Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО МЧП.docx
Скачиваний:
256
Добавлен:
02.05.2015
Размер:
139.4 Кб
Скачать

Тема 14. Международный гражданский процесс

Международный гражданский процесс (МГП) – комплексный институт международного частного права, регламентирующий взаимосвязь и взаимодействие национальных и международных процедур, определенных в процессуальных нормах, направленных на защиту и установление гражданских прав. МГП представляет собой часть национального гражданского процесса, связанную с разбирательством гражданско-правовых споров с иностранным элементом. В отношении России действуют многосторонние международные договоры по вопросам гражданского процесса (Гаагские конвенции: По вопросам гражданского процесса 1954г., О вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965г., О сборе за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970г.; Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993г; Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судом на территориях государств – участников Содружества 1998г).

В праве большинства государств определение процессуального положения иностранцев основано на принципе национального режима. Однако в праве западных государств в отличии от РФ существует институт судебного залога (возложение на истца-иностранца обязанности предоставить обеспечение судебных расходов). Также предусмотрена возможность освобождения такой обязанности на основе принципа взаимности; при наличии у истца-иностранца имущества на территории суда; постоянное проживание; «право бедности». Гражданская процессуальная право- и дееспособность иностранных физических и юридических лиц в основном определяется на основе коллизионного принципа личного закона. Положение иностранных лиц в российском гражданском процессе определяется по их личному закону (ст.399, 400 ГПК РФ), но с учетом принципа национального режима и процессуальных льгот, предусмотренных международными договорами (ст.254 АПК РФ). Практически юридический статус иностранного лица подтверждается выпиской из торгового реестра страны происхождения или другого эквивалентного доказательства юридического статуса иностранного лица в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства.

Иностранные официальные документы должны сопровождаться надлежащим образом заверенным переводом и могут быть приняты в качестве доказательств по делу только после прохождения одной из следующих процедур подтверждения юридической силы иностранного документа:

1) принятие документов без каких-либо дополнительных требований при условии их надлежащего и заверенного перевода на русский язык (фактически предоставление национального режима). Так, в рамках СНГ на основе соответствующих международных договоров (Минская конвенция 1993 г. и Киевское соглашение 1992 г.) документы, исходящие от официальных органов, принимаются без легализации при условии их перевода на русский язык, заверенный в установленном порядке, чаще всего нотариусом.

2) принятие документа без легализации путем проставления апостиля. В основе лежит Гаагская конвенция 1961г. об отмене требования легализации иностранных официальных документов. Данная конвенция предусматривает достаточно простую юридическую процедуру - удостоверение подлинности подписи и статуса лица, подписавшего документ, а в необходимых случаях - и подлинности печати или штампа, которым скреплен документ, - путем проставления апостиля. Гаагская конвенция 1961 г. распространяется на официальные документы (документы, исходящие от органа или должностного лица, административные документы, нотариальные акты, официальные пометки), которые были совершены на территории одного из договаривающихся государств и должны быть представлены на территории другого договаривающегося государства.

3) придание документу юридической силы на условиях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, т.е. со странами, с которыми у РФ заключены двусторонние договоры о правовой помощи.

4) консульская легализация, которая действует в том случае, если нет указанных выше предпосылок и проводится в соответствии со ст.55 Консульского устава СССР. Функции по консульской легализации выполняют за границей - консульские учреждения Российской Федерации, а в России - Консульское управление Министерства иностранных дел.

Процессуальное положение государства как участника процесса основано на его суверенитете. В настоящее время в мире применяется две теории государственного иммунитета: доктрина абсолютного иммунитета и доктрина функционального иммунитета. Доктрина абсолютного иммунитета в РФ закреплена в ст.401 ГПК РФ. АПК РФ 2002 г. отошел от прежнего понимания государственного иммунитета как абсолютно исключающего подсудность иностранного государства российскому суду. Теперь иностранному государству в арбитражных судах РФ судебный иммунитет предоставляется только в том случае, если оно выступает в качестве «носителя власти», т.е. исполняет публичные, властные функции. Функциональный характер судебного иммунитета международных организаций выражается в ограничении его пределов рамками, установленными соответствующим международным договором или федеральным законов.

Международная подсудность – полномочия, компетенция национальных судов по рассмотрению споров с участием иностранных лиц. Системы определения международной подсудности:

- по признаку фактического присутствия ответчика (Англия).

- по признаку гражданства сторон спора (Франция)

- по признаку места нахождения ответчика (Германия)

По вопросам разграничения международной подсудности (юрисдикции) в европейских странах действуют Брюссельская конвенция ЕЭС о юрисдикции и принудительном исполнении иностранных судебных решений по гражданским и коммерческим делам 1968г. и Луганская (Параллельная) конвенция ЕАСТ 1988г. (международная подсудность в обеих конвенциях основана на критерии места нахождения ответчика). В России для определения международной подсудности российских судов используются общие правила территориальной подсудности (по месту нахождения ответчика).

Виды международной подсудности:

1) исключительная международная подсудность: спор подсуден только судам определенного государства с исключением его из подсудности судам любого другого государства;

2) альтернативная международная подсудность: стороны имеют право выбора между судами своих государств, если эти суды в равной степени компетентны рассматривать данный спор;

3) договорная международная подсудность: определение подсудности на основе соглашения сторон в пользу суда любого государства.

