Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
зеленая книжечка с 65стр.doc
Скачиваний:
27
Добавлен:
01.04.2015
Размер:
663.04 Кб
Скачать

Глава 3. «китайский регион» как подсистема системы международных отношений

Тенденция регионализации и карта регионов в системе меж- м народных отношений. Новый мировой порядок

«Китайский регион» как ведущая подсистема системы меж- м народных отношений

Новая концепция региональной и глобальной безопасности Kill' н формирующейся системе международных отношений

Политический курс «мирного возвышения» китайского го- I \ шретва-региопа в системе международных отношений

Российско-китайское взаимодействие в условиях процесса I шГшлизирующейся регионализации

.VI. Тенденция регионализации и карта регионов в системе международных отношений. Новый мировой порядок

11роцесс глобализации, осуществляемый государствами постин- i|\i гриального развития во главе с США, привел к поискам противо-Rfi ом и попыткам создания геополитического равновесия с помощью ре! нпнализации международных отношений. Современный мир не ог­раничивается реальным географическим пространством, он становит- • м многомерным, глобально регионолизирующимся. В данной ситуа­циивыигрывают те государства, которые способны наиболее эффек- Шино использовать геополитический, геоэкономический и цивилиза-нииипыйпотенциал в интересах национальной безопасности и эконо­мическойвыгоды.

Регионализацию международных отношений необходимо рас- I митривать в контексте глобализации. В подходах к анализу этих двух Процессов нет единства. Одни считают регионализацию составной ча- I two глобализации, другие как альтернативу.

I 'лобализация, инициированная странами Запада, стала объек- I ммпымпроцессом в современных международных отношениях, эта­номинтернационализации, основанным на развитии информационно- коммуникационных технологий.

В качестве субъекта глобализации выступает регионализации, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых геоЛ экономических и политических полюсов.

Процесс глобализации трансформирует государственный су иг ренитет, национальные границы экономики, цивилизационные ценно­сти. Запад во главе с США выступает за глобализацию в области по литики, экономики, финансов, информации и культуры, сопровож­дающуюся ограничением государственных национальных суверен и и' тов в интересах этих стран.

Процесс глобализации свидетельствует о противоречивых про­цессах, происходящих в системе международных отношений, о фор мировании «нового мирового порядка», модель которого еще не опрг делена.

После окончания холодной войны закончилась и эпоха биполя/> нгомира, когда в мире доминировали две сверхдержавы - СШАи СССР. Но что пришло ему на смену? Стал ли мир монополярным (od> нополярным/однополюсным, униполярным) или в нем все же выдели» ется несколько центров силы {многополярный/многополюсный мир)'!

Наиболее радикальные прогнозы предрекают век торжества аме риканской общественной модели во всем мире. Наступившее столе'1 иг называют и веком Китая. Речь идет о трансформации современной системы международных отношений в сторону монополярности.

Монополярная модель мирахарактеризуется гегемонией первой и единственной мировой державы, Соединенных Штатов Америки (такой однополюсный мир во главе с США иногда называютPax Аню ricana). В мире широко распространено мнение о том, что СШАуже превратились или превращаются в империю, чьи претензии и интере­сы охватывают весь мир. Глобализационный процесс в этой модели мира тоже рассматривается как процесс распространения на мир аме риканского политического, экономического и социокультурного влип ния - мир не глобализируется, он американизируется.

В то же время некоторые исследователи справедливо считают, что, несмотря на доминирование в некоторых сферах (особенно в во­енной), Америка отнюдь не обладает мировой политической властыо.

Так, по мнению Джозефа С. Ная, мир напоминает трехмерную игру в шахматы, будучи однополярным лишь в военном измерении, Но и здесь США не могут обойтись без поддержки других государстк, о чем свидетельствуют и Балканы, и Афганистан, и Ирак.

На экономическом же уровне мир многополярен.Здесь США ве­ду I острую конкурентную борьбу с ЕС, Японией и КНР. При этом по-

пение Америки в мировой экономике по ряду позиций далеко не

fince гяще. Она теряет превосходство даже в тех высокотехнологичных I рк юрах промышленности, где ее компании традиционно лидировали.

В конце XX в. попытки американизации и универсализации гло- Пши.пого сообщества стали сопровождаться усилением тенденции ре- ГИоиализации. Регионализм в постбиполярном мирестановится важ­ным фактором внешней и внутренней политики национальных госу- Нирстм. Он обусловлен возрастанием роли функций его места и соци-йш.ноговремени, сочетанием геополитики, геоэкономики и социо- | \ пмурных особенностей территорий. Регионализация внутренних и международных отношений осуществляется на различных уровнях нрриториальной иерархии, среди которых выделяются внутригосу­дарственный, государственный и надгосударственный, континенталь­ным и трансконтинентальный.

I? постбиполярном мире усиление регионализма сопровождает- I H возрастанием роли рубежных государств, расположенных на «краю» различных экономических, политических и культурных про- I грмиств. Например, усиливается поляризация мирового экономиче-I когопространства, где доминируют две сверхдержавы - США и Япо­нии,«Большая семерка Севера» включает США, Японию, Германию, Францию, Англию, Италию и Канаду. Формируется «Большая семер­киЮга» в составе Китая, Индии, Бразилии, Индонезии, Мексики, К иной Кореи и Таиланда. Это деление условное. Так, Китай может с Полным правом претендовать на присоединение к «семерке Севера», ин да как Россия номинально участвует в политическом институте, именуемом «восьмеркой».

