Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции по вирусным болезням свиней.doc
Скачиваний:
93
Добавлен:
30.05.2014
Размер:
686.08 Кб
Скачать

Иммунитет и специфическая профилактика

При ИГС имеет значение местный иммунитет кишечника, так как гуморальные AT не защищают животного от заражения. У переболевших свиней иммунитет сохраняется более 2 лет. У поросят он слабый и непродолжительный. Изучена роль респираторных и кишечных лимфоидных тканей в создании иммунитета против ВИГС. Вероятно при защите от этой инфекции большое значение имеет появление IgA после перорального введения ВИГС . Специфическая профилактика ИГС несмотря на свою многолетнюю историю все еще остается актуальной проблемой .

Пассивная иммунизация и её механизм мало изучены. IgA молозива образуются в результате стимулирования иммуноцитов, мигрирующих в молочные железы. Вакцинация супоросных свиноматок возможна аттенуированными, авирулентньми и субъе­диничными вакцинами орально, интраназально, внутримышечно и внутрь молочной железы. По аналогии с естественным путем заражения используют сочетанную оральную и интраназальную вакцинацию, хотя и она часто не оправдывает надежд. Новорожденных поросят или поросят-сосунов вакцинируют орально, чтобы инду­цировать быструю защиту посредством интерференции или стимулирования локального иммунитета, что в некоторой степени облегчает контроль эпизоотической ситуации. Вакцинация свиноматок, ранее инфицированных ВИГС, в ряде случаев приводит к значи­тельному увеличению продукции IgA и IgG и обеспечивает лучшую защиту поросят, что приемлемо при энзоотическом ИГС.

Применение живых вакцин. Аттенуированные штаммы ВИГС получают серийным пассированном вирулентных штаммов в первичных культурах и постоянных линиях клеток свиного происхождения. Для заметного ослабления вирулентности вируса требуется не менее 100 пассажей. Пероральная вакцинация супоросных свиноматок живой вакциной оказалась более эффективной, чем внутримышечная. Вакцинация новорожденных поро­сят перорально живой вакциной за 1 ч до получения молозива оказалась более безвредной и снижала заболеваемость и гибель поросят в неблагополучных хозяйствах. Живую вак­цину применяли перорально двукратно. Первый раз на 6-й нед. супоросности, второй- за 3 нед. до опороса. У вакцинированных животных развивался иммунитет, о чем свидетельство­вала защита новорожденных поросят от ИГС во время вспышки заболевания. Для по­вышения эффективности оральной иммунизации были предложены живые вакцины с по­вышенной устойчивостью к содержимому ЖКТ. К ним относятся микрокапсулированная вакцина из шт. N, устойчивая к кислой среде и ферментолизу. Высокую степень устойчиво­сти поросят к экспериментальному заражению достигали двукратной вакцинацией свинома­ток аттенуированным шт. Nuzilly орально или в конъюнктиву за 6-7 нед. до оплодотворения и за 7-15 дн. до опороса. Поскольку главная роль в защите новорожденных поросят при кишечных заболеваниях принадлежит лактогенному иммунитету, основное внимание при разработке вакцин против ИГС и способов применения стали уделять индукции синтеза сек­реторного иммуноглобулина в молочной железе иммунизированных свиноматок. Перспек­тивным оказался комбинированный способ иммунизации. Живая вакцина из шт. РИМС при двукратном внутримышечном введении супоросным свиноматкам обеспечивала менее выраженную защиту поросят, чем при оральном применении. Лучший эффект отмечен при комбинированном введении вакцины свиноматкам (за 4-6 нед. до опороса перорально и за 2 нед. до опороса внутримышечно) для получения оптимального бустер-эффекта.

Применение инактивированных вакцин. Инактивированные вакцины готовят из ви­руса, выращенного в однослойных первичных или перевиваемых культурах клеток свиного происхождения, используя, как правило, масляный адъювант. Полная инакгивация культурального вируса различными веществами в 0,01% -ной концентрации при 37°С наступала в случае использования NP 40 через 2, БПЛ и АЭИ через 3, формалина через 4 ч. Более вы­раженную деструкцию вирионных полипептидов вызывал формалин. Инакгивированные вакцины свиноматкам вводят внутримышечно двукратно за 7-10 да и 2-4 нед. до опороса. Инактивированную концентрированную вакцину применяют внутримышечно в дозе 1 мл за 2-3 нед. до опороса. Для изготовления вакцины вирус концентрируют и инактивируют фор­малином. Инактивированный АГ перед введением объединяют с масляным адъювантом и встряхивают до состояния гомогенной суспензии. Во время последующей супоросности вак­цинацию повторяют полностью. Вакцина обеспечивает защиту новорожденных поросят на протяжении подсосного периода за счет высокоэффективной иммунизации их матерей.

