Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Основы сексологии.pdf
Скачиваний:
442
Добавлен:
23.03.2015
Размер:
7.49 Mб
Скачать

чаще, чем студенты с меньшим числом партнеров (Baldwin, Baldwin, 1988). Точно так же обследование 350 студентов в одном из крупных университетов восточного побережья показало, что большинство из них мало или совсем не беспокоила возможность ВИЧ-инфекции; многие полагали, что обязательно почувствуют, что предполагаемый половой партнер "небезопасен". Некоторые из опрошенных просто бравировали тем, что они не пользуются презервативами. Безопасный секс, по их мнению, не приносит удовольствия (Caron, McMullen, 1987).

Такое отношение, по-видимому, характерно для всех американских студентов. Директор медицинской службы одного из крупных университетов Среднего Запада, настаивая на своей анонимности, так высказался по этому поводу:

"Наши студенты ведут себя так, будто эпидемия СПИДа не добралась до этой части страны. Мы можем судить об этом по резкому взлету эпидемии хламидийных инфекций, которые служат своего рода показателем сексуальной распущенности. Между тем никто не знает, что за последний год у пяти из наших студентов была обнаружена ВИЧ-инфекция. Президент университета запретил говорить об этом, поскольку он опасается, что если это выплывет наружу, то спонсорская помощь университету резко уменьшится. (Из картотеки авторов)

Ситуация в общежитиях не кажется чем-то необычным: она очень точно отражает общую картину. Нам пока еще не удалось привлечь к борьбе с эпидемией ВИЧ все население. Во многом это объясняется тем, что американцы получают неоднозначную информацию, разбавленную информацию, а нередко не получают никакой информации, необходимой для того, чтобы они изменили свое поведение (Shilts, 1987; Masters, Johnson, Kolodny, 1988; Turner, Miller, Moses, 1989). Политики и религиозные деятели заблокировали многие усилия, направленные на создание общеобразовательной литературы по СПИДу, полагая, что она окажется слишком откровенной в сексуальном плане; программы по СПИДу для школьников очень часто отвергались из-за их "безнравственности". Единственный, по мнению таких моралистов, совет, который можно дать тем, кто хочет уберечься от СПИДа, - полностью отказаться от сексуальных контактов. В некоторых студенческих общежитиях ликвидировали автоматы с презервативами из опасения оскорбить чувства верующих. До тех пор пока людям не предложат более действенную программу просвещения по проблеме ВИЧ/СПИД, эпидемия, вероятно, будет разрастаться с ужасающей быстротой.

Если кто-то из ваших близких болен СПИДом

Когда такая смертельная болезнь, как СПИД, поражает члена вашей семьи или близкого человека, вы всей душой хотите помочь ему, но не знаете, как это сделать. Мы предлагаем вам несколько конкретных советов.

Прежде всего постарайтесь бывать у больного так же часто, как раньше (или может быть даже чаще). Однако непременно сначала звоните ему. Пусть он, или она, сами решают, хотят ли они кого-нибудь видеть именно в это время.

Предлагайте самую разную помощь. Мытье посуды, покупка продуктов или уборка квартиры могут показаться вам мелкими делами, однако такая помощь для больного нечто большее, чем "просто" приготовление обеда или повседневная домашняя работа.

Помните, что в праздничные дни с одиночеством особенно трудно справляться. (Это еще труднее, если человек находится в больнице.) Поэтому посещение в эти дни имеет особенно большое значение: оно поможет вашему другу почувствовать свою причастность к празднику. А умело подобранные украшения, сладости или подарки, связанные с данным праздником, будут напоминать о ваших чувствах даже после вашего ухода.

Не следует подробно обсуждать состояние здоровья вашего друга или родственника и методы его лечения, однако вместе с тем не надо делать вид, что болезни не существует. Вопросы типа "Как ты? безусловно уместны (точно так же, как они были бы уместны при любой другой болезни). Касайтесь в ваших разговорах новостей из внешнего мира, чтобы помочь вашему другу избежать чувства полной изоляции и отрешенности. Рассказывайте ему или ей об общих друзьях, обсуждайте успехи или неудачи его любимой спортивной команды и текущие события в стране и мире. Прикасайтесь к своему другу. Обнимите его, поцелуйте, положите ему руку на плечо - для него это значит больше, чем вы можете себе представить.

