Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Древнеегипетская космогония.doc
Скачиваний:
53
Добавлен:
06.02.2015
Размер:
144.38 Кб
Скачать

Проблема моно- и политеизма в религии древнего египта

Историческое развитие египетской страны и народа привело к слиянию номов и образованию единого государства с более или менее однородным этнически, но религиозно разобщенным населением. В каждом номе обычно была своя теория возникновения и развития Вселенной, личности демиурга, появления богов и людей.Таким образом, в централизованном государстве сохранялись религиозные догмы, культы, мифы некогда независимых номов. Именно поэтому в Египте не было ни единой церкви, ни религиозной ортодоксии, что проявлялось в веротерпимости и относительной свободе религиозных воззрений — мемфисский бог Пта, гелиопольский бог Ра, как и боги других номов, были, в глазах египтян, более или менее «равноправны» и нередко перетекали один в другого.

Можно предположить, что секрет множества одинаково «главных» богов кроется в том, что жители каждой области привыкали именовать единого верховного бога соответственно той его ипостаси, которая в опыте локальных теофаний (встреч с божественным) являлась им чаще всех остальных (или же которую они в молитвах чаще просили бога им явить). Это нам и предстоит доказать в первую очередь.

Но даже если так, как примирить эту теорию с не нуждающимся в доказательствах наличием бесчисленных божетсв, состоящих в свите верховного бога, олицетворяющих силы природы, помогающих или вредящих человеку, исполняющих самые различные функции в мироздании? На этот вопрос мы тоже постараемся ответить.

При глубоком погружении в проблему, нельзя не отметить, что в учебной литературе, популярных и общих энциклопедических изданиях многобожие египтян обычно утверждается как безусловный факт. Примером может служить хрестоматия, предназначенная для студентов гуманитарных вузов, преподавателей и учащихся колледжей: «Любая политеистическая религия, в том числе и египетская, не знает понятия «истинный бог», ибо не делит многочисленные божества на истинных и ложных. Поклонения в первую очередь заслуживает «свой» бог, т. е. тот, который покровительствует данной местности, народу, политическому центру»13, – эта идея, несомненно, созвучна административному устройству страны и имеет свои доказательства.

В чем же причина того, что исследователи часто отказывают египтянам в единобожии?

  • Во-первых, в изобразительном плане отдельные образы бога четко различны и это как бы подразумевает что за каждым образом стоит отдельное божество. В этом уверен, например, советский египтолог М.А. Коростовский: «Одним из важнейших божеств Мемфиса, наряду с Пта, был бог Татетен. В дальнейшем божества были сопоставлены и слиты в одно – Пта-Татетен. Иконография Пта и Татетена различна, что свидетельствует, видимо, о том, что это разные боги»14. Это можно объяснить тем, что во многих древних традициях имя и изобразительная форма устойчиво связаны, как во времена, когда люди еще не умели писать и запечатлевали образ лишь рисунком, поэтому разнообразные эпитеты бога находили отражение в его различающихся образах. Подтверждение этой версии находим далее у Коростовского же: «Но Пта-Татетен в Новом Царстве является, несомненно, одним божеством, изображаемым в короне с перьями и с изогнутой бородой»15.

  • Во-вторых, как было описано ранее, в различные эпохи в разных частях Египта главному богу предпочтительно присваивали разные эпитеты: в Гелиополе – Атум-Ра, в Фивах – Амон-Ра, в Мемфисе – Птах, в Гелиополе – Тот, в Эсне – Хнум. Впрочем, для каждой области это не было обязательной нормой, скорее тенденцией, и неизвестно не одного случая, когда бы египтяне спорили о «настоящем» имени единого бога.

Немалое число маститых знатоков египетской культуры убеждены в существовании в Египте монотеистической традиции. Одни при этом полагают, что первоначальный монотеизм впоследствии «зарос» многобожием (Пьерре), другие (Море) утверждают, что для жрецов и некоторых посвященных был утвержден монотеизм, а народ коснел в многобожии, третьи же – что традиция эта существовала всегда и при том главенствовала (У.Э.А.Бадж).

