Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / европасокращ..docx
Скачиваний:
81
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
172.78 Кб
Скачать

Раздел I.Традиция

Традиция, которой было суждено сыграть в судьбах европейской культуры доминирующую роль на всех этапах ее развития, имела своим истоком культурологический миф о Прометее. Г.-Г. Гадамер пишет в своем эссе «Прометей и трагедия культуры»: «В этом мифе с ранних времен западное человечество несомненно истолковывало самого себя в своем культурном самосознании. Он как бы миф европейской судьбы. Рассказать историю его истолкования значит поэтому рассказать саму историю европейского человечества»3, - пишет исследователь. Уже в период греческой классики обозначились те смысловые значения мифа о Прометее, которые затем, в период поздней Античности и культурной истории Европы, станут предметом размышления и рефлексии. На смену древнему архаическому истолкованию его у Гесиода приходит новое в трагедии Эсхила «Прометей прикованный», которое « обнаруживает черты нового, решительно мыслящего духа». В эпоху греческого Просвещения – век софистики – возникает новый, просвещенный тип духовности, который мы называется «образованием» (Bildung). В знаменитом диалоге Платона «Протагор» знание (образование) дополняется новым «могущественным знанием» Справедливости и Правды, которое Афина по воле Зевса дарует людям, делающих их способными «к государственному существованию»4. В позднеантичный (эллинистический и римский) период Прометей и Минерва (воплощенный Разум) выступают как союзники, «родоначальники и защитники человеческого бытия». С новоевропейским преображением прометеевского символа его история начинается заново»5. Христианская рефлексия традиции, имеющей своим истоком культурологический миф о Прометее, завершается только в «эпоху Гете», обозначающей водораздел между классической и современной Европой. Символически звучат в стихотворения Гете «Прометей» (упоминаемом Гадамером) слова титана, обращенные к Зевсу, в них явственно ощутима новая – антропологическая – направленность истолкования «мифа европейской судьбы»:

Быть может, ты хотел. чтоб я возненавидел жизнь,

Бежал в пустыню оттого лишь, что воплотил не все

свои мечты? Вот я – гляди! Я создаю людей, леплю

их по своему подобью, Чтобы они, как я, умели

страдать, и плакать, и радоваться, наслаждаясь жизнью

и презирать ничтожество свое, подобно мне!

Раздел II. Рим

Рим возник как один из земледельческо-пастушеских городов-государств на южной окраине этрусского мира и северной границе «Великой Греции». Римская цивилизация, история которой насчитывает 12 столетий, была создана так же точно, как и греческая на основе городской общины. Однако условия, в которых происходило становление римской государственности, были весьма отличны от тех, в которых происходило формирование греческих полисов. Главным из них было то, что для утверждения Рима, вначале в качестве самостоятельного города-государства, а позднее и городского центра, объединяющего многие города и земли, Риму приходилось вести непрерывные оборонительные и завоевательные войны. Именно это обстоятельство сыграло доминирующую роль в формировании образа жизни римлян и государственной идеологии Рима. Система ценностей, в которой были зафиксированы результаты этого процесса, обозначавшаяся общим термином «римскость», стали той базовой основой, на которой сложилась римская культура, в которой, в отличие от культуры эллинов, главную роль играли не «любовь к мудрости», а конкретное знание, не добродетель, а закон, понимаемый как право Рима властвовать повсюду, куда ступала нога римского легионера; не героизм, понимаемый, как личная доблесть, а героизм как воинский долг солдата Рима. В процессе борьбы за римское господство на Апеннинах , а затем за подчинение власти Рима многочисленных государств эллинистического мира в различных районах Средиземноморья и Центральной и Восточной Европы римляне сталкивались с различными культурами. Многое они переняли от италийских племен - аборигенного населения Италии (самнитов, умбров, фелисков)6. Большое влияние на римскую культуру в период ее становления оказала культура этрусков -древнейшей мощной цивилизации, господствовавшей вVIIв. до н.э.7в Италии на всей территории от Альп до Сицилии8. Начиная сIIIв. до н.э. доминирующее влияние на развитие римской культуры начинает оказывать культура античной Греции. В поздний период культура Рима испытала сильное влияние культур ближнего Востока, которое было связано с распространением в Риме интереса к восточным культам и мистериям (Митры, Исиды, Тота и др.) Каким бы сильным ни было влияние на римскую культуру тех или иных культурных традиций, исконная система ценностей, сформировавшаяся в процессе становления римской городской общины (civitas), всегда оставалась ее главной базовой основой.

Мифология римлян, ставшая той почвой, на которой формировалась римская культурная традиция, в основном была заимствована у этрусков. В процессе обращения к греческой культуре в нее были включены и боги Греции. Большую роль в римской мифологии играли ЛАРЫ – боги домашнего очага9.

Римское образование (процесс становления)

В старину обучение осуществлялось в семьях. В качестве учителя и воспитателя выступал отец, обучавший сына считать и писать. Когда сын подрастал, отец знакомил его с правилами рационального ведения сельского хозяйства. Долгое время считалось, что такая система начального образования позволяла сохранить верность старинным нравам, которые римляне и более позднего времени (напримерЦицерон)считали «предсказанием божества». Выдающийся полководец и создатель кружка римских интеллектуалов – любителей греческой мудростиСципион Африканский, по словам Цицерона, заявлял, «что домашнему быту и домашним наставлениям он обязан больше, чем книжному учению». Тем не менее, в состоятельные семьях для обучения детей часто приглашались греческие философы и художники.

