Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Таблица по _Исповеди_ (Дзыза)

.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
13.12.2022
Размер:
13.18 Кб
Скачать

Таблица по Исповеди (Дзыза Александр, гр. 216)

Термин

Определение

Вопросы

Бог-Троица

С одной стороны христианский Бог обладает целым рядом привычных божественных свойств и качестве.

Он является творцом мирозданья: "спросил всю вселенную о Боге моем, и она ответила мне: я не бог; Творец наш, вот кто Он". Он сообщает животворящую силу миру людей: "он Жизнь жизни твоей". Он является истинной: "Ты – Истина, над всем царящая". Его бытие абсолютно и неизменно: "как абсолютно Твое бытие, так абсолютно и знание; неизменно Твое бытие, неизменно знание и неизменна воля".

С другой стороны христианский Бог обладает существенной отличительной чертой: хоть и является единственным и единым Богом - внутри "разделяется" на три лица: "вот Троица, Боже мой: Отец и Сын и Святой Дух, Создатель всякого создания".

Иначе лица называются "ипостасями". Аврелий предлагает посмотреть на определение свойств каждой конкретной ипостаси через призму трех возможных и достаточных свойств: быть, знать и хотеть.

"Эти три свойства и составляют нераздельное единство – жизнь, и, однако, каждое из них нечто особое и единственное; они нераздельны и все-таки различны".

Однако Августин не решается определить "троичен ли Бог по причине этих трех свойств, или в каждом Лице имеются эти три свойства.

Августин решает вопрос о соотнесении трех ипостасей признавая Сына предвечно рожденным от Отца, а Духа Святого исходящим от Отца; указаний на filioque не содержится.

Если Бог является единым и единственным, но при этом обладает тремя ипостасями-лицами он является триединым. Но насколько обладают каждое из данных ипостасий самодостаточностью как личность? Ибо на протяжении библейского повествования встречаются моменты, когда отдельные ипостаси общались друг с другом (например, молитва Христа (Сына) - Богу (Отцу) в Гефсиманском саду) - как тогда понимать их личную самодостаточность? Или это все некоторая иллюзия, ибо каждое из этих лиц управляется единым Богом и просто служит средством его проявления и действия в тех или иных ситуациях?

Память

Августин сравнивает человеческую память с "огромными складами". Такая сокровищница наполняется всеми органами чувств непрестанно: "там сохраняется все, что внесли внешние чувства, каждое своим путем".

В этом богатстве и многообразии материала действует сила памяти для его переработки и обдумывания. В конце концов в памяти остаются не сами объекты, а их чувственные образы, которые "сразу же предстают перед умственным взором того, кто о них вспомнил"

Августин обращает внимание на существование в нашей памяти таких знаний, которые как бы существовали там всегда и были после открыты памятью самой в себе и размещены на ее поверхности (в первую очередь это знание о Боге). В некоторой части это напоминает "припоминание", о котором писал Платон.

Также Августин отрицает возможность полного забвения некоего знания в памяти человека, ибо мы способны чувствовать "забывчивость" - то, что не хватает некого знания "под рукой", то есть на поверхности памяти. Но раз мы пониманием, что некое знание должно быть на поверхности - значит мы помним его, ибо оно просто сокрылось в глубине нашей памяти.

Августин признает, что есть часть знания, которые как бы вложены в нашу память - например, понимание Бога. Однако человек является существом социальным и познает мир от момента рождения посредством принятия и вложения в свою память бесчисленного множества знания и идей. Нельзя ли тогда сказать, что подобного рода знания тогда являются следствием нашей социализации? Хотя в этом случае возникает вопрос о том, откуда в человеческом социуме взялось понимание такого рода вещей?

Счастливая жизнь

Августин справедливо указывает, что желание счастливой жизни одно из немногих понятий, относительно которого никто не спорит, в той части, что "если у двух людей спросите, хотят ли они быть счастливы, то оба сразу же, не колеблясь, ответили бы «да»".

Философская проблема "счастливой жизни" возникает тогда, когда необходимо определить собственное ее содержание: "именно ради того, чтобы быть счастливым, один и хотел поступить на военную службу; именно ради этого другой от нее отказывался" - в любом случае человек поступает так или иначе именно для обеспечения счастливой жизни, которая однако каждым из них понимается иначе.

В этом вопросе Августин категоричен: чье счастье не состоит в радости о Боге - те не хотят в действительности счастье, или "все хотят ее, но плоть желает противного духу, а дух противного плоти, так что люди не делают того, что хотят и поэтому увязают в том, что им по силам, и этим удовлетворяются: у них нет настоящего желания получить силы на то, на что у них не хватает сил".

