Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Pavlodskiy_E_A_Levshina_T_L_Dogovory_v_predprinimatelskoy_deyatelnosti.rtf
Скачиваний:
45
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
1.46 Mб
Скачать

§ 3. Характеристика договора финансирования под уступку

денежного требования

Договор финансирования под уступку денежного требования призван оказать помощь предпринимателям, которые по характеру своей деятельности вынуждены иметь дело с большим количеством должников. Передав по такому договору дебиторскую задолженность специализированной коммерческой организации (финансовому агенту), клиент освобождается от взыскания долгов со своих должников и получает финансирование, что позволяет отнести данную договорную конструкцию к категории предпринимательских договоров.

Договор финансирования под уступку денежного требования заключается в письменной форме. При этом он может состоять из одного документа, подписанного сторонами, а также быть заключен путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной и иной связи (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

Анализ п. 1 ст. 824 ГК РФ показывает, что договор финансирования под уступку денежного требования является возмездным.

В связи с этим в нем должна быть четко определена цена договора, иначе договор будет на основании ст. 432 ГК РФ считаться незаключенным <1>. Таким образом, цена договора финансирования под уступку денежного требования относится к числу существенных условий.

--------------------------------

<1> См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15 февраля 2001 г. по делу N 939.

Условие о цене в договоре факторинга носит сложный характер, поскольку складывается, во-первых, из сумм, уплачиваемых фактором за уступаемые денежные требования, а во-вторых, из вознаграждения, которое ему причитается за оказание иных финансовых услуг, если их выполнение предусмотрено соглашением сторон.

Договор финансирования под уступку денежного требования может быть как реальным, так и консенсуальным.

Модель отношений между финансовым агентом и фактором возможна в следующих четырех формах: клиент обязуется уступить права требования, а фактор его финансирует; клиент уступает, а фактор обязуется профинансировать; клиент уступает, а фактор финансирует; клиент обязуется профинансировать, а фактор обязуется уступить.

Поскольку п. 1 ст. 824 ГК РФ носит диспозитивный характер, стороны вправе по своему усмотрению выбрать любую из приведенных выше моделей поведения.

Если договор финансирования под уступку денежного требования сконструирован как реальный, то с момента передачи клиентом прав требования финансовому агенту путем цессии или финансирования финансовым агентом клиента договор вступит в силу и у указанных субъектов возникнут права, а у их контрагентов - обязанности.

Если же договор финансирования под уступку денежного требования является консенсуальным, то он будет считаться заключенным с момента достижения сторонами соглашения в надлежащей форме по всем существенным условиям договора.

Отсюда вытекает, что реальный договор - односторонне обязывающий, а консенсуальный - двусторонне обязывающий (взаимный).

Учитывая то, что при приобретении финансовым агентом денежных требований велика вероятность их неоплаты со стороны должника, договор факторинга также может быть отнесен к категории рисковых договоров.

Кроме того, он может быть как срочным, так и бессрочным. При этом срок, если иное не предусмотрено соглашением сторон, не является существенным условием договора финансирования под уступку денежного требования.

В результате анализа правоприменительной практики возникает также вопрос: является ли договор финансирования под уступку денежного требования самостоятельным договором или же смешанным?

В качестве примера приведем текст мотивировочной части постановления Федерального арбитражного суда Московского округа <1>, в котором говорится, что "из смысла ст. ст. 824, 825, 826 ГК РФ следует, что при финансировании под уступку денежного требования участник предпринимательских отношений, уступая имеющееся у него денежное требование другому лицу (финансовому агенту), в обмен на это получает заем или кредит".

--------------------------------

<1> Постановление кассационной инстанции ФАС Московского округа от 21 апреля 1998 г. N КГ-А40/730-98.

Такой вывод суда нельзя признать обоснованным, поскольку он дает неправильное толкование содержания договора финансирования под уступку денежного требования.

По нашему мнению, договор факторинга является самостоятельным договором, поскольку, во-первых, его законодательное регулирование сосредоточено в специальной главе (гл. 43 ГК РФ), а во-вторых, он имеет только ему присущий предмет регулирования, о котором речь пойдет ниже.

Таким образом, можно говорить о договоре факторинга не как о смешанном договоре, включающем в себя в соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ элементы иных договоров, а как о договоре, существенным элементом которого является денежное требование, присущее иным "родственным" договорам - кредиту и займу. Такому выводу способствует также и то, что гл. 43 ГК РФ расположена среди глав, регулирующих предоставление кредитно-финансовых услуг.

Соседние файлы в предмете Предпринимательское право