Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хвостов В_Общая теория права_1911.doc
Скачиваний:
9
Добавлен:
16.11.2019
Размер:
808.45 Кб
Скачать

§ 26. Виды юридических норм.

I. Нам уже приходилось говорить о делении законов на общие и особенные. Это деление относится не к одним только законам, но и к обычаям, т.е. ко всем юридическим нормам. Следует вообще различать право общее и местное, смотря по территориальному пространству его применения, и право общее и сингулярное, смотря по кругу лиц и отношений, подлежащих действию права.

1. Право общее и местное. Применительно к законам это различие имеет только то значение, что некоторые законы действуют в пределах всего государства, а другие издаются лишь для определенной местности. Но для обычного права различие это может иметь еще более широкое значение. Именно, общее обычное право мыслимо даже в качестве права, охватывающего территорию нескольких различных государств. такое право возникает в том случае, если эти государства живут в одинаковых культурных условиях, способствующих образованию общих обычаев у их населения.

1) Общее право имеет значение права субсидиарного, т.е. оно применятся лишь постольку, поскольку действие его не ограничено нормами местного права. Так, в Германии эпохи рецепции римское прав было общим обычным правом Германских государств, но применялось лишь настолько, насколько это допускали местные права отдельных областей.

2) Но чаще общее право имеет абсолютное значение: в таком случае местные права применяются лишь настолько, насколько это позволено общим правом. Таково отношение общего и местного права в современной России.

2. Право общее и сингулярное. Общим называется то право, которое применяется ко всем лицам и отношениям; сингулярное право создано в виде изъятия для одного какого-либо класса лиц, вещей или отношений. таковы, Напр., нормы, регулирующие положение женщин, малолетних, евреев в России и т.п. Сингулярное право является в результате разных причин. Иногда оно составляет результат ясно сознанных законодателем особенностей в положении известного класса лиц, вещей или отношений, заставляющих поставить этот класс в особое положение. Но иногда оно этого значения и не имеет. Оно может возникнуть, напр., вследствие того, что известный общий принцип, пробивающий себе дорогу в право, не нашел еще полного признания, но подмечен и признан законодателем, пока только в специальной области отношений. Такое сингулярное право должно со временем стать общим и допускать распространение по аналогии[1]. Возможен и боратный случай, когда сингулярное право является последним остатком некогда общего принципа, который начал утрачивать свою силу, и только в качестве переживанья держится еще для какого-либо специального класса отношений. Такое сингулярное право обречено на полное исчезновение.

II. По силе своего действия нормы права могут быть разделены на 1) уполномочивающие, 2) диспозитивные и 3) принудительные.

1) Принудительными нормами называются такие, которым все члены государства обязаны подчиняться и которые не могут быть устранены от применения волею частных лиц. Эти нормы составляют основу всего права и определяют его общий характер.

2) Уполномочивающие нормы. Закон не может всего предусмотреть, да и не дожжен брать на себя этой роли. Большое значение в праве всегда играет свободное усмотрение отдельных лиц, которым предоставлено своими распоряжениями определять судьбу того или иного правоотношения. Для того, чтобы частные лица могли делать такие распоряжения с юридической силой, они должны получить от права соответственные полномочия. Эти полномочия и предоставляются им уполномочивающими нормами. Особенно много таких норм в гражданском праве, ибо, как мы знаем, воля частных лиц признается обыкновенно лучшим регулятором частноправового оборота. Такой характер носит, напр., ст. 1041 Зак. Гражд. «завещать имущество благоприобретенное можно или в полную собственность, или же во временное владение и пользование».

3) Диспозитивными нормами называются такие, которые предназначены заполнять пробелы воли частных лиц в заключаемых ими актах. В тех случаях, когда частные лица получили право свободно регулировать свои отношения, они могут придавать этим актам любое содержание, лишь бы не нарушались предписания принудительных норм. Но если составленный сторонами акт содержит в себе пробелы относительно каких-либо подробностей, которые стороны не предусмотрели при его заключении, то эти пробелы восполняются диспозитивными нормами.

Следовательно, диспозитивная норма применяется лишь тогда, когда частные лица не распорядились иначе. Огромное большинство норм гражданского права имеет такой диспозитивный характер[2]. Такова, напр., ст. 1705 Гражд. Зак.: «Хозяин не в праве отказать наемщику до наступления срока найма, хотя бы кто предлагал и большую перед ним цену. Равномерно наемщик не может отказаться от платежа договорной цены до истечения определенного условием срока». Разумеется, заключая договор найма, стороны могут распорядиться иначе и предоставить хозяину или нанимателю именно те права, которых не признает за ним ст. 1705; эта статья применяется лишь тогда, когда стороны ничего по этому поводу не сказали в своем договоре (см. Касс. 76/100). Следует оговориться, впрочем, что за судом всегда остается право не признать силы за такими распоряжениями частных лиц, которые противны добрым нравам (ср. ст. 1528 Зак. Гр.).

[1] Напр., рабочее законодательство, основанное на принципе ограничения свободы договора между предпринимателями и фабричными рабочими, повсюду начало развиваться со специальных законов о труде женщин и детей и лишь со временем распространилось и на взрослых мужчин.

[2] Оригинальные соображения о диспозитивных нормах в области публичного права см. у Еллинека, Конституции, их изменения и преобразования, стр. 36 слл.