Счастливая жизнь состоит в радости о Боге, ибо любой человек предпочтут радость в истине, нежели во лжи - а Бог и есть истина.

Если каждый человек является уникальным и каждый из нас обладает своими потребностями в счастье нельзя допустить, что каждый может двигать в своем направлении счастья при том условии, что его действия не будут относиться к наиболее греховным? Невозможно для многих достичь осознания необходимости обращения к Творцу для обретения счастья - это требует значительных духовных усилий, на которые многие не способны; но ведь все достойны стремиться и обладать счастьем?

Искушения

Искушение приводит человека ко греху. В представлении Августина оно весьма многогранно.

Во-первых, оно состоит в "плотских вожделениях, требующих наслаждений и удовольствий для всех внешних чувств и губящих своих слуг".

Во-вторых, оно состоит в пустом и жадном любопытстве: "эти же самые внешние чувству внушают душе желание не наслаждаться в плоти, а исследовать с помощью плоти".

Вожделение (наслаждение) приводит к греховности через поиск "красивого, звучного, сладкого, вкусного, мягкого".

Любопытство приводит к греховности через поиск противоположного - "вид растерзанного трупа", например.

Августин констатирует - человек болен любопытством: "отсюда желание рыться в тайнах природы, нам недоступных; знание их не принесет никакой пользы, но люди хотят узнать их только, чтобы узнать".

То есть, искушение в любопытстве состоит в некой человеческой горделивости.

Человек от природы своей является исследователем (вероятно таким мы обладаем от того, что "созданы Богом сообразно и подобно ему") - как в таком случае возможно признавать за нашим естественным и врожденным любопытством некую греховность, как это делает Августин?

Время

Бог существовал до начала самого времени - он есть творец времени и потому существует вне его: "не было времени, когда бы Ты не создавал чего-нибудь; ведь создатель самого времени Ты".

Августин пытается определить соотнесение трех классических частей времени, главным образом - прошлого и будущего. В целом они признаются несуществующими, ибо существует лишь настоящее: "если и там будущее есть будущее, то его там еще нет; если прошлое и там прошлое, его там уже нет. Где бы, следовательно, они ни были, каковы бы ни были, но они существуют только как настоящее".

Когда люди вспоминают о прошлом - они извлекают из своей памяти образы, но не сами события прошлого, ибо оно не существует материально, а лишь как "запечатленный образ в памяти нашими чувствами".

Когда люди пытаются обдумать будущего - они исходят из настоящего положения и пытаются предугадать каким будет будущее: "мы обычно предварительно обдумываем будущие действия наши, и это предварительное обдумывание происходит в настоящем, самого же действия, заранее обдуманного, еще нет: оно в будущем".

Однако будущее будет существовать лишь тогда, когда мы начнем претворять сами предсказываемые действия, но это уже настоящее, а не будущее.

Самое же настоящее - есть наименьшее из возможных мгновений.

Мы определяем такую длительность посредством сравнения иллюзорных отрезков движения тел в возможном будущем и прошедшем прошлом.

Бог существует вне пространства-времени и любого измерения (пятого, шестого и прочего), на которое только может хватить наших цифр - противное противоречило бы самой идеи Бога. Можем ли тогда говорить, что для Бога наше прошлое, настоящее и будущее существуют в единый момент? То есть, ежели для нас существует лишь настоящий момент, то для Бога не существуют ли единовременно все от прошлого через настоящее и до будущего?

Творение

Момент творения связывается с моментом возникновения времени. Августин дополняет классическое библейской описание творения представлением о том, что "раньше всего сотворена была мудрость", то есть "сотворены духи разумные и пребывающие в чистом граде Твоем".

Творение же мира осуществлялось Богом посредством одной из своей ипостаси - Сыном (Логосом - Богом Словом).

Иная ипостась Бога - Дух Святой - в свою очередь наполняла тварный мир: "Дух Святой носился над водой".

Бог создал "из ничего небо и землю, нечто великое и нечто малое" - был Бог и ничто, из "которого Он создал небо и землю: два тела, одно близкое к Тебе, другое близкое к ничто".

Важным является то, что христианский Бог творил (т.е. создавал) мирозданье единожды и до т.н. "седьмого дня".

Творение является важнейшим действием Бога - он реализует себя как Творца. Однако каковы причины творения не столько самого мироздания, сколько самого человека?