Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_SMO.doc
Скачиваний:
96
Добавлен:
24.03.2015
Размер:
227.33 Кб
Скачать

13 Формирование Общей европейской политики в области безопасности и обороны (оепбо) 1991-2005гг. Петерсбергские задачи и средтва их осуществления.

«Единство Европы» будет неполным без интеграции в оборонной сфере. Важным импульсом стало осмысление провалов ЕС в плане воздействия на развитие событий в бывшей Югославии. Этот опыт показал: для эффективности совместной ВП необходимы конкретные возможности ее военного обеспечения.

С обращением ЕС к военно-полит. тематике возникают определенные проблемы. Некоторые из его участниц, не входящие в НАТО (Австрия, Финляндия, Швеция, Ирландия), опасаются, что активизация военного измерения политики безопасности в деятельности ЕС чревата размыванием их нейтрального статуса.

Кроме того, перспектива активизации военно-полит. сотрудничества на базе ЕС вызывала беспокойство у приверженцев «атлантического» акцента в военно-полит. сотрудничестве как ненужное дублирование механизмов НАТО. Весьма сдержанное отношение к планам на сей счет демонстрировали США.

В июне 1992 г. на совещании в Бонне страны ЗЕС приняли «Петерсбергскую декларацию», касавшуюся отношений между ЗЕС, ЕС и НАТО. Декларация предусматривала расширение функций ЗЕС. Он должен был не только гарантировать оборону территорий стран-участниц, но и освоить проведение гуманитарных и спасательных операций, миротворческих миссий, а также выполнение задач по управлению кризисами, включая понуждение к миру в интересах всего ЕС и во взаимодействии с НАТО. декларация носила общий характер и имела значение как полит. ориентир.Руководство ЕС делало заявку на перевод военно-полит. сотруднич. между западноевроп. странами в сферу компетенции Европ. интеграционных структур. Это не означало, что ЗЕС перестал существовать.

В 1996 г. французские представители в целях улучшения координации в сфере ВП и обороны предложили учредить в ЕС пост высокого представителя по вопросам общей ВП и политики безопасности. В 1997 г. инициатива была одобрена и закреплена в тексте Амстердамского договора.

Поворотным пунктом в решении этого вопроса стала встреча Ширака и Блэра в Сен-Мало в декабре 1998 г., о прорыве на этом направлении интеграции в ЕС. С тех пор ОЕПБО развивается ускоренными темпами. Речь не идет ни о трансформации ЕС в военно-полит. организацию, ни о создании «европейской армии», к-ая заменила бы нац. ВС. Цель сформулирована гораздо скромнее — обеспечить Евросоюзу военные возможности для выполнения так называемых «Петерсбергских миссий», к числу к-ых относят три типа задач: 1) традиционное миротворчество 2) спасательные и гуманитарные операции; 3) кризисное регулирование (включая превентивные действия по предотвращению конфликтов и «принуждение к миру» )

В июне 1999 г. на саммите в Кельне страны ЕС приняли решение об углублении ВП координации и переходе к проведению общей политики в области безопасности и обороны (ОЕПБО). Выработку и проведение этой политики вменили в обязанность высокому представителю ЕС по вопросам ВП и безопасности, к-ый оказался в роли «министра иностранных дел, безопасности и обороны» ЕС.

На саммите ЕС в Хельсинки (декабрь 1999) создать к 2003 г. потенциал, позволяющий в двухмесячный срок развернуть военный контингент численностью 50-60 тыс. человек «корпус быстрого развертывания», способный к самостоятельным действиям по выполнению всего спектра «Петерсбергских миссий» и поддержанию боеготовности в течение года.

С 2000 г. функционируют новые структуры ЕС — Комитет по политике и безопасности (для согласований по ВП и военным вопросам) и Военный комитет (в составе начальников главных военных штабов стран-участниц).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]