Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
зеленая книжечка с 65стр.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
01.04.2015
Размер:
663.04 Кб
Скачать

3.4. Политический курс «мирного возвышения» китайского государства-региона в системе международных отношений

Нынешнее китайское руководство взяло курс на достижение но вого места страны в глобальной политике, равного главной сверхдср»' жаве - США, позволяющем Китаю играть одну из ключевых ролей и формировании нового мирового порядка.

Глобально регионализирующийся Китай, стремясь избежать дес­табилизации мировой системы, связанной с изменением его мес та и мире, делает упор на политике «мирного возвышения», которая баш руется на росте совокупной мощи страны и традициях, дипломатии консенсуса, и, таким образом, вносит новые элементы регионального и глобального сотрудничества в современные международные опт шения.

Идея мирного усиления и возвышения Китая (хэпин цзюэци) во!« никла не спонтанно и имеет ряд предпосылок, к которым относятся:

  • трансформации в современной международно-политической обстановке. По мнению китайских политологов, мир и развитие оста­ются главными характерными чертами современной эпохи, но у пир делается на том, что современная система международных отношении продолжает претерпевать глубокие и сложные изменения: проявляют»' ся тенденции к многополюсности и глобализации, а тенденции к гегв» монизму и однополюсному миру приобретают новое содержание, по скольку обостряется борьба за стратегические позиции, ресурсы и до» минирование, меняется соотношение сил между ведущими держаки- ми;

  • трансформация роли Китая в мировой политической системе Китайские политологи считают, что Китай или уже стал великой дер» жавой, или этот процесс - становление Китая в центре всей систем!^ международных отношений - завершается. КНР выходит на передо» вую линию международных отношений и превращается из экономи» ческой державы в политическую, из региональной державы в глобалм ную;

  • необходимость позиционирования нового образа (имиджи) Китая в мировом сообществе, который будет способствовать и реали зации национальных интересов Китая, и решению текущих, долгой» рочных задач его политики;

  • необходимость выработки новой внешнеполитической кон испции для противодействия распространению во всем мире «концеп­ции китайской угрозы» (чжунго вэйсе лунь),порожденной «большой прптегией» Китая, его стремлением приобрести статус великой дер-нои1ы«Даго» и ответственного государства «Фуцзэго»;

- необходимость в устранении исторической несправедливости, | низанной с неучастием Китая в глобальном и региональном процессе. Ilo мнению А.А. Свешникова, приоритет выдвижения Китая на роль Иг никой державы первого порядка имеет глубокие исторические кор­ни и современные причины. Если говорить о корнях, то это особенно- •in традиционного мышления китайцев, менталитет которых не до­пускает вероятности вечного прозябания страны на вторых ролях. Кон­венция «мирного возвышения» формируется на фоне исторически | нижившихся китаецентрических воззрений; это развитие идеи воз­рождения страны и проявление роста национального самосознания, Национальной самоидентичности, национальной гордости полутора­ми нлиардного китайского социума. Идея мирного усиления и возвы­шения Китая отражает интересы абсолютного большинства китайско- |и населения. Она способна мобилизовать патриотические чувства са­мых широких слоев китайского этноса как на материке, так и на Тай- минс и среди китайской диаспоры.

Концепция «мирного возвышения» впервые была сформулиро- HIHIII в ноябре 2003 г. в выступлении Чжэн Бицзяня, занимавшего в |0')()-е гг. посты заместителя руководителя отдела пропаганды ЦКl« 11К и постоянного проректора Центральной партшколы КПК. Тезис п "мирном возвышении» Китая как долговременной стратегии разви- |||ч впервые был озвучен на высоком государственном уровне во вре-м чвизита премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в США в декабре) 003г. и в одном из выступлений Генерального секретаря ЦК КПК Ху I (шньтао в апреле 2004 г.

