Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Перлз - Гештальт-семинары

.pdf
Скачиваний:
369
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
1.73 Mб
Скачать

140 Фредерик Перлз ГЕШТАЛЬТ-СЕМИНАРЫ

кое животное. Внешняя зона — мир вокруг нас — а между внешней зоной и внутренней зоной находится ДМЗ, деми­ литаризованная зона, которую открыл Фрейд под именем

комплекса.

Другими словами, в средней зоне протекает жизнь фантазии сознания, которая называется «умом», полная катастрофических ожиданий, полная фантазий, полная компьютерной активности — программ, планов, мыслей, построений. Эта промежуточная зона принимает всю энер­ гию, все возбуждение, поэтому так мало свободной энер­ гии остается для того, чтобы контактировать с самим со­ бой или с миром.

У Фрейда была верная идея о том, что эту сред­ нюю зону нужно опустошить, но на практике в психоана­ лизе вы остаетесь в средней зоне. Вам не позволяют при­ коснуться, выйти, открыть себя в различных физических переживаниях, соприкоснуться с миром и так далее.

А в шизофрении я вижу — в особенности благо­ даря исследованиям моей собственной шизофреничес­ кой зоны — что существуют глухие дебри, куда не может проникнуть возбуждение. У психотика очень большой мертвый слой и эта мертвая зона не питается жизнен­ ной силой.

Одно мы знаем точно — жизненная энергия, биологическая энергия (назовите ее, как хотите) при пси­ хозе становится неуправляемой. Она не дифференцирует­ ся и не распределяется, она хлещет наружу. И обычно мы пытаемся отрезать кусок мозга или снизить возбуждение с помощью транквилизаторов. Если так сделать, то возбуж­ дение притупится и поведение станет сравнительно раци­ ональным. Но, на самом деле, это не вылечит пациента, потому что его «я» не получит жизненной силы, необходи­ мой для существования в реальных жизненных условиях.

Мне кажется, что между снами и психозом есть сходство. Внешнему наблюдателю они кажутся абсурдом, а тому, кто находится внутри — реальностью. Пока вы види­ те сон, он кажется вам абсолютно реальным. Даже когда видишь самый абсурдный сон, самый ужасный сон, не

СЕМИНАР ПО РАБОТЕ СО СНОВИДЕНИЯМИ

141

возникает сомнений в его реальности. Мы мало что знаем о психозах, но о снах мы знаем довольно много.

Вот в чем состоит очень интересное отличие снов от поведения и ментальности психотика: обычно психотик даже и не пытается бороться с фрустрацией; он отрицает фрустрации и ведет себя так, словно этих фрустраций нет. Однако в снах мы видим попытку преодолеть фрустрации. Вы наверное знаете, что большинство снов — это кошма­ ры. Кошмар — это сон, в котором вы фрустрируете себя, а затем пытаетесь это преодолеть. Это не удается, но в дальнейшем, особенно в работе с этими снами, вы можете преодолеть эти само-фрустрации и научиться сотрудни­ чать с ними. Так что я считаю, что существует некоторое сходство между снами и психозами, которое стоит иссле­ довать. Возможно также стоит исследовать то, как сделать понятным абсурдный язык психотика.

Нам хорошо известно, что человек может попасть

впсихиатрическую больницу, ему станет лучше, он выйдет и ему снова станет хуже. Это доказывает, что задействова­ на важная ситуация или поведенческий фактор. Это не только химия. И, кроме того, связь химии с поведением исследованна очень слабо. Сумасшествие — в уме, несмот­ ря на то, что говорят химические психологи. Существует оно и в психологии, но, прежде всего, все беспокоящее —

ввашей фантазии.

Ив шизофренике мы видим такую же полярность, как и у большинства людей. Мы видим людей, соприкаса­ ющихся с собой, замкнутых, не соприкасающихся с вне­ шним миром. У них богатая внутренняя жизнь, но они отрезаны от мира. А параноидальный шизофреник посто­ янно не соприкасается с собой и постоянно соприкасается с внешним миром. Он постоянно сканирует мир, но отры­ вочно. То есть функционирует лишь маленькая часть его личности. Поэтому рациональные отношения невозможны. Я думаю, не следует говорить об этом дальше.