ГПК РФ (ст.401) и АПК РФ (ст. 37, 249) допускают возможность заключения пророгационных и дерогационных соглашений. Пророгационное соглашение – соглашение, наделяющее международной подсудностью национальный (российский) суд, который без такого соглашения международной подсудностью не обладал бы. Дерогационное соглашение - соглашение, лишающее международной подсудности национальный (российский) суд, которому по общему правилу данный спор был бы подсуден.

Для международного гражданского процесса наиболее характерным видом правовой помощи является исполнение иностранных судебных поручений, обязанность оказания которых фиксируется в международных соглашениях и национальных законах. Судебное поручение – обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве каких-либо процессуальных действий на территории этого государства (вручение документов иностранным участникам процесса, получение и сбор доказательств, вызов свидетеля или эксперта и др.). Суд, исполняющий иностранное судебное поручение, применяет свои процессуальные нормы, лишь по просьбе другой стороны он может применить иностранные процессуальные нормы (если это не противоречит публичному порядку и входит в его функции). Основные формы выполнения иностранных судебных поручений: составление, засвидетельствование, пересылка, вручение документов; предоставление вещественных доказательств; допрос свидетелей, экспертов, иных лиц для целей судопроизводства; сообщение информации о действующем праве.

Порядок направления просьб об оказании правовой помощи:

1) направление просьбы (судебного поручения) запрашивающим органом непосредственно в компетентный орган запрашиваемой стороны.

2) пересылка просьбы (судебного поручения) через центральные органы юстиции.

3) дипломатический порядок.

В континентальном праве установлен общий порядок - судебные поручения передаются дипломатическим путем, если иное не предусмотрено международным договором. При исполнении поручения используется гражданское процессуальное право государства места исполнения поручения. Не выполняются поручения, направленные на совершение процессуальных действий, запрещенных законом государства, исполняющего поручение. Порядок и условия выполнения поручений установлены в основном не в законе, а в правилах и инструкциях министерств юстиции.

В англо-американском праве отсутствует общее понятие правовой помощи. Широко используется институт специальных уполномоченных (комиссионеров). Предусмотрена возможность непосредственных сношений судов при запросе об исполнении поручения. Однако для англо-американских судов доказательства, полученные в соответствии с континентальным процессуальным правом, могут не иметь юридической силы. С другой стороны, для европейских судов действия комиссионеров могут представляться нарушением их государственного суверенитета.

В законодательстве РФ общий порядок исполнения иностранных судебных поручений установлен в ст.407 ГПК и ст.256 АПК РФ. Дипломатический путь является основным способом передачи судебных поручений. Общее правило – процедура выполнения поручения иностранного суда на территории РФ регулируется российским правом. По просьбе иностранного государства возможно исполнение поручения с применением его процессуального права. РФ в свою очередь также могут направлять в иностранные государства судебные поручения. Порядок их оформления и пересылки определяется международными договорами с участием России (универсальными и двусторонними). В связи с теми обстоятельствами, что не со всеми государствами Россия имеет двусторонние договоры о правовой помощи и не для всех государств имеют силу многосторонние конвенции (Гаагские конвенции 1954г. по вопросам гражданского процесса, 1965г. о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам, 1970г. о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам), российский суд может рассчитывать на исполнение своего поручения только в силу правил международной вежливости.Гаагская Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. предусматривает общее правило: поручение передается консульским путем. В пространстве СНГ возможно отступление от этого правила: суды соотносятся непосредственно, т.е. судебное поручение направляется в суд иностранного государства, где должно быть исполнено.

Иностранные судебные решения исполняются на основе международного договора или при условии взаимности. Два способа признания и приведения в исполнение иностранного судебного решения:

1. Выдача экзекватуры – судебный контроль за иностранным судебным решением, означающий придание ему юридической силы решения собственного суда.

2. Решение иностранного суда без придания ему юридической силы страной, где решение должно исполняться, выполняется органом исполнительного производства в том же порядке, что и решения собственных судов.

В Российской Федерации решения иностранных судов признаются и исполняются, если это предусмотрено международным договором. Для рассмотрения возможности принудительного исполнения решения необходимо ходатайство взыскателя о разрешении принудительного исполнения по месту жительства должника или нахождения его имущества (ст. 410 ГПК РФ, ст. 242 АПК РФ). Правовой смысл признания иностранного судебного решения состоит в том, что он подтверждает гражданские права и обязанности в том же смысле (придает им ту же силу), что и решения российского суда. Также АПК РФ и ГПК РФ содержат примерно одинаковый перечень оснований для отказа арбитражным судом или судом общей юрисдикции в принудительном исполнении иностранного судебного решения (ст.244 АПК и ст.412 ГПК).

Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г. предусматривает дипломатический путь обращения с просьбой об исполнении решения; установлена возможность и упрощенного порядка обращения. Рассмотрение вопроса о разрешении принудительного исполнения производится компетентными органами государства места исполнения в соответствии с его национальным законодательством. Суд места исполнения не рассматривает иностранное решение по существу, а ограничивается установлением его формальной правильности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]