В 2004 г. Вэй Цзябао дополнил концепцию «мирного возвыше­ниистраны», которая в интерпретациях китайских обществоведов вк- ЯЮ'шет следующие аспекты:

Китай может заново возродиться только мирным путем; Китай должен дорожить возможностями, которые предостав­ит-1 сегодняшняя мирная международная обстановка, способствую­щий эффективному развитию экономики и социальной инфраструкту­ры, параллельно прилагая все усилия для укрепления мира;

опора развития Китая - его собственные силы в выработке Ину гренней и внешней политики, опираясь на широкомасштабный внутренний китайский рынок, неисчерпаемые резервы рабочей силы, на огромные запасы валюты и средства, накопленные населением, ин эффективность нового социалистического строя и на мощные творче ские силы китайского народа;

- Китай не должен проводить политику самоизоляции. Возрож­дение тесно связано с эволюцией внешнего мира, ему необходимо и впредь придерживаться политики «реформ и открытости».

Политика «мирного возвышения» стала одной из актуальных проблем в работах китайских политологов (Ся Липина, Цзян Сиюапи, Мэнь Хунхуа, Пэн Пэна, Ху Аньгана, Ши Инхуна, Лю Цзайци, Ли Сина). Неоднозначные оценки она получила и на Западе (в первую очередь, в США в работах М. Свэйна, Э. Теллиса, Б. Герца, Р. Золик», А. Голдстейна и др.) и в России (Я. Бергера, А. Ломанова, А. Свешии кова, А. Воронцова, С. Лузянина, Б.Т. Кузык, М.Л. Титаренко, А. Но- лоховой и др.).

Китайские ученые освящают тему «мирного возвышения» с мак­симальной полнотой и всесторонностью, обращаясь при этом не толь­ко к реалиям китайских реформ наших дней и поворотам современной мировой политики безопасности, но и к ценностям традиционной культуры Китая.

Авторы книги «Мирное возвышение Китая», Ся Липин, Цзян Сиюань, утверждают, что китайцы заняты укреплением своего благо­состояния, а поэтому им нужна мирная политика и никакой «угревы» они не представляют. Авторы пытаются развить тезис о том, что К и тай, как «ответственное большое государство» (фуцзе даго),заинтерс совано в мирных внешних условиях для своего развития и способно го, в свою очередь, содействовать поддержанию мира и стабильности в Азиатском регионе. При этом методы у китайского «возвышения» исключительно невоенные: страна опирается на собственные силы, на огромный внутренний рынок, на трудовые и финансовые ресурсы, осуществляет взаимовыгодное сотрудничество с внешним миром.Bos« вышение «по-китайски» имеет значительно более крупные масштабы, что позволяет вести речь о создании новой концепции в области меж­дународной стратегии.

Авторы предупреждают, что и в наши дни «руководящие стрМ ны» мира с недоверием относятся к тем странам, которые возвыси» лись позже их самих. К тому же имеющиеся пути возвышения - через войну или благодаря альянсу с «руководящими странами» - для Кита* неприемлемы, поскольку для страны важны как мир, так и национал!.

нмйсуверенитет. Чтобы иметь возможность продолжать развитие в условиях глобальной регионализации, КНР должна оставить узкий на­ционалистический взгляд на национальные интересы и рассматривать

ересы китайского народа как часть общечеловеческих интересов.

Усиление мощи Китая будет неизбежно порождать сомнения как у Крупных держав, так и у соседей. Поэтому успех страны в конечном и юге определит не столько поддержка иностранцев, сколько способ­ность КНР проводить политику мира и экономического развития.

К основным «ограничителям» китайского стремления к возвы­шению на международной арене Ся Липин и Цзян Сиюань относят:

  1. США и их модель внешнеполитического мышления. Для про- пшодсйствия ей Китаю потребуются изощренная «искусность» и пря- мо11 контакт с «мейнстримом» американского общества;

  2. тайваньский вопрос - скрытую угрозу национальной и меж- дународной безопасности. Шансы на решение этой проблемы будут но фастать по мере упрочения связей КНР с США и ростом привлека- ИЧИ.поста китайского рынка для остального мира.

Авторы книги призывают не ставить знак равенства между '■мирным возвышением» и объединением Китая. Развитие имеет пер- мостепенное значение и даже важнее объединения Китая. Для реше­нии»той проблемы Ся Липин и Цзян Сиюань призывают к созданию Механизма региональной безопасности с участием КНР, США и Япо­нии, чтобы объединенными усилиями оказать давление на увлекшую­ся сепаратизмом тайваньскую администрацию.

