Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КПЗС.rtf
Скачиваний:
22
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
470.04 Кб
Скачать

Особенности административной автономии в Китае.

Многоступенчатая система национальных автономий была заимствована коммунистическими властями КНР из Советского Союза. Первым уровнем выступают автономные районы (АР, англ. autonomous regions). Их пять, и именно они нанесены на все карты административно-территориального деления КНР: АР Внутренняя Монголия, Нинся-Хуэйский, Синьцзян-Уйгурский, Тибетский и Гуанси-Чжуанский. Каждый из них обладает спецификой как в этноконфессиональном облике, так и по всем другим параметрам, начиная с климата, демографии, экономики и заканчивая фактом наличия/отсутствия этнополитического движения – сепаратизма.

Второй