Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Pavlodskiy_E_A_Levshina_T_L_Dogovory_v_predprinimatelskoy_deyatelnosti.rtf
Скачиваний:
45
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
1.46 Mб
Скачать

§ 4. Особенности ответственности за нарушение

предпринимательского договора

Особенности ответственности по предпринимательским договорам обусловлены закрепленным в абз. 3 ч. 1 ст. 2 ГК РФ таким признаком предпринимательской деятельности, как осуществление ее на риск самого предпринимателя (лица, которое занимается предпринимательской деятельностью). Под риском применительно к вопросам, рассматриваемым в настоящем параграфе, следует понимать, во-первых, самостоятельную ответственность предпринимателя всем своим имуществом, на которое в соответствии с действующим законодательством может быть обращено взыскание по его долгам перед кредиторами, и, во-вторых, возложение на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, всех отрицательных последствий такой деятельности. В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется на риск лиц, занимающихся ею. Поэтому, с одной стороны, для ответственности за нарушение предпринимательских договоров применяются более жесткие правила, например об основаниях ответственности, а с другой стороны, предоставляется большая свобода в определении ее объема.

В ГК РФ применительно к ответственности речь идет об ответственности за нарушение обязательства или за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства. В связи с этим под ответственностью за нарушение предпринимательского договора следует понимать ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, возникшего на основании предпринимательского договора (ст. 307 ГК РФ).

В юридической литературе высказаны различные точки зрения по поводу юридического понятия гражданско-правовой ответственности <1>. Неоднозначно термин "ответственность" используется и в ГК РФ. По одним видам обязательств под ответственностью понимаются ее формы: возмещение убытков и уплата неустойки, а по другим - и те правовые последствия, которые наступают в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (см., например, ст. 723 "Ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы"). В настоящем параграфе под ответственностью за нарушение предпринимательского договора понимаются установленные законом или договором санкции имущественного характера в форме возмещения убытков и (или) уплаты неустойки, которые налагаются на сторону предпринимательского договора, не исполнившую или ненадлежаще исполнившую свое обязательство, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности.

--------------------------------

<1> См. обзор различных точек зрения: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: Общие положения. М.: Статут, 1997. С. 490 - 502, 511 - 514.

1. Особенности условий ответственности

за нарушение предпринимательского договора

Основная особенность ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, связанного с осуществлением его стороной предпринимательской деятельности, предусмотрена п. 3 ст. 401 ГК РФ. В отличие от общего принципа ответственности за вину в соответствии с этим пунктом лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее такое обязательство, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Непреодолимой силой признаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. В качестве примера таких обстоятельств могут быть приведены явления стихийного характера (землетрясение, наводнение, лесные пожары, удар молнии и т.п.), а также эпидемии, военные действия, крупные забастовки и т.д. Вместе с тем п. 3 ст. 401 ГК РФ содержит незакрытый перечень обстоятельств, которые не признаются непреодолимой силой. ГК РФ отнес к ним три обстоятельства: нарушение обязательств контрагентами лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность (поставщик не исполнил своих обязательств перед покупателем по поставке грузовых автомобилей вследствие того, что ему вовремя не были поставлены его контрагентом - моторным заводом двигатели); отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательства товаров или отсутствие у лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, денежных средств, необходимых для исполнения связанного с ней обязательства (у поставщика отсутствуют денежные средства для приобретения необходимого для изготовления продукции сырья и материалов либо у покупателя отсутствуют денежные средства для оплаты поставленных ему товаров).

Таким образом, по общему правилу ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, наступает независимо от вины, т.е. как при ее наличии, так и при ее отсутствии.

В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ исключения из указанного правила могут устанавливаться законом или договором.

По отдельным видам договорных обязательств, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, такие исключения предусмотрены самим ГК РФ. По некоторым из них ГК РФ прямо устанавливает ответственность за вину. Так, по договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший свое обязательство перед заготовителем либо исполнивший его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (ст. 538), энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии вины, если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту (п. 2 ст. 547), по договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ исполнитель несет ответственность перед заказчиком за нарушение договора, если не докажет, что оно произошло не по его вине (ст. 777).

По-иному сформулированы основания ответственности перевозчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза, если не докажет, что несохранность груза произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 796). Это означает, что ответственность перевозчика наступает при наличии его вины в несохранности груза, так как согласно абз. 2 п. 1 ст. 401 ГК РФ вина - это непринятие всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые необходимы при той степени заботливости и осмотрительности по характеру этого обязательства и условиям оборота. Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза также наступает за вину. Транспортные уставы и кодексы конкретизируют перечень обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности. Например, на основании ст. 97 Устава железнодорожного транспорта РФ <1> перевозчика освобождают от ответственности за просрочку доставки груза непреодолимая сила, военные действия, блокада, эпидемии и иные независящие от перевозчика обстоятельства, препятствующие осуществлению перевозок, а также временное прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных железнодорожных направлениях или на отдельные железнодорожные станции в порядке, установленном ст. 29 Устава.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170; N 28. Ст. 2891.