142

Фредерик Перлз ГЕШТАЛЬТ-СЕМИНАРЫ

Джуди

Джуди: Доктор Перлз, могу я спросить, почему э...

вы знаете, обычно говорят, что сны — символические. У меня никогда не было таких снов. Я... (Фритц: Я не знаю, что такое символы.) Я пережила травму... Ну, мне никогда не снилось что-нибудь воображаемое. Я прошла через травму, которую я действительно пережила. И это было именно то, что мне снилось. В чем значение этого? О, несколько лет назад у меня было, — это изменилось, — вы знаете, мне больше это не снится, но...

Фритц: Я не получил никакого сообщения. Ты чтото хочешь сказать, но я не понимаю... Не будешь ли ты так добра подняться сюда?

Д: Если вы не заставите меня говорить о снах. Я не помню ни одного из них достаточно хорошо...

Ф: Я слышу тебя — ты говоришь мне предложения, а я хотел бы получить сообщение.

Д: (нервно) Позвольте мне подкрепить себя сига­ ретой, прежде чем я это сделаю. У кого-нибудь есть спич­ ки? (она зажгла сигарету у кого-то, пока шла к платформе) Спасибо.

Ф: А это что? (Фритц показал на спички, которые она все время держала в руках, она рассмеялась) А это что? Ты видишь...

Д: Я читала книжку «Секс и одинокая девушка» и там сказано: «никогда не носите с собой спички»...

Ф: (мягко) Заткнись. Она только манипулирует средой, чтобы получить поддержку. Она носит свои соб­ ственные спички, но она высасывает из вас заботу о ней. Это уже первое сообщение...

Д: Да?

Ф: Да. Ты спрашиваешь меня?

Д: (возбужденно и уравновешенно) Это ваше пред­ ставление, доктор.

Ф: (группе) Вы заметили поворот? Это — мое пред­ ставление. Я хочу чего-то от нее.

Д: (нервно смеясь, слегка паникуя) Я не думала, что вы это получите.

СЕМИНАР ПО РАБОТЕ СО СНОВИДЕНИЯМИ

143

Ф: Таким образом, сцена установлена. Я хочу чегото от нее и я этого не получу.

Д: Я слышала об этом.

Ф: Она приглашает меня, поэтому топор может

упасть.

Д: Чей топор — мой или ваш?

Ф: Пожалуйста, сделай утверждение из этого воп­

роса.

Д: Сделать утверждение из...из топора? Ухххх... Кто собирается устраивать перепалку — вы или я?

Ф: Это очень хорошая иллюстрация. Именно это я и называю игрой в охотника на медведей. Она играет роль охотника. Устраивает ловушку и ждет, пока вы не попаде­ тесь, чтобы — псст!...

Д: Я не злая... (Фритц начинает прикуривать сига­ рету, но намеренно чиркает спичкой там, где она не может загореться, — играет в игру Джуди, — сильный смех)

Д: Вам необходима поддержка, доктор, — вы не можете зажечь собственную сигарету? (Фритц продолжает чиркать спичкой там, где она не может зажечься... В конце концов, Джуди зажигает ее для него... Фритц сначала выг­ лядит скучающим, потом закрывает глаза и притворяется спящим.)

Д: Вы дышите слишком глубоко для спящего...

(Фритц продолжает держать глаза закрытыми)...

Д: Не заставляйте меня пинать вас. (разражается

смехом)

Ф: О'кей. Большое спасибо.

Беверли

Беверли: Я думаю, что должна что-то сказать. У меня нет никаких интересных снов. Они какие-то про­ стенькие.

Фритц: Ты осознаешь, что защищаешься? Я не просил вас приносить только сны.