Позиция авторов по тайваньской проблеме демонстративно прагматична. Они отмечают необходимость развернуть «борьбу за Ирдца тайваньцев» и вместо повторения примитивных угроз сделать упорна пропаганду выгод, которые сулит острову объединение стра­ны.

В качестве главного ориентира для «мирного возвышения» авто­ры книги предлагают китайским властям сотрудничество с лидерами мировойэкономики - США, Японией и Европой, и особенно с «боль­шим восьмеркой» и НАТО, за счет сотрудничества с которыми КНРм>ti jiii бы значительно укрепить свое влияние. В целом, системные коштрукции в международных отношениях Китая авторы книги рас­сматривают в следующем порядке: прежде всего, взаимоотношенияKill' и США, затем уже три «треугольника»: КНР-США-Россия, НИ' -США-Европа, а также КНР-США-Япония.

Тема России в книге присутствует, но особо важного места ив занимает. Авторы книги отмечают, что реализация стратегии «мирно­го возвышения» Китая невозможна без поддержки соседей, в число которых входит и Россия.

Книга завершается упоминанием о российских природных бо« гатствах. Авторы увенчали свой труд напоминанием о том, что сии собность КНР «на основе рациональных экономических принципом наладить долгосрочное и устойчивое стратегическое партнерство О крупными странами, обладающими запасами энергетического и мине рального сырья (например, в полной мере использовать казахстанские нефть и газ, природные ресурсы российской Сибири и т.д.), окажет крайне важное влияние на китайскую стратегию «мирного возвыше ния».

Особое место в работе китайских авторов отводится аналп iy концепции «мирного возвышения» с точки зрения корректировки внешнеполитических ценностей. Внешнеполитические ценностные ориентации, сформированные в указании Дэн Сяопина из 24 иероглИ» фов «наблюдать хладнокровно, реагировать сдержанно, стоять твердо, скрывать свои возможности и дожидаться своего часа, никогда не брать на себя лидерство и быть готовыми кое-что совершить», по мне нию авторов, в данном виде уже не соответствуют реалиям глобали 1И« рующегося развития Китая. На фоне возрастающего проникновении Китая в мировую глобальную систему идея «сокрытия», представляю щая сферу политики безопасности, создает условия для ее неправиль- ного истолкования. «Сокрытие талантов» не означает, что у КНР есть какие-то скрываемые цели, о которых нельзя говорить вслух.

Другой китайский исследователь, Мэнь Хунхуа, утверждает, чш политика «мирного возвышения» представляет собой концентриро ванное выражение формирования стратегической культуры Китая, ба­зирующейся на реализме, морали и стремлении к сотрудничести\ Реализм ставит превыше всего национальные интересы. Этический подход означает ориентацию на демократизацию международных о| ношений, на установление в мире нового политического и экономиче­ского порядка, на новое отношение к проблемам безопасности, пред­полагающее курс на сотрудничество.

Изменение миропорядка рассматривается как процесс, парал­лельный модернизации и возвышению Китая. Китай оказывает мощ­ную поддержку процессу становления многополярности в мире. С к и тайской точки зрения, по Мэнь Хунхуа, мир переживает переходным •тип, на котором одна сверхдержава сосуществует с рядом сильныхДержав.Становление многополярности предполагает, что дистанция мг.кду ними будет сокращаться, а число сильных держав возрастет.In I смреальная сила некоторых из них станет особенно очевидной. | ^повременно усилится тенденция к регионализации, а совокупнаямощьрегионов и их влияние возрастут.

11ри создании региональных сообществ Китай не ограничивает- | и регионом Восточной Азии, но распространяет их и на Центральную А ипои Россию. Эти связи еще не достигли уровня регионального со­общества, но ведущая роль Китая в создании ШОС, обеспечивающей ему безопасность на севере и северо-западе и укрепляющей экономи­ческоесотрудничество с Центральной Азией и Россией, является, помнениюМэнь Хунхуа, выдающимся успехом китайской стратегииСозданиярегиональных сообществ.