В ВИЭВ разработаны высокопроизводительные методы культивирования нереверсибельного аттенуированного штамма ВИГС в однослойной и суспензионной культурах постоянной линии клеток почки свиней. Создана эмульгированная вакцина для внутри­мышечного и сухая живая для инграназального применения. Свиноматок на 70-75-й день супоросности прививают одновременно интраназально и внутримышечно, а за 2 нед. до опо­роса - только внутримышечно.

Недавно получена и испытана с положительным результатом в лабораторных условиях субъединичная вакцина против ИГС. Иммуногенные компоненты, выделенные из вирионов с помощью ультразвука, с последующей очисткой и концентрацией методами изопикнического центрифугирования и гельфильтрации через Сефадекс G-200, представляли собой, по-видимому, пепломеры (1,20 см3; 25000 Д). Внутримышечное введение субъединичного пре­парата в смеси с масляным или ГОА адъювантом индуцировало синтез ВНА в высоких тит­рах. При иммунизации супоросных свиноматок компонентная вакцина обеспечивала со­хранность поросят. Проводятся исследования по изучению эффективности применения гетерологичных коронавирусов (ИПК,КВС). Показана выраженная защита КРС против ВИГС. Используют свиной лейкоцитарный интерферон в качестве лечебно-профилактического средства против ИГС.

Серологическая оценка иммунитета. Установлена корреляция титров AT в РН и РНГА, хотя в РН они всегда были несколько ниже. Спустя 7 дн. после внутримышечной вакцинации титр AT дос­тигал 1:8, затем повышался, достигая максимума (1:64) к 42-49-му дн.ю (на 14-21-й день по­сле ревакцинации), после чего резко снижался, исчезая, примерно, через 3 мес. после вакци­нации (около 2 мес. после ревакцинации). После вакцинации 3-дн. поросят живой вакциной уровень AT у поросят от иммунных свиноматок был более низкий (1,6 log2). К 3 мес. напря­жённость иммунитета снижалась в обоих случаях: меньше единицы у поросят от иммунных свиноматок и 4,5 log2 от неиммунных. Не отмечено корреляции между устойчивостью поросят и титром AT в их крови. Счи­тают, что недостаточная иммунизирующая эффективность использованных аттенуированных штаммов объясняется потерей ими способности размножаться в тонком кишечнике свиней. Активный иммунитет возникает только при попадании вируса в кишечник. При этом иммунитет, предупреждающий развитие клинических признаков болезни, связан с резистентностью эпителиальных клеток тонких кишок к вирусу. Как обеспечивается эта резистентность - неизвестно. Полагают, что для нейтрализации вируса до его внедрения в эпителиальные клетки AT должны или свободно находиться в просвете кишечника, или быть тесно связаны с чувствительными клетками. Выздоровевшие поросята устойчивы к повторному заражению. В содержимом подвздошной, слепой и прямой кишок обнаружены ВНА, кото­рые маскируют выделяющийся вирус, затрудняя выявление вирусоносительства.

Отмечены чёткие различия гуморального и клеточного ответов на введение вирулентно­го и аттенуированного вирусов. При введении аттенуированного вируса титр ВНА выше, чем при введении вирулентного штамма. Однако клеточный ответ при определении прямым методом ингибиции миграции лейкоцитов был более продолжительным и выраженным у поросят, заражённых вирулентным вирусом, чем у привитых аттенуированным штаммом. Гуморальный ответ достигал пика через 21 после заражения, клеточный - через 28 дн., затем снижался. У отдельных животных относительно постоянный уровень ВНА и макси­мальная ингибиция миграции лейкоцитов удерживались до 56-го дня после заражения.

Ветеринарно –санитарная оценка продукции. Туши и продукты убоя от больных и подозрительных по заболеванию выпускать в сыром виде запрещается. При наличие дегенеративных или других паталогических изменений в мускулатуре тушу с внутренними органами направляют на утилизацию. При отсутствии паталогиеских изменений направляют образцы на бактериологическое исследование на сальмонеллёз. В случае обнаружения сальмонелл внутренние органы утилизируют, а тушу направляют на проварку. При отсутствие сальмонелл разрешается перерабатывать на варёные, варёно –копчёные колбасы , консервы или проварку.