Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Монография Н.Д.Постникова.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
17.04.2015
Размер:
741.89 Кб
Скачать

Партийное строительство в конце 1980-х годов

Первой из демократической оппозиции в мае 1988 года объявила себя политической партией группа во главе с В. Новодворской и Е. Дебрянской. Был образован Демократический союз, но уже к концу года он распался на отдельные организации. Демократический союз и ему подобные организации были малочисленными формированиями79, что говорило об их интеллигентско-диссидентской среде происхождения, о складывании демократической оппозиции по российской традиции «сверху», а не «снизу».

Новым поводом к активизации партийного строительства стала отмена в марте 1990 года 6 Статьи Конституции 1977 года. Как результат уже вскоре сформировались две политические партии демократического направления – Социал-демократическая партия России (СДПР)80 (май 1990) и Республиканская партия Российской Федерации (РПРФ)81 (ноябрь 1990). Основой для создания РПРФ стали члены реформистского движения «Демократическая платформа в КПСС». Обе партии в своих программных документах выступали с социал-демократических позиций. Руководство партиями осуществлялась на основе коллективного принципа. Во главе Социал-демократической партии России стоял совет из трёх сопредседателей: П. Кудюкина, А. Оболенского и О. Румянцева. Республиканской партией Российской Федерации (РПРФ) руководил Координационный Совет в составе с В. Лысенко, С. Сулакшиным и В. Шостаковским. Численность каждой партии не превышала в то время пять тысяч человек.

В это же время формируются и идейно-политических движения националистов. В начале 1990 года была созданы Национально-республиканская партия России82 во главе с Н. Лысенко и Русское национальное единство (РНЕ) А. Баркашова. Идеологически обе партии вышли из общества «Память». Для обеих партий были характерны не только антикоммунизм, но и не прикрытый национализм, отягощённый различными фобиями. РНЕ А. Баркашова83 в данном тандеме характеризуется как наиболее радикальная ультраправая организация.

Из двух антикоммунистических направлений демократического и националистического, в условиях агонии КПСС, демократическое движение оказалось единственным идеологическим движением, интересы которого совпадали с интересами, проснувшихся к политической жизни широких слоёв населения. Это временное совпадение политических интересов двух движений (либерально-демократического и различных социальных страт общества) и обеспечило либерально-демократическим организациям поддержку населения, когда оппозиция собирала многотысячные митинги. Как оказалось, этого было достаточно, чтобы противостоять потерявшей доверие КПСС и её аппарату. Крупнейшей организацией в демократическом движении в начале 90-х годов стала «Демократическая Россия»84.

Впрочем, одна оппозиция в лице сложившейся «Демократической России», даже при поддержке широкого протестного движения масс, не могла разрушить всевластие КПСС. Союзником демократической оппозиции стала часть чиновничества, которая стремилось освободиться от всё охватывающей опеки КПСС. Именно в союзе с этой частью чиновничества и партийной номенклатуры демократическая оппозиция взяла под контроль сначала законодательную (Верховный Совет), а затем и исполнительную (президент) власть в России. Таким образом, изначально процесс партийного строительства в посткоммунистической России оказался связан с бюрократическо-государственным аппаратом. Отсутствие сложившихся политических партий, с характерной для них организационной структурой, программными установками, широкой и постоянной социальной поддержкой, традициями партийного существования в политико-правовом поле и политического участия, в рядах демократической оппозиции привело к достаточно быстрому восстановлению и реваншу бюрократии, как системного и определяющего элемента в государственном управлении России. Для бюрократии демократическое движение представляло угрозу как внесистемное, а значит не подконтрольное образование. Но ещё большую угрозу демократическое движение несло в возможности абсорбции и канализации наверх, исключая бюрократию, политических требований населения, расширения границ его политического участия, а значит сужения власти бюрократии. Поэтому создание такой независимой политической партии бюрократия понятно допустить не могла. Оказав помощь в свержении власти КПСС чиновничеству, демократическая оппозиция перестала быть союзником бюрократии, а отсутствие у демократической оппозиции сформировавшегося партийного механизма в конечном итоге облегчило победу бюрократии над ней.