Возникновение в Риме начальной школы. ВVв. до н.э., по свидетельству римского историка Ливия, на римском форуме быланачальная школа, а коIIв. до н. э. «Италия, по-видимому, была усеяна школами; открыть школу мог любой: официального разрешения не требовалось. Государство в дело обучения не вмешивалось; родители сами должны были смотреть, какому учителю они доверяют своих детей…учитель грамоты был обычно человек темного происхождения и не широких знаний…Уважением в обществе он не пользовался и не имел тех привилегий, которые имели учителя средней и высшей школы»10. В низшей обучались дети с 7-летнего возраста в течение 5 лет. Обучались чтению, письму, устному счету. Книги в обучении не использовались из-за их редкости и дороговизны. Нужные тексты заучивались наизусть или писались под диктовку учителя. Обучение арифметике сводилось к обучению устному счету с помощью счетной доски – «абаки». Окончив эту школу, дети бедных родителей занимались работой, состоятельные продолжали обучение у «грамматиков» - учителей средней школы. Многие продолжали обучение дома. В этом случае в качестве учителей выступали родители или приглашенные учителя. Долгое время образование в Риме было частным, государство не уделяло ему никакого внимания. Состав учителей вграмматических школахсущественно отличался от начальных школ. Как правило, это были ученые, обладавшие достаточно широкой эрудицией и знаниями, писатели, литературные критики, занимавшиеся историей, лингвистикой, литературой. Они пользовались уважением и авторитетом у многих выдающихся людей Рима, многие из которых были и их учениками. При этом жизнь их отличалась крайней бедностью. Грамматические школы получили распространение в период республики. В конце этого периода в Риме было больше двадцати таких школ и число их непрерывно росло.

Основу обучения в них составляло изучение литературы и филологическое образование. Первоначально преимущественно использовались греческие авторы Гомер, баснописец Эзоп, комедииМенандра, а также «Одиссея»Гомерав переводе на латинский язык. В концеIвека до н.э. в преподавании, наряду с греческими авторами, начинают использоваться произведения латинских поэтов и прежде всегоВергилия.В это время устанавливается и канонический список римских писателей, предназначенных для изучения в грамматической школе. Изучение названных литературных произведений требовало определенных знаний в области музыки, философии, географии, стилистики. Вместе с тем все эти знания воспринимались как служебные – главным делом при этом оставалось изучение литературных текстов. Старые преподаватели грамматических школ преподавали и риторику и даже создали пособия как по грамматике, так и риторике. Однако они не разграничивали при этом достаточно четко эти дисциплины. Обучение в «средней школе» главным образом формировало культуру слова, однако нередко чрезмерное внимание к чисто филологическим аспектам и деталям мешало глубокому проникновению в смысл текстов, выхолащивало представление о них как о едином идейном и художественном целом.

Функции «высшего образования» в Риме выполняли риторские школы. Первыми преподавателями риторики были греки, так как в латинской риторики как «техне» (науки, искусства) не существовало. Греческие риторы, среди которых были известнейшие ораторы и писателиКарнеад, Диоген, Критолай,появляются в Риме в 155 г. до н. э. и открывают свои школы, в которых преподавание риторики основывалось на глубоком знании философии и мастерском владении диалектикой. Такой метод преподавания вызвал большой интерес среди образованной части римского общества и одновременно резкое противодействие со стороны ревнителей традиций, что привело к закрытию риторских школ, в которых преподавание велось на греческом языке. Преподавание риторики возобновилось только вIвеке до н.э., когдаПлотий Галлоткрыл школу, в которой преподавание риторики велось на латинском языке. Создателем латинской риторики былЦицерон,изложивший в своих сочинениях «Оратор» и «Брут» теорию греческого красноречия на латинском языке. Риторские школы конкретной целью преподавания имели подготовку профессионального оратора, способного выполнять функции защитника или обвинителя как на форуме, так и в суде11. Из риторских школ вышли многие выдающиеся политические деятели и адвокаты, писатели и поэты, что свидетельствует о том, что эта форма образования достаточно успешно выполняла функции культурного института. Вместе с тем она способствовала формированию такого типа человека, который обладал чертами, существенно отличными от тех, которые ценились в человеке в период классической Греции. Его не волновала, как это было у эллина классической поры гармония и красота окружающего мира, главное чем он был занят – это «формами глагола» и «яркой прелестью речи», что вело к тому, чтоСЛОВО для него заслоняло саму действительность, а вслед за этим и изменялась вся смысловая структура, лежащая в основе античного космоса, в которой этой действительности ( в ее предметном и телесном качестве) отводилась главенствующая роль «…меньше всего заинтересован ученик ритора в том, чтобы установить, как же это было на самом деле. У него нет уважения к правде, он вовсе не хочет «дойти до самой сути»; он ищет то, что слепит и оглушает, ему нужен эффект, он равнодушен к простому, обычному, повседневному.

Для него естественно выхватить из окружающего мира какую-то одну подробность, какую-то одну черту, увеличить ее до гиперболических размеров и закрыть ею то, что есть в действительности. Действительность искажена – ну так что ж? …Читая любого писателя Iв. до н.э., будь то Ювенал илиМарциал Тацит или Сенека, Колумелла или ПлинийСтарший…всегда надо быть настороже, всегда надо помнить, что имеешь дело с питомцами риторской школы, которые ради красного слова упустят главное. Зато какая картина, какие краски, какое потрясающее впечатление!»12.

Приобщение государства к делу образования начинается при Цезаре, который даровал всем учителям права римского гражданства. Веспассиан впервые назначил риторам заработную плату по 100 тыс. сестерций ежегодно, первым ее получилКвинтилиан, двадцать лет преподававший риторику. С этого момента учителя становятся гос. служащими. Города выбирают себе преподавателей и осуществляют надзор за их деятельностью13.