Этот признанный знаток древнеегипетских древностей в своем труде «Египетская религия» подчеркивал: «Изучая древнеегипетские религиозные тексты, читатель может убедиться, что египтяне верили в Единого Бога, самосущего, бессмертного, невидимого, непостижимого, творца неба, земли и подземного мира, а также бестелесных существ. Однако верно и то, что в Египте были распространены и политеистические идеи и верования, которые в определенные исторические периоды развивались до такой степени, что соседние народы и чужеземцы были введены в заблуждение и считали египтян политеистами и идолопоклонниками. Но, несмотря на все подобные отступления от обязательных обрядов, высокая идея Единого Бога никогда не терялась из виду. Напротив, она воспроизводится в религиозной литературе всех исторических периодов»16.

Здесь следует вспомнить о нетеру, то есть существах или сущностях, некоторым образом разделяющих природу и свойства Бога и обычно называвшихся богами. Древние народы, имевшие контакты с египтянами, неправильно понимали природу этих существ, что можно также сказать и о ряде современных западных авторов. Изучая эти божества более внимательно, мы приходим к выводу, что чаще всего они представляют собой образы, проявления, периоды существования или атрибуты бога верховного и единого. Тем не менее, именно «поклонение нетеру стало основанием для обвинения египтян в примитивном идолопоклонстве и представления их как народа, находящегося на низком интеллектуальном уровне»17.

В дополнение к нетеру, тексты всех эпох часто упоминают о различных мелких божках и демонах, помогающих или приносящих вред человеку, или же исполняющих какие-то вспомогательные функции. Обилие подобных мелких духов, которым тоже возносились молитвы и приносились жертвы, трудно сопоставляется с высокой идеей единого и непостижимого бога. Возможно, разнообразие подобных божков восходит к доисторическим временам, когда богословская мысль Египта не была столь развита.

Изучая факты, нельзя до конца понять, отличались ли религиозные представления доисторических египтян от идей образованного жреца из Мемфиса эпохи II династии или от взглядов почитателей Атума во времена IV династии. Составители религиозных текстов всех периодов сохранили в них множество суеверий и примитивных верований, хорошо зная, что те были продуктом воображения их первобытных или полупервобытных предков. Но они делали это не потому, что сами верили в них или думали, что другие будут верить, а потому, что уважали унаследованную ими традицию. Последователи всех великих мировых религий никогда полностью не отказывались от предрассудков своих предков. То, что было истиной для людей прошлого,является, хотя бы отчасти, истиной и для ныне живущих, и особенно это верно на Востоке, где идеи, верования и традиции считаются тем священнее, чем они древнее. Но это не мешает развитию высоких моральных и духовных концепций, среди которых древнеегипетская идея Единого, самопорожденного и самосущего Бога18.

Обратимся к вопросу о его почитании в разных местностях под различными именами.

Фиванский глава богов Амон(невидимый, непостижимый), чей культ был наиболее распространен на всей территории Египта, неоднократно сопоставлялся с Атумом(творец), Хепри(создавший себя), Ра(солярное божество), Нуном(первобытный океан, содержащий в себе Вселенную) , Тотом(олицетворение мудрости, всеведущий), Осирисом(воскресший и воскрешающий умерших, правитель загробного мира), Пта(всесильный), Хнумом(создавший Вселенную и людей на гонччарном круге), Хапи(животворящий Нил), Себеком(водное божество), Шу(бог воздуха, невидимый), и другими.

Как можно объяснить такую непоследовательность египтян в столь важном вопросе как культ главы богов и людей? Обратимся к источникам:

  • «Памятник Мемфисской космогонии» гласит: «Возникла в сердце (мысль) в образе Атума, возникла на языке (мысль) в образе Атума. Велик и огромен Птах, (унаследовавший с силу от) всех (богов) и их духов через это сердце..., в котором Ра превратился в Птаха, через этот язык..., в котором Тот превратился в Птаха»19. Само собой напрашивается предположение что в этом отрывке перечисляются не несколько отдельных богов, а различные имена или ипостаси единственного.

