Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО МЧП.docx
Скачиваний:
256
Добавлен:
02.05.2015
Размер:
139.4 Кб
Скачать

Тема 6. Внешнеэкономические сделки в международном частном праве

Внешнеэкономические сделки (ВЭС) - это сделки, опосредующие предпринимательскую деятельность, совершаемые между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся на территории разных государств.

Основные признаки ВЭС:

- коммерческая природа сделки, т.е. заключен в коммерческих целях, а не с целью индивидуального потребления;

- осложнение иностранным элементом, под которым понимается местонахождение предприятий сторон на территориях разных государств.

В МЧП издавна сложилось правило, что форма сделки починяется праву места ее совершения. Так в ч.3 Гражданского Кодекса РФ содержится сверхимперативная норма (ст. 1209 ГК РФ), согласно которой форма ВЭСподчиняется праву места ее совершения. Однако сделка, совершенная за границей, не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права. Но форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву. Это правило применяется и в случаях, когда хотя бы одной из сторон такой сделки выступает осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо, личным законом которого в соответствии со статьей является российское право.

Венская Конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. не содержится правила относительно обязательно письменной формы ВЭС, и договор международной купли-продажи товаров может быть заключен и в устной форме. Однако государство, для которого письменная форма ВЭС является обязательным условием, может при присоединении к Конвенции сделать оговорку о том, что данная статья Конвенции не будет применяться. РФ сделала оговорку и положение Конвенции о необязательности письменной формы на нее не распространяется.

Внешнеэкономическая сделка может быть заключена путем составления либо одного документа, подписанного сторонами, либо путем обменами письмами, телеграммами и т.д., подписанной стороной, которая их направляет (оферентом). Согласно Венской конвенции 1980 г., чтобы предложение рассматривалось в качестве оферты, оно должно быть «достаточно определенным» (обозначен товар, количество, цена). Важным моментом также является вопрос о моменте заключения ВЭС. Если в качестве примера рассматривать договор международной купли-продажи товаров в тех случаях, когда к нему применяется Венская конвенция 1980 г. вопрос отпадает, поскольку в конвенции прямо указано, что договор считается заключенным в момент получения акцепта. Напротив, существующие правовые системы по-разному подходят к решению данного вопроса:

- в странах романо-германской правовой модели договор считается заключенным в момент получения акцепта оферентом.

- в англо-саксонских странах договор считается заключенным в момент отправления акцепта акцептантом (теория почтового ящика).

ВЭС обычно содержат несколько разделов, структура которых может меняться в зависимости от специфики товара и иных условий: определение сторон, предмет и гарантии исполнения контракта; цена, сроки, тара и упаковка поставки товара; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение; страхование товара; порядок разрешения споров и применимое право.

Особенностью правового регулирования ВЭС является тесное взаимодействие правовых норм различной системной принадлежности, т.е. норм международного и национального права. Большую роль в регулировании играют международные договоры, унифицирующие коллизионные и материально правовые нормы, также широко применяются международные обычаи и документы, нормы которых носят рекомендательный характер (ИНКОТЕРМС 2000, Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА). Внутри национального права наблюдается взаимодействие норм различной отраслевой принадлежности: конституционного, административного, финансового и гражданского права. В российском законодательстве необходимо отметить Конституцию РФ, ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 13.12.1995 г., а также ФЗ « О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами», ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами».

К особенностям внешнеэкономических сделок относится тот факт, что применимое право могут выбрать как сами стороны на стадии заключения договора, так и суд при разрешении спора в случае отсутствия соглашения сторон о применимом праве. В первом случае реализуется так называемый принцип автономии воли сторон, широко применяемый в международном торговом обороте. Так, согласно п.2 ст. 1210 ГК РФ соглашение сторон о выборе подлежащего применению права должно быть прямо выражено или должно определенно вытекать из условий договора либо совокупности обстоятельств дела, также стороны договора могут выбрать подлежащее применению право как для договора в целом, так и для отдельных его частей. Данное соглашение сторон имеет автономный характер в том смысле, что недействительность соглашения не влечет недействительности договора, а недействительность договора необязательно влечет недействительность соглашения. Во втором случае реализуются коллизионные нормы, закрепленные в нормативных актах. Поскольку стороны могут и не предусматривать применимое право, суду приходится решать данный вопрос самостоятельно на основе коллизионных норм. Применялись такие коллизионные привязки как закон места заключения сделки (существуют сложности из-за различия в понимании места заключения договора), закон наиболее тесной связи (в странах общего права), закона страны продавца (страны континентального права).

