдает близкий нам человек.

Мы также испытываем эмпатию к тем, с кем мы идентифицируем себя