Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Korshunov_O_P_Bibliografovedenie_uchebnik.doc
Скачиваний:
1511
Добавлен:
14.04.2015
Размер:
2.35 Mб
Скачать

Обратная связь

Рис. 9

Принципиальная схема функционирования библиографии как системы

Схема наглядно показывает, что библиография как система имеет два “входа” и один “выход”. Первый “вход” обеспечивает отражение поступающего в систему документального потока посредством его библиографической обработки. Тем самым обеспечивается поиск документов и оповещение о них потребителей (поисковая и коммуникативная функции библиографической информации). Через второй “вход” поступают запросы и учитываются различными способами документальные потребности реальных и потенциальных потребителей библиографической информации, т. е. осуществляется оценка документов и преобразование библиографической информации в соответствии с ее конкретными целевыми и читательскими установками (оценочная функция).

“Выход” системы – это предназначенные для потребителей разнообразные по содержанию, назначению и форме представления потоки библиографической информации.

“Обратная связь” между потребителями и системой их библиографического обеспечения служит целям постоянной корректировки и всестороннего совершенствования выходных потоков. Постоянная и эффективная “обратная связь” с потребителями информации имеет огромное значение для библиографии, потому ее изучению и учету необходимо уделять гораздо больше внимания, чем это делалось в прошлом. В этом одно из важных направлений повышения эффективности и качества всей системы библиографического обслуживания.

Центральным пунктом, “ядром” библиографической системы является библиографическая информация (БИ). Все остальные компоненты (люди, процессы, учреждения, система подготовки кадров, наука, технические средства и т. д.) будут библиографическими лишь постольку, поскольку они обеспечивают функционирование библиографической информации. Как бы мы ни квалифицировали библиографию, взятую в целом, с какой бы стороны к ней ни подходили, суть дела всегда заключается в ответах на вопросы: почему и кем, для кого и как, с каких позиций и в каких общественных целях создается и распространяется библиографическая информация. Именно поэтому “библиографическая информация” и является исходным пунктом общей теории библиографической деятельности.

§ 2. Конкретно-историческая обусловленность библиографии как общественного явления.

Переход к рассмотрению библиографии как специфической человеческой деятельности позволяет выяснить действительную сложность реального библиографического процесса. Именно в деятельности человека, определяемой общественными условиями, в которых он живет и работает, библиография обретает свое действительное исторически-конкретное содержание. Внешняя социальная обусловленность библиографической деятельности приносит с собой все многообразие и специфические особенности конкретных форм реализации основных общественных функций библиографической информации, борьбу и смену этих форм в ходе исторического развития.

Новые формы библиографии всегда возникали в результате развития и усложнения общественных потребностей в библиографической информации. Так, например, образование в Европе национальных государств, укрепление национального самосознания превратили книгу в фактор государственного престижа, потребовали создания текущих и ретроспективных библиографических изданий, демонстрирующих отраженные в документах достижения национальной науки, техники и культуры.

Важную роль в развитии библиографических средств поисково-коммуникативного назначения играют материально-технические возможности, которыми располагает общество в данных конкретно-исторических условиях.

В прошлом технические возможности были весьма ограниченными. Только в наше время научно-технический прогресс предоставляет в распоряжение информационных работников мощные технические средства для создания библиографических поисково-коммуникативных систем, обеспечивающих быстрый и надежный поиск, глубокую содержательную ориентацию в очень больших документных массивах и потоках. Становятся реальными давние мечты библиографов о такого рода системах широкого национального и международного охвата.

Социальная обусловленность библиографии наиболее отчетливо и непосредственно обнаруживается в явлениях, связанных с реализацией оценочной функции библиографической информации. Именно здесь библиограф получает возможность не только выразить свое отношение к ценностям и жгучим проблемам окружающей его общественной жизни, но и принять в ней непосредственное активное участие. Эти возможности проявились уже на самых ранних этапах развития мировой библиографии и были обусловлены тем, что книга как источник знания становилась орудием идеологической борьбы, возникли разные (нередко враждебные друг другу) точки зрения на то, какие именно книги нужны данному читателю.