Необходимо отметить тот факт, что коллизионные нормы в сфере внешнеэкономических договоров рассматриваются как вспомогательные, вторичные по отношению к принципу автономии воли и поэтому применяются судом только в случае, если сами стороны не определили применимое право. В этом случае применяется закон наиболее тесной связи, т.е. к договору применяется право того государства, с которым он наиболее тесно связан. В российском законодательстве действует презумпция того, что таким является право того государства, в котором находится сторона, осуществляющая исполнение, имеющее решающее значение для договора. Однако необходимо помнить, что данная презумпция легко опровергается при наличии любого обстоятельства, указывающего на другое право как наиболее тесно связанное с возникшим правоотношением. Таким образом, закон наиболее тесной связи является основополагающим в регулировании внешнеэкономических сделок.

Наиболее распространенным видом внешнеэкономической сделки является договор международной купли-продажи товаров. Основным международным договором, регламентирующим отношения по этому договору, является Венская конвенция 1980 г. Нормы данной Конвенции носят диспозитивный характер, в ней участвует более 50 государств, в частности РФ. Однако она регулирует только заключение договора купли - продажи и те права и обязательства продавца и покупателя, которые возникают из такого договора. Данная Конвенция применяется в тех случаях, когда коммерческие предприятия продавца и покупателя находятся в разных государствах и эти государства участвуют в данной Конвенции, либо если в качестве применимого применяется право государства, участвующего в Конвенции.

Международный финансовый лизинг – это сделка, в соответствии с которой одна сторона (лизингодатель) в соответствии со спецификацией и условиями, одобренными другой стороной (лизингополучателем), заключает договор поставки с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым лизингодатель приобретает оборудование и вступает в договор о лизинге с лизингополучателем, предоставляя ему право использования оборудования в обмен на периодические платежи. Основным международным договором, регулирующим этот вид внешнеэкономических сделок, является Оттавская конвенция УНИДРУА 1988 г. о международном финансовом лизинге. Настоящая Конвенция применяется, когда коммерческие предприятия арендодателя и арендатора находятся в разных государствах и при этом эти государства, а также государство, в котором поставщик имеет свое коммерческое предприятие, являются Договаривающимися Государствами, или, как договор поставки, так и договор лизинга регулируются правом одного из Договаривающихся Государств. Положения конвенции носят диспозитивный характер. Кроме того, она применяется к сделкам финансового лизинга на любое оборудование, за исключением того, которое должно быть использовано, в основном, для личных, семейных или домашних целей арендатора.

Суть международного факторинга заключается в финансировании одной организацией (фактором) экспорта другого лица (производителя продукции) при условии передачи последним фактору права на получение денежных сумм от импортера-должника. С целью урегулирования данного вида договорных отношений в 1988 в Оттаве была подписана Конвенция о международном факторинге (РФ не участвует). Данная Конвенция применяется, если сторонами по договору международного факторинга являются субъекты государств, участвующих в Конвенции. Ее положения носят диспозитивный характер, т.е. стороны могут исключить ее действие, но исключение конвенции может быть сделано только в отношении нее в целом, а не части. Кроме того, специально оговаривается, что при наличии национального законодательства, регулирующего обязательства по факторингу, государство может сделать оговорку о неприменении данной конвенции.

Во внешнеэкономических связях договором международного подряда обычно оформляются ВЭС, связанные с выполнением каких-либо строительных, геолого-разведочных, проектно-изыскательских, монтажных, консультационных и информационных услуг в сфере научной организации и управления производством и других видов работ. По договору международного подряда подрядчик обязуется выполнить за свой риск определенную работу по заданию заказчика из его или своих материалов, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу. Отношения по международному подряду регулируются нормами национального права (главным образом коллизионными и гражданско-правовыми), нормами международных договоров и обычаями международного делового оборота, сложившимися в сфере подрядных отношений. ГК РФ подрядные отношения в целом подчиняет общим коллизионным правилам для договорных обязательств. Из международных соглашений следует отметить Общие условия монтажа и оказания услуг, связанных с поставками машин и оборудования 1973г.; Общие условия технического обслуживания машин и оборудования 1991 г.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]