Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

красных свой среди чужих

.pdf
Скачиваний:
492
Добавлен:
01.04.2015
Размер:
4.88 Mб
Скачать

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СТЕРЕОТИПОВ

261

тальных обитателей отеля. Кстати, самих испанцев такое отношение просто возмутило: не дают людям спокойно пообщаться. Впрочем, что еще можно ожидать от этих «эстранхерос», которые в чудную летнюю ночь почему-то надумали спать!

Поведение в очереди тоже может радикально разниться: от строгой «линии», в которой «очередники» стоят минимум в полуметре друг от друга (у англичан или шведов) до полного хаоса и «сумбура вместо музыки» (у тех же испанцев, например; а итальянца, по свидетельству М. Солли, при одной мысли, что надо становится в очередь, разбирает смех). Не говоря уже о том, что во многих странах существуют специальные аппараты, выдающие номерок, который позволяет вообще не стоять, а спокойно дожидаться своей очереди, сидя где-нибудь неподалеку. Эта система прекрасно работает в Германии или, например, Швеции, поскольку полностью отвечает представлению об идеальном порядке. У итальянцев же это подчас превращается в подобие игры: надо приехать в кассу (!) загодя, скупить все билеты, а потом по баснословной цене перепродать их тем, кто не успел до закрытия кассы (М. Солли).

В местах отдыха представители разных культур тоже ведут себя по-разному. Немцы предпочитают оккупировать пляж раньше всех (во сколько бы Вы ни появились на пляже, немцы уже будут там). При этом они покрывают пляж замками из песка и ставят их так близко друг к другу, что между ними не то что расположиться — пройти подчас бывает невозможно (Ш. Зайдениц, Б. Баркоу). Итальянцы всегда образуют многочисленную и удивительно шумную компанию. При этом если другая итальянская компания расположится в некотором отдалении от них, то они могут прекрасно общаться со своими соотечественниками, не меняя своего местоположения в пространстве. Нидерландцы предпочитают «одиночество» даже в абсолютно шумном и многолюдном месте. Однажды я наблюдала за одной такой семьей: мама, папа и их сын-подросток за несколько часов обменялись всего парой коротких фраз, явно наслаждаясь погруженностью в себя. Шведы рассказывали мне следующую историю как анекдот, но я охотно верю, что это могло произойти и на самом деле. На пустынном берегу озера расположилось шведское семейство, предвкушая спокойный отдых на лоне природы. Вдруг на другом конце большого пляжа показалась другая семья, «коварно» собирающаяся провести день на берегу того же озера. Реакция шведов: «Ну вот, и здесь толпа! Нигде покоя нет!»

Французы, прежде чем выбрать место для отдыха, будут долго обсуждать достоинства и недостатки определенного пятачка земли, выдвигать разные аргументы, приводить различные доводы «за» и «против». Когда тема будет исчерпана, она вовсе не будет закрыта, ибо французы переместятся на несколько десятков метров в сторону и продолжат приятную беседу на ту же тему, но уже по поводу другого фрагмента ландшафта. И так может длитьсядостаточно долго. И виной всему — их непреодолимое стремление к совершенству. Когда же место, наконец, выбрано, это вовсе не означает, что француз впадает в простра-