Не лгите больному о том, что он прекрасно выгладит, но не следует и выкладывать ему всю правду - во всех отношениях должна соблюдаться тактичная мягкость. Если постараться, то всегда можно сосредоточить внимание на чем-нибудь оптимистичном, даже если оптимизм приходится выражать в виде надежд на будущее: "Готов поспорить, что к концу недели дела пойдут лучше". Не пытайтесь давать советы, если вы считаете, что ваш друг относится к своей болезни не так, как вы считали бы правильным. Вы не можете точно представлять себе, что происходит в его душе. Будьте готовы к тому, что иногда ваш друг или родственник может рассердиться на вас, хотя вы стремились помочь. В таких случаях не воспринимайте его гнев как

направленный лично на вас. Вспышка может быть просто стремлением выплеснуть ощущение собственной несостоятельности и беспомощности. В некотором смысле такую вспышку можно рассматривать как признание вашего друга в том, что он понимает всю глубину вашего сочувствия и именно поэтому позволяет себе сердиться, будучи уверен, что вы не можете истолковать его поведение в превратном смысле.

Постарайтесь сохранять контакт с другими людьми, играющими важную роль в жизни вашего друга или родственника. Это поможет вам быть в курсе успехов (или осложнений) на медицинском фронте и даст возможность предложить помощь больному, когда она может понадобиться, а сам он постесняется о ней попросить. Например, супруге или возлюбленной вашего приятеля может быть нужно, чтобы кто-то заменил ее на какое-то время в уходе за больным. Вы можете предложить освободить ее, например, в послеполуденные часы в субботу, чтобы она могла заняться своими делами. Если больной смирился со СПИДом, это не означает, что он отказался от жизни. Признав реальность болезни, он может освободиться от чувства смятения и неуверенности; более того, таким образом он может обрести уверенность в собственных силах.

Если вы особенно близки со своим другом или родственником, не забывайте о том, что вам самому может понадобиться поддержка или совет. Во многих организациях, занимающихся СПИДом, есть группы поддержки, к которым вы можете присоединиться именно для этого.

Когда СПИД становится фактом твоей жизни

Это письмо написано молодым мужчиной, спустя 3 месяца после того, как у него был обнаружен СПИД. Из письма изъяты сведения, по которым можно было бы установить личность автора.

Моей первой реакцией на это известие, как вы понимаете, был шок и растерянность. Я знал, что эта таинственная чума угрожает нам всем, но тем не менее никак не мог подумать, что это случится именно со мной. Начнем с того, что я достаточно тщательно выбирал себе партнеров. Еще несколько лет назад я отказался от случайных связей и сделал это не из страха перед какими-то микробами, а из эстетических соображений. Я их нисколько не боялся, а они затаились, ожидая удобного момента, чтобы заполучить меня.

Япотратил не одну неделю, пытаясь решить, кто же предал меня. В конце концов я остановился на трех возможных кандидатах, но потом понял всю бессмысленность этой игры в детектива, меня стали больше занимать практические дела. Я написал завещание, поговорил с самыми близкими друзьями и старался привыкнуть к мысли, что жить мне осталось в лучшем случае года два.

Яхочу быть честным с вами и должен признать, что мысль о самоубийстве приходила мне в голову не раз. Своим родителям я сказал, что у меня редкая форма лейкоза, так как если бы они узнали об истинном диагнозе, это, вероятно, убило бы их обоих.

Когда я лежал в больнице, я стал замечать, что люди всеми способами стараются избегать меня. Медицинские сестры, санитары и служители, разносившие еду, вбегали в палату и тотчас выбегали, как будто задержавшись, чтобы поговорить со мной, они могли тут же заразиться; даже мой врач сохранял определенную дистанцию между нами. Эта изолированность, которую мне теперь пришлось принять, вероятно, ярче всего проявлялась в том, что очень немногие, даже среди моих друзей, могли выдержать зрительный контакт со мной: когда я смотрел им прямо в глаза, они отводили взгляд, как будто им стыдно или страшно.