– в Гелиополе его чаще называли «Атум», что можно понять как «творец»: в XV главве Книги Мертвых его именуют «Творцом самого себя», «создателем людей», «создателем богов», «раскинувшим небеса»;

– в Мемфисе – «Птах», – по всей вероятности, «всесильный»: «Велик и огромен Птах, (унаследовавший силу от) всех (богов) и их духов»20;

– в Фивах – «Амон», что скорее всего означает «животворящий / невидимый и вездесущий»: известный египтолог К.Зете охарактеризовал Амона как космическое божество воздуха и ветра, наполняющих весь видимый мир, дающих дыхание жизни всему живущему, т.е. вездесущего21. Во многих памятниках Амон назван «сокровенной душой», «великой живой душой, что над всеми богами». Как воздух и ветер, душа невидима, отсюда происходит представление об Амоне как о духе, оживляющем и дающем жизнь22.

– в Гермополе – «Тот», или «премудрый, всеведущий». «Тот, великий бог, глава истины на небе и на земле»23, - говорится о нем в сказании «Исида и семь скорпионов».

  • Возвышенный гимн, содержащийся в «Папирусе Ани» возглашает:

«Дозволь мне прийти на небо, которое вечно, и на гору, где обитают возлюбленные тобой. Дозволь мне присоединиться к этим сияющим существам, святым и совершенным, которые пребывают в подземном мире; дозволь мне прийти с ними и увидеть красоту твою! Я отдал тебе мое сердце без колебаний, о Ты, Который сильнее богов»24.

  • Отражающий зло, отгоняющий болезни... Отверзающий очи, отвращающий беды... Спасающий любимого, даже если он в преисподней... Слышащий вопли взывающего к нему, Мгновенно приходящий издалека к зовущему его, Он удлиняет жизнь и сокращает ее.

Я зову, ибо вижу, что лучше Амон, Чем миллионы пехоты, чем сотни тысяч конных, Чем десятки тысяч братьев и детей, Даже если встанут они единодушно.

У него мириады очей и мириады ушей.

Он Владыка жизни.

Любящим его он преподносит всю землю.

Видим он лишь в том облике,

В каком, непостижимый,

Пожелает явить себя сам.

Такие возвышенные эпитеты встречаем в «Большом гимне Амону»25 и легенде «Битва при Кадеше»26.

  • В папирусе Булак №17 читаем: «Ты один, который создал все, ты единственный, который сотворил живое, из глаз которого появились люди, из уст которого произошли боги»27, – подобного рода высказывания, характеризующие Амона как демиурга, создателя всех богов, людей, растений и всего сущего на земле, во множестве встречаются ученым на протяжении всех древних текстов.

  • В легенде «Ра и змей» идея верховного божества раскрывается следующим образом: «Повествование о боге величайшем, создавшем себя самого, сотворившем небо, землю, воду, воздух, огонь, богов, людей, зверей, скот, червей, птиц, рыб; о царе людей и богов, едином, извечном, многоименном, чей путь не известен, кого не знают боги»28, – достаточно ясная формулировка божественных свойств.

Если обобщить все сказанное об Амоне (жизнодавец; извечный, невидимый, вездесущий, премудрый, всесильный, непознаваемый; бог-демиург, создавший себя, всех богов, людей, все сущее и саму землю и заботящийся о них; отец фараона, покровитель и защитник его войска), то станет ясно, что это практически универсальное божество. «Амон-Ра, Птах, Атум были для них (египтян) всем – творцами вселенной, хранителями миропорядка, спасительми людей от смерти»29, – утверждает профессор М.Матье. Но, так как не может быть нескольких единственных, то, следовательно, речь идет об одной сущности в различных ее проявлениях. Этим проявлениям египтяне и давали разные имена, которые, восходя к единой сущности, выявляли отдельные качества одного бога.

В качестве вывода можно вспомнить заключение профессора Зубова, сформулированное им в ходе конференции на тему религии Древнего Египта: «Как и в любой человеческой культуре, в Древнем Египте не прекращалась боррьба теистической и демонической тенденций, и последняя, временами, почти побеждала. Но, судя по лучшим и наиболее возвышенным памятникам всех трех тысячелетий египетской истории, знание Единого никогда не исчезало. В этих, наивысших творениях египетского религиозного гения с безусловностью утверждается, что бог един, что он – создател всего существующего, владыка времен, ведущий в вечность. Он – царь в Фивах, князь в Гелиополе и Великий Венценосец в Мемфисе. Он благосклонен к людям, когда они живут как должно. Он – бог единственный. Все остальное – и боги, и люди, и земля, и небо – лишь творения его»30.