К развитым постиндустриальным странам Запада относятся | IIIA, Япония, Западная Европа, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Израиль. Среди развивающихся стран выделяются восточноазиат- • кие, латиноамериканские и ближневосточные новые индустриальные | грины (НИС). Особое место занимают страны Африки, где домини-pye I социальный хаос. Также выделяются группы стран Центрально- Иоез очной Европы и Содружество Независимых Государств (СНГ).

Если сопоставлять группы стран по их доли в мировой промыш- непной индустрии, то отмечается сокращение доли развитых стран с $ I до 46 %. Массовое производство постепенно перемещается из се- ие pi (атлантического региона в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).

Доля развивающихся стран увеличилась с 35 до 48 %, в т.ч. «БольпюИ семерки Юга» - с 19 до 28 %. Если доля США сохранилась примерно на уровне 17 %, то доля Китая увеличилась с 8 до 15 %. Наиболее м тастрофическое сокращение доли стран в мировой промышленном индустрии характерно для СНГ - с 7 до 2,5 %.

Прогнозируется мировое хозяйство с тремя полюсами эконом и ■ ческого и технологического развития в Западной Европе, Северной Америке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Наряду с этим суще ствуют обширные зоны с низким уровнем жизни населения. Мировой полюс бедности сформировался в Центральной Африке.

В качестве полюсов глобализации выступают мировые города, такие как Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско, Париж, Лондон, Фраш. фурт-на-Майне, Токио, Гонконг, Сингапур и др. Эти полюса глобали зации финансов, менеджмента и технологических инноваций аккуму­лируют прямые иностранные инвестиции и притягивают высококии- лифицированные кадры.

Информационные технологии, транспортные магистрали, тепе коммуникации и другие технические достижения цивилизации суше ственно ослабили ограничения географического пространства. Начали формироваться «новая экономика», основанная на представлениях многомерного глобализирующегося пространства. Усиливается поля­ризация мирового хозяйства, где образуются наднациональные полю­са экономического и технологического развития. Разновидностями трансграничной коммуникации в многомерном пространстве являюi- ся коммуникационные коридоры оборачиваемости торгового, про мышленного, финансового капитала - свободные экономические зо­ны, зоны новых и высоких технологий, зоны приграничной торговли и т.д.

Наряду с системой «центр-периферия» выделяются пригранич ные зоны, образующиеся на рубежах цивилизаций, государств, субре­гиональных и других территориальных сообществ. В результате oi крытости к внешнему миру и разнообразным контактным функциямрубежностьстановится стратегическим ресурсом развития. Исследо­вание барьерных, фильтрующих и контактных функций рубежных зон способствует успешной экономической интеграции.

В целом, регионализация современной системы международных отношений приобретает направленность на становление мирового или глобального регионализма. Глобальный регионализм - это один и i этапов глобализации и ее имманентная тенденция. Особого внимании •т суживает понимание глобального регионализма как новой парадиг­мы познания современных международных отношений. Регионы спо- гоГнтвуют защите государственных образований и общественных от­ношений от негативных вызовов глобализации и выступают в качест- Нрсамостоятельных субъектов международных отношений. В миро-itnli геополитической системе усиливается роль региональных факто­рии,использующих местные этнокультурные, исторические, идейно- Нпнитические и другие особенности в качестве фундамента новых ст- рикчий развития. При этом преимущества получают государства-регионы(«регионы-системы»), способные создать оптимальное соот­ношение между процессами глобализации и регионализации.

Но географическим и социокультурным признакам особо выде- ччмп'ся европейский (западный) регионализм,основанный на приори- пче прав и интересов личности перед правами и интересами любой общности; американский регионализм,использующий западные либе­ральные ценности для превращения географической периферии в по- /Н1И31 высоких технологий; и китайский (восточный) регионализм,ос- ншшнный на сочетании поэтапной открытости к мировым рынкам сни Iоритарной государственной властью. Но на наш взгляд, данная ха- римсристика китайского регионализма не содержит всю полноту оп- ренененных и специфических конкретностей, свойственных только ному социальному феномену.

Китай - уникальная страна с огромным людским, духовно-ре- | уреным, культурно-политическим потенциалом и быстроразвиваю- шеМеи экономикой. КНР, являясь региональной подсистемой и субъ- рмоммеждународных отношений, оказывает сильное влияние не ю'п.ко на международные отношения в целом, но и на внутреннюю щ• пи гику отдельных стран. Бурное экономическое, культурное, науч­нотехнологическое развитие страны позволяет нам рассматриватьп нчтайский регион»как одну из ведущих подсистем системы между- Икродных отношений. Исследование этого нового социально-полити­ческого феномена и анализ специфики китайского регионализма явля-fTCM насущной проблемой и приоритетной задачей современных ис- рмгдоиателей. А для российской науки и политики, направляющих со­нмищ,иую практику, данный вектор становится одним из значимых

рлнлений исследований в силу географической близости и возрас-

Щющего уровня регионального отечественного и Китайского взаимо- НеМсГВИЯ.