До болезни я не был верующим, но в последнее время стал много молиться. Мне ничего не остается, кроме надежды на чудо, мои шансы выпутаться из этого равны одному на миллион. Если эта прямота слишком жестока для вас, то подумайте, каково мне. Теперь я знаю, что чувствует приговоренный к смерти, ожидая дня своей казни.

Вероятно, мои собратья в мире геев находятся в смятении, потому что эта ужасная эпидемия поворачивает стрелки часов назад. Однако сейчас мне трудно думать о равных правах и о движении геев. Для меня равные права должны были бы означать возможность жить. Если это эгоизм, то боюсь, что у меня он выражен в крайней форме.

Автор этого письма скончался в конце 1983 г., менее, чем через год после того, как ему впервые был поставлен диагноз.

Проблемы, стоящие перед обществом

История первых лет эпидемии ВИЧ, подробно изложенная в книге Рэнди Шилт (Shilts, 1987) "А оркестр продолжал играть", - это во многом трагическое повествование. В борьбе со смертельной болезнью гибли люди и терялось драгоценное время из-за гомофобии, самоуспокоенности и относительного бездействия федеральных властей. Так, в 1983 г. "Тайм" процитировала слова Дональда Кьюри, бывшего в то время руководителя "горячей линии" (службы телефонных консультаций) по саркоме Капоши в Сан-Франциско: Если бы от СПИДа погибали не геи, а бойскауты, денег на научные исследования нашлось бы гораздо больше" (Time, 28 марта, 1983). Между тем прошло еще почти 5 лет, прежде чем правительство выделило средства для изучения СПИДа (Winkenwerder, Kessler, Stolec, 1989). Еще в 1990 г. Ларри Крамер, основатель фонда Gay Men's Health Crisis, сказал: "Я очень боюсь, что война против СПИДа уже проиграна. Невозможно понять, почему в, казалось бы, цивилизованной стране в наше время к такому безостановочному изничтожению жизни проявляется такая терпимость" (Kramer, 1990).

Еще и сегодня отношение к этой болезни в очень большой мере определяется гомофобией. Однако у нашей неспособности справиться с эпидемией ВИЧ есть и другая причина. Много лет подряд мы уделяли главное внимание защите прав человека на неприкосновенность его личной жизни в ущерб заботам о здоровье общества. Кроме того, крайне необходимые исследования полового поведения или откладывались, или отвергались по чисто политическим причинам.

В такой запутанной ситуации, когда разные группы общества ратуют за или против тех или иных решений, отдельному человеку может оказаться весьма затруднительным сделать правильный выбор. Приводимое ниже обсуждение ряда кардинальных вопросов, касающихся СПИДа, основано на заключениях Национального института здоровья, многих научных и общественных организаций. В результате долгих дискуссий в начале 1990-х гг. удалось прийти к единому мнению относительно действий, которые необходимо предпринять, чтобы взять под контроль эпидемию ВИЧ/СПИД.

Просвещение и научные исследования

Совершенно ясно, что наука сама по себе не в силах остановить эпидемию СПИДа (если бы даже завтра была создана вакцина, на её проверку и запуск в производство ушли бы годы), поэтому важно сделать все возможное, чтобы люди своим поведением не помогали ВИЧ-инфекции распространяться. Просветительская деятельность не должна ограничиваться простым изложением фактов, она должна побуждать людей к изменению поведения.

Мы считаем обязательным создание и внедрение широких просветительских программ, а также проведение ряда организационных мероприятий, направленных на увеличение эффективности борьбы со СПИДом

(Masters, Johnson, Kolodny, 1988).

1. Необходимо разработать учебную программу по СПИДу для школ. Начинать работу по этой программе следует задолго до того, как подростки начинают половую жизнь, т.е. не позднее четвертого или пятого класса.

2.Следует подготовить специальные программы для групп высокого риска (наркоманов, гомо- и бисексуалов, проституток, а также гетеросексуалов, ведущих беспорядочную половую жизнь). Кроме того, необходимо иметь специальные программы для инвалидов (слепых и глухих), а также для неграмотных.

3.В средствах массовой информации следует всячески пропагандировать ответственное сексуальное поведение. К этой кампании следует привлечь звезд шоубизнеса и спорта - всех тех, кто часто появляется на экране и пользуется особым доверием у подростков и молодежи.