Библиография естественно и неизбежно вовлекалась в этот процесс, приобретая, в свою очередь, активно целеустремленный, субъективно направленный характер. Так, например, эта ее сторона весьма отчетливо и своеобразно обнаружилась в связи с победой христианства над язычеством в период разложения античного рабовладельческого общества. Догматизм и жестокость христианской церкви в борьбе с ересью отразились в библиографии, придав ей специфический церковно-поучительный, или “запретительный” характер. Составлялись списки “ложных”, или “отреченных” книг, которым противопоставлялись книги “истинные”. Первый крупный библиографический труд такого рода – “Книга о знаменитых мужах” Иеронима Стридонского (392 г. н. э.) – носил ярко выраженный пропагандистский характер.

Особенно заметные изменения в социальную среду системы “документ – потребитель” принес с собой капитализм. Бурное развитие производительных сил, прогресс науки и техники, рост уровня образованности народа, быстрое техническое совершенствование и увеличение объема книгоиздательской деятельности, – и одновременно рост социального и материального неравенства, эксплуатации, резкое обострение классовых противоречий, нарастание революционных настроений в различных слоях общества. Именно в этих условиях, в частности, в России, обнаружились и стали широко применяться в целях политического влияния на читателя богатые и разнообразные идеологические, педагогические, воспитательные возможности библиографической информации.

Библиографические средства пропаганды широко использовались большевиками особенно в период подготовки Октябрьской революции. В дальнейшем в условиях Советского союза массово-воспитательные и образовательные возможности библиографической информации широко использовались в целях идеологического, партийного влияния на различные слои советского общества. Так исторически сформировалось направление библиографической деятельности, связанное с практической реализацией оценочной функции библиографической информации, которое теперь называется “рекомендательной библиографией”.

Однако этим направлением конкретно-исторически обусловленные формы реализации оценочной функции библиографической информации не ограничиваются. Еще в XVIII и особенно в XIX в. быстрый прогресс науки породил потребности в ее дифференцированном библиографическом обслуживании, что повлекло за собой развитие всех форм отраслевой научно-вспомогательной библиографии. Здесь, благодаря специфике сферы обслуживания, реализация оценочной функции в значительно большей мере сочетается с решением поисковых и коммуникативных задач. Это затушевывает оценочную (рекомендательную) природу научно-вспомогательной библиографии. Однако, именно благодаря ей библиографы, обслуживая ученых, отбирают наиболее ценную, научно значимую литературу, испытывают при этом влияние различных школ и концепций в науке, принимают участие в их борьбе, занимают определенные научные позиции и становятся проводниками определенного идейного влияния на ученых как потребителей научной информации.

Таким образом, библиографическая информация обладает устойчивой внутренней сущностно-функциональной структурой, и вместе с тем все многообразие форм ее реального существования конкретно-исторически обусловлено той социальной средой, в условиях которой, она развивается и функционирует. Этот конкретно-исторический процесс и заключает в себе все многообразие, специфические особенности форм, содержания и организации библиографии на каждом этапе ее исторического развития.

Теперь можно сделать общий вывод, к которому подводило все предыдущее изложение. Следует различать два основных структурных уровня библиографии как целостного общественного явления: 1) сущностно-общий (абстрактный), или внутренний (структура, образуемая основными общественными функциями библиографической информации) и 2) исторически-конкретный, или внешний, охватывающий весь комплекс библиографических явлений в тесной связи с теми конкретно-историческими обстоятельствами, которыми обусловливаются в каждом случае место, задачи, содержание, специфические процессы, формы и средства библиографической деятельности.

Целостность библиографии как системы обеспечивается именно наличием у нее устойчивой внутренней структуры, в то время как ее реальное многообразие есть результат обусловленности конкретными ситуациями, которые исторически складываются в системе “документ – потребитель” и опосредуются через библиографическую деятельность.

Внутренняя структура непосредственно не видна в библиографических явлениях. Но это не значит, что она только “плод абстракции” и в действительности не существует. На самом деле она вполне реально присутствует в библиографическом процессе. Оба уровня образуют реальное единство, в котором один (исторически-конкретный) есть способ существования, форма специфического, социально обусловленного проявления другого (сущностно-общего).

До сих пор речь шла преимущественно о внутренней функциональной структуре библиографической информации как исходном пункте изложения общей теории библиографии методом восхождения от абстрактного к конкретному. На этой основе и в связи с ней в последующих главах учебника рассматривается уже внешний уровень реального библиографического процесса во всем разнообразии и сложности его конкретно-исторической обусловленности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]