Статья 166 Кодекса торгового мореплавания РФ <1> предусматривает освобождение перевозчика от ответственности за утрату или повреждение груза либо за просрочку его доставки, если он докажет, что они произошли вследствие непреодолимой силы; опасностей или случайностей на море; любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море; пожара, возникшего не по вине перевозчика; действий или распоряжений соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и др.); военных действий и народных волнений; действия или бездействия отправителя или получателя груза; скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли; незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза; забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление либо ограничение работы полностью или частично; иных обстоятельств, возникших не по вине перевозчика, его работников или агентов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207; 2004. N 45. Ст. 4377.

По некоторым видам обязательств основания ответственности определяются с учетом вины контрагента лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Так, профессиональный хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение произошли вследствие непреодолимой силы, либо из-за свойств вещи, о которых хранитель, принимая ее на хранение, не знал и не должен был знать, либо в результате умысла или грубой неосторожности поклажедателя (ст. 901 ГК РФ). По договорам хранения ценностей в банке с предоставлением клиенту индивидуального банковского сейфа (п. 3 ст. 922 ГК РФ) и хранения ценностей в предоставленном гостиницей сейфе (п. 2 ст. 925 ГК РФ) соответственно банк или гостиница освобождаются от ответственности за сохранность ценностей, если докажут, что по условиям хранения доступ кого-либо к сейфу без ведома клиента был невозможен либо стал возможным вследствие непреодолимой силы. Доверительного управляющего освобождают от ответственности за убытки, причиненные выгодоприобретателю и учредителю управления, непреодолимая сила либо действия выгодоприобретателя или учредителя управления (п. 1 ст. 1022 ГК РФ).

Исключения из принципа ответственности по обязательствам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, независимо от вины могут устанавливаться не только законом, но и договором.

Включение в договор иных правил по сравнению с общим правилом об ответственности независимо от вины по обязательствам, связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, ограничено.

Первое ограничение касается недопущения устранения или ограничения ответственности за умышленное нарушение обязательства, предусмотренного соглашением сторон, которое достигнуто до нарушения обязательства (п. 4 ст. 401 ГК РФ). Такое соглашение признается ничтожным по ст. 168 ГК РФ как не соответствующее закону. Из этой нормы следуют по крайней мере два вывода.

Представляется, что это ограничение распространяется как на предпринимательские договоры, которые заключены обеими сторонами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, так и на предпринимательские договоры, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности только одной стороной.

Правила п. 4 ст. 401 ГК РФ подлежат применению как в случае установления ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, независимо от вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ), так и в случае, когда ответственность за нарушение таких обязательств наступает в соответствии с законом при наличии вины.

Второе ограничение касается договоров присоединения (ст. 428 ГК РФ), в отношении которых предусмотрены два правила в зависимости от сторон такого договора. Если договор присоединения для одной стороны связан с осуществлением предпринимательской деятельности, а для другой - нет, то последняя, присоединившись к условиям договора, разработанным первой стороной, вправе требовать расторжения или изменения договора, хотя этот договор и не противоречит закону (как в случае, предусмотренном п. 4 ст. 401 ГК РФ), но исключает или ограничивает ответственность стороны, осуществляющей предпринимательскую деятельность.

Если обе стороны осуществляют предпринимательскую деятельность, то требование о расторжении или изменении договора стороны, присоединившейся к договору, не подлежит удовлетворению, если она знала или должна была знать, на каких условиях заключает договор.

Третье ограничение касается договоров, одной из сторон которых является потребитель-гражданин. Так как нормы Закона о защите прав потребителей <1> об основаниях ответственности продавца, изготовителя, исполнителя независимо от вины являются императивными, то в договоре эти нормы не могут быть изменены.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 140; 2004. N 52. Ст. 5275.

Следует обратить внимание на то, что ГК РФ предусматривает условия, при которых за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств применяются санкции, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, не являющиеся гражданско-правовой ответственностью. Так, покупатель, которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования о безвозмездном устранении недостатков товара, а в случае существенного нарушения требований к качеству товара о замене такого товара либо отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за него денежной суммы (ст. ст. 518 и 475 ГК РФ) при наличии условий, предусмотренных ст. 476 ГК РФ, которая различает их в зависимости от наличия или отсутствия договорной гарантии качества.

Соседние файлы в предмете Предпринимательское право