4.Все колледжи и университеты должны предоставлять своим студентам консультативную помощь, которая позволила бы им избежать ВИЧ-инфекции.

5.Для координации всех этих просветительских мероприятий следует создать в Министерстве здравоохранения специальный отдел с достаточной численностью персонала и полномочиями, позволяющими его сотрудникам успешно выполнять эти функции. Кроме того, совершенно необходимо, чтобы научные исследования по СПИДу, которые обеспечили определенный успех в понимании этой проблемы, продолжались и развивались.

Обследование

В начальный период ВИЧ-эпидемии идея о массовых обследованиях на инфицированность ВИЧ столкнулась со значительным сопротивлением: высказывались сомнения в надежности существовавших в то время методов анализа крови и законности вторжения в личную жизнь. Многие задавали себе вопрос: "какой смысл проверяться, если не существует способа лечения, который мог бы продлить мне жизнь?" Сегодня на эту проблему смотрят совершенно иначе: по мнению большинства экспертов, буквально каждый, подвергшийся риску заражения, должен пройти конфиденциальную проверку на добровольной основе (L6 et al., 1989; Francis et al., 1989; Curran 1989; Cohen, Sande, Volberding, 1990).

Причины такого изменения позиции ясны. Во-первых, точность анализов на ВИЧ-инфекцию значительно повысилась. Во-вторых, опасения относительно нарушения конфиденциальности результатов проверки сильно поубавились, поскольку во многих штатах приняты законы, специально оговаривающие этот момент: созданы пункты, где проводятся анонимные анализы. И что самое важное, ранняя диагностика ВИЧ-инфекции - единственный способ предотвратить (или во всяком случае отдалить) серьезные осложнения СПИДа и продлить жизнь (Arno et al., 1989; Redfield, 1989; Francis et al., 1989; Friedland, 1990).

Возможность конфиденциальной проверки на СПИД приносит большую пользу. Так, во многих случаях люди, подозревающие у себя СПИД, сделав анализы, выясняют, что они не инфицированы, успокаиваются и принимают важные решения (вступить в брак, завести ребенка и т.п.). Если же человек обнаружил, что он инфицирован, он может: 1) защитить от инфекции своего полового партнера; 2) организовать соответствующую медицинскую помощь; 3) избегать ситуаций, в которых он подвергается риску дополнительного заражения ВИЧ; 4) принять ряд решений, связанных с работой, финансами, страховкой и т.д. Разумеется широкомасштабная проверка имеет и ряд недостатков. Прежде всего положительный результат может вызвать у человека психологический шок или глубокую депрессию, при этом полностью исключить, что положительный результат окажется ошибочным, нельзя. Еще один недостаток состоит в том, что поскольку абсолютная конфиденциальность не гарантирована, при выявлении вирусоносительства у вас могут возникнуть проблемы. Например, человека с положительной реакцией на ВИЧ не возьмут на военную службу. Такому человеку со временем окажется трудно заключить договор на некоторые виды страхования.

Общедоступность проверки на СПИД - благо для общества в целом. Руководители здравоохранения получают более ясное представление о тенденциях в развитии эпидемии ВИЧ и могут лучше планировать расходы и решать вопросы обеспечения необходимыми медицинскими услугами.

В настоящее время в США узаконена проверка доноров крови, органов и тканей, а также военнослужащих; попытки ввести обязательное тестирование лиц, вступающих в брак, потерпели неудачу в штатах Иллинойс и Луизиана и теперь прекращены. Пренатальная проверка на ВИЧ-инфекцию, на необходимости которой настаивали некоторые специалисты, в большинстве штатов пока не введена и вряд ли будет введена в

ближайшие годы (Minkoff et al., 1988).

Меры по охране здоровья общества

Выявление контактов и уведомление. Одна из наиболее известных, выдержавших проверку временем стратегий по охране здоровья состоит в том, чтобы выявлять всех половых партнеров людей с подлежащей регистрации БППП и уведомлять их о грозящей опасности; источник сведений при этом не называют (Gostin, 1989). К сожалению, в большинстве штатов в настоящее время ВИЧ-инфекцию не относят к числу БППП.