144 Фредерик Перлз ГЕШТАЛЬТ-СЕМИНАРЫ

Б: Вы спрашивали о них прошлым вечером и я боялась, что вы дисквалифицируете меня. Если бы я могла произвести немного...

Ф: У тебя сейчас очень интересная поза. Левая нога поддерживает правую ногу, правая нога поддерживает правую руку, правая рука поддерживает левую руку.

Б: Да, так я могу за что-то держаться. И здесь столько людей, что у меня возникло что-то вроде страха сцены. Здесь их так много.

Ф: У тебя страх сцены, а люди здесь, снаружи. Другими словами, ты на сцене.

Б: Да, мне кажется, именно это я и чувствую.

Ф: Ну, а как насчет того, чтобы войти в соприкос­ новение с аудиторией...

Б: Ну, они выглядят очень хорошо. У них прекрас­ ные лица.

Ф: Скажи это им.

Б: У вас у всех прекрасные лица, очень заинтере­ сованные, очень интересные... такие — такие теплые.

Ф: Теперь вернись назад, к своему страху сцены. Что ты теперь ощущаешь?

Б: Мне больше не страшно, но мой муж не смот­ рит на меня.

Ф: Тогда вернись к своему мужу.

Б: Ты — единственный, кто выглядит копающимся в себе. Никто больше мне не кажется копающемся в себе. (смех) Ты чувствуешь что-то вроде того, что ты — здесь, да?.. Нет?..

X: (выкрик из аудитории) Отвечай!

Муж: Именно она сейчас на сцене и она хочет затащить меня туда же.

Ф: (мужу) Да. Тебе следовало ответить. (Беверли) Ты должна знать, что я чувствую.

Б: Ну, обычно он не отвечает. Ты хотел, чтобы он поступил не так, как обычно? (сильный смех)

Ф: Ладно, твоя взяла.

Б: Тебе нужна пепельница.

СЕМИНАР ПО РАБОТЕ СО СНОВИДЕНИЯМИ

145

Ф: «Тебе нужна пепельница.» (Фритц показывает свою пепельницу) Она знает, что мне нужно. (смех)

Б: О, нет... У тебя есть пепельница. (смех)

Ф: Теперь я испугался. (смех) У меня всегда возни­ кают трудности, когда я имею дело с «еврейскими мамаша­ ми». (смех)

Б: Тебе не нравятся «еврейские мамаши»?

Ф: О, я люблю их. Особенно их суп с шариками из мацы. (смех)

Б: Я не гастрономическая еврейская мамаша, про­ сто еврейская мамаша. (хихикает) И фаршированную рыбу

яне люблю. Думаю, довольно очевидно, что я — еврейская мамаша. Ну, это не плохо. Это нормально. В общем-то, это хорошо.

Ф: Что делают твои руки?

Б: Ну, мои большие пальцы дергают друг друга. Ф: Что они делают друг с другом?

Б: Просто играют. Я часто это делаю. Видишь ли,

яне курю, что же еще остается делать с руками? Сосать пальцы не очень-то культурно.

Ф: Вот опять еврейская мамаша. У нее для всего есть причина. (смех)

Б: (шутливо) А если у меня ее нет, я ее придумаю. (хихикает) Упорядоченная Вселенная. Что плохого в том, чтобы быть еврейской мамашей?

Ф: Я сказал, что в этом есть что-нибудь плохое? Я сказал только, что у меня с ними возникают трудности. Есть известная история о человеке, который был таким великолепным фехтовальщиком, что мог отразить даже дождевые капли, поэтому когда шел дождь он использовал вместо зонтика свою шпагу. (смех) А бывают интеллекту­ альные и поведенческие фехтовальщики, которые отвеча­ ют на любой вопрос, утверждение или что угодно, отбивая их. Поэтому, чтобы вы ни делали, вы немедленно оказыва­ етесь кастрированы и побеждены каким-нибудь ответом, — дуракавалянием, или игрой «бедный-я-бедный», или еще какой-нибудь игрой. Она владеет этим в совершенстве.