Мэнь Хунхуа полагает, что ключевое звено стратегии «мирного мтимшения» - развитие китайско-американских отношений, и выдви- I иг I тезис «учиться у США, использовать США, догонять США». За­щищая и расширяя сферу своих коренных интересов, Китай в течение шинельного времени должен сосуществовать с США и конкурировать I ними. Объективно, возвышение Китая бросает вызов ведущей роли i 1ИЛ в Восточной Азии. Вместе с тем, оно предоставляет США шанс I нфудничества с другой великой державой в создании стабильных механизмов регионализации в АТР.

Китайский политолог Пэн Пэн, в труде, посвященном многоас­пектному анализу политики «мирного возвышения» Китая, проводит ри шичие между понятиями «возвышение» и «мирное возвышение». 11е|>вое не несет ценностной функции, просто фиксируя быстрый рост hiносительной силы государства. Выдвижение же идеи «мирного воз­вышения» направлено против политики силы, гегемонизма, односто­ронности и запугивания «китайской угрозой», в поддержку многопо- чирпости и многостороннего сотрудничества, использования глобали- 1ПНИИ как способа решения задач собственного длительного развития.

В представлениях Пэн Пэна процесс «возвышения» далеко вы- кодит за национальные границы, распространяясь на обширный циви- 'шищионный ареал. Китай, по Пэн Пэну, не поддерживает тезис о конфликте цивилизаций, но не может не признавать наличие такого конфликта. Внешнеполитическая стратегия «мирного возвышения» in- почает, по мнению Пэн Пэна, три момента. Во-первых, развертыва­ние п цивилизационном ареале ведущей роли центрального государ­ства, выступающего за мир и развитие, поддерживающего баланс смч и противодействующего конфликтам. Во-вторых, стремление недо»| пустить столкновения китайской и западной цивилизаций, для чет необходимы препятствия на пути чужой цивилизации. В-третьи.ч, превращение «возвышения» своей цивилизации в фактор единении всего конфуцианского ареала, т.е.' «мирного встраивания» в систему! международных отношений глобализирующегося «китайского регно на», а также «встраивания» стран-участниц в конфуцианский ареиЛ : «китайского региона».

Пэн Пэн подчеркивает и различия в восприятии «возвышении" Китая. Для китайцев это - естественный процесс нового превращении в мировую державу древней цивилизации, пережившей долгую агрео» j сию и угнетение. Для иностранцев - это ревизия отношений Китая вj внешним миром. Китайцам трудно представить, что их стремление стать столь же сильными и богатыми, как другие державы, может 1П<|< зывать у кого-то искренние опасения. Столкновение двух принцип и» ально отличающихся подходов вызывает различные сложности, трс ния и даже отчуждение и враждебность во взаимном восприятии.

Несмотря на то, что в концепции «мирного возвышения» оспой» ной упор был сделан именно на китайско-американские отношении и подчеркивался мирный характер встраивания «китайского региона» В систему международных отношений, она вызвала «нервозную между» народную реакцию». Возвышение Китая порождает в США все новы! толки о «китайской угрозе», о «уже бросившем им вызов и динамич» но наращивающим мускулы Китае». То обстоятельство, что в Пекипм неустанно подчеркивают мирный, неконфронтационный хари мер «возвышения Китая», в глазах Вашингтона ничего не меняет. Подъем Китая рассматривается как фундаментальный вызов Америке, трвй бующий упреждающего («превентивного») действия и нейтрализации растущего силового потенциала восточноазиатского гиганта.

Политика «мирного возвышения» Китая в России трактуеТШ также неоднозначно. Идеи о «наступающей желтой экспансии» смЯ няются опасениями, связанными с «китайской угрозой»; миролюСЩ' вые представления «о дружбе, добрососедстве, стратегическом вшИ« модействии» подвергаются сомнению в связи с изменением нанрии ленности внешнеполитического вектора в «американскую сторону» || ресурсной направленности в российско-китайском взаимодейа ими Но при этом не сформирована российская стратегия, которая могли Лк|: быть обоснованным ответом на «идеологический штурм Китая».

Среди черт, характерных для самореализации Китая как гло­бальной державы, можно назвать специфику концептуальных взгля­дов правительства КНР на будущее мироустройство, попытки макси­мально широкого распространения своего видения мультиполярного мира и нового международного порядка.