Б: Я никогда этого не осознавала.

146 Фредерик Перлз ГЕШТАЛЬТ-СЕМИНАРЫ

Ф: Вы видите? Снова отразила удар. Прикинулась дурочкой. Я хочу еще раз повторить то, что сказал рань­ ше. Взросление — это переход от опоры на среду к опоре на себя. Невротики, вместо того, чтобы мобилизовать собственные ресурсы, всю свою энергию тратят на мани­ пуляцию средой для того, чтобы получить опору. Это ты и делаешь: снова и снова манипулируешь мной, манипули­ руешь своим мужем, манипулируешь всеми, кто пришел спасти «даму в беде».

Б: Как я манипулирую тобой?

Ф: Вот, снова. Вот этот вопрос, например. Это очень важно для взросления — превращать вопросы на утверждения. Каждый вопрос — это крючок, и я должен сказать, что большинство вопросов изобретены для того, чтобы мучить себя и других. Но если вы меняете вопрос на утверждение, вы открываете свои скрытые ресурсы. Это один из лучших способов развить умственные способ­ ности. Поэтому замени свой вопрос на утверждение.

Б: Ну, э — это подразумевает что, а, это мой недо­ статок. Ты хотел, чтобы я так сказала?..

Ф: Посади Фритца на этот стул и задай ему этот

вопрос.

Б: Тебе не нравятся еврейские мамаши? У тебя была такая мать и тебе она не нравилась?

Ну, я люблю их. Просто очень трудно иметь с ними дело.

Хорошо, почему с ними так трудно?

Ну, они очень догматичные и очень самоуверен­ ные и непреклонные, и ящик, который они строят для себя, несколько уже, чем они сами. С ними труднее прово­ дить терапию.

Каждый должен быть объектом твоей терапии? Нет. (смех) (Фритцу) Ты сам-то когда-нибудь пере­

саживался так с место на место?

Ф: (смеясь) О, да — О! Даже меня она засосала!

(смех)

Б: Ты сказал, что у тебя возникают трудности с еврейскими мамашами. (смех)

СЕМИНАР ПО РАБОТЕ СО СНОВИДЕНИЯМИ

147

Муж: Теперь ты понимаешь, почему я не ответил? (смех и аплодисменты)

Ф: Это верно, ведь вы видите, что еврейская мама­ ша не говорит: «Ты не должен так много курить». Она говорит: «Тебе нужна пепельница». (смех) О'кей.

Максин

Максин: Мой сон о том, что я была дома, в доме моих родителей, и...

Фритц: Хорошо, не сыграешь ли ты для начала свой голос. «Я — голос Максин. Я громкий, мягкий, моно­ тонный, музыкальный, я живой...»

М: Я — голос Максин и я очень безжизненный... в нем так мало чувства, и я чувствую совсем не то, что выражает мой голос.

Ф: О'кей, тогда поговори со своим голосом. Поса­ ди свой голос сюда, а сама сядь туда. Скажи: «Голос, у меня нет с тобой никаких отношений. Ты не такой, как я».

М: Голос, ты не такой, как я. Я совсем не такая, как — как — как твоя интонация. Я нервничаю, я дрожу, и я напугана до смерти...

Ф: Вот что ты чувствуешь.

М: Мой желудок — мой желудок — прыгает. Ф: О'кей, теперь стань своим голосом.

М: Я — я знаю, что ты не — ты не хочешь, чтобы я — чтобы я, ух — выразил, что ты действительно чувству­ ешь, поэтому я помогаю тебе скрыть это.

Ф: Теперь создай сценарий, то есть пересаживайся каждый раз, когда захочешь ответить. Сейчас голос гово­ рит Максин: «Я хочу скрыть то, что ты чувствуешь», пра­ вильно?

М: Но я не хочу, чтобы ты скрывал то, что я чувствую. Я хочу — я хочу, чтобы ты позволил мне выпу­ стить свои чувства, я хочу, чтобы ты -

Ф: Скажи это еще раз. «Я хочу позволить своим чувства выйти наружу.»

148

Фредерик Перлз ГЕШТАЛЬТ-СЕМИНАРЫ

М: (более живо) Я хочу позволить своим чувства выйти наружу, я хочу, чтобы ты позволил мне быть лично­ стью.

Ф: Еще раз.

М: Я запуталась и устала от — от того, что ты покрываешь меня все время. Я хочу — я хочу быть собой.

Ф: Скажи это еще раз: «Я хочу быть собой». М: Я хочу быть собой. (Ф: Еще раз.)

Яхотела бы быть собой, голос! Я хочу, чтобы ты перестал покрывать меня. (Ф: Еще раз.)

Яхочу быть искренней. (Ф: Еще раз.)

Яхочу быть собой! Прекрати покрывать меня! Ф: Позволь мне использовать интуицию. Скажи это

Брайану. (жениху)

М: Прекрати покрывать меня...

Ф: Чувствуешь это?

М: Нет. Я боюсь сказать это. Ф: Скажи это ему...

М: Не прикрывай меня.

Ф: О'кей, снова закрой глаза. Снова закрой глаза и войди в свое тело. Что ты чувствуешь?

М: Я очень нервничаю. У меня дрожат ноги, руки и желудок нервничает.

Ф: Станцуй нервное возбуждение. Вырази в движе­ ниях все, что ты чувствуешь.

М: Я чувствую какое-то сжатие в...

Ф: Да. (Фритц протягивает руку) Сожми меня, сожми ее крепче — крепче — крепче. Раздави меня... Что ты чувствуешь сейчас?..

М: Я чувствую себя более расслабленной.

Ф: Ага. Потому что ты сделала мне то, что обычно делаешь себе. Это золотое правило гештальт-терапии: «Делай другим то, что ты делаешь себе». Я думаю, мы теперь готовы поработать со сном, так что давай займемся сном.

М: Я была дома, и я — я с моей сестрой, и — мы с ней очень веселились.

Ф: Во сне? (М: Да.) Как же вы веселились?

СЕМИНАР ПО РАБОТЕ СО СНОВИДЕНИЯМИ

149

М: Мы разговаривали, мы делали вместе разные вещи, мы -

Ф: Что вы делали вместе? Видишь ли, я не пони­ маю абстрактный язык. Чтобы работать, мне нужно чтото реальное.

М: Мы — мы сбежали вместе, мы - Ф: Вы сбежали вместе.

М: Мы сбежали от людей, и - Ф: Я не понимаю слово «люди». От кого вы сбе­

жали?

М: От моих родителей. Ф: А. И это было весело.

М: Это было весело. И мы понимали друг друга. Я могла сказать ей — я могла проявить свою враждебность к ней, я могла кричать на нее и бить ее. Я не могла сделать этого со своими родителями. Все, что я могу сделать, это просто быть — быть безжизненной, когда я с ними, просто слушать их.

Ф: О'кей. Поговори со своей сестрой.

М: Ты — задница. От тебя никакой пользы. Я луч­ ше, чем ты...

Ф: Поменяйся местами. Что она отвечает?

М: Мне не нравится, когда меня называют задни­ цей. (Ф: Скажи это еще раз.)

(громче) Мне не нравится, когда меня называют задницей. (Ф: Еще раз.)

(с чувством) Мне не нравится, когда меня называ­ ют задницей. (Ф: Еще раз.)

Мне тошно от того, что ты все время называешь меня задницей!

Ф: Теперь похоже на правду. Ты слышишь это? М: Я не люблю тебя за это, (высокий, раздражен­

ный голос) и я ненавижу тебя, и не - Ф: Я не верю в ненависть. «Я ненавижу тебя.» Я не

слышу никакой ненависти. Ты снова просто становишься в позу.

М: Ты — задница.

Ф: О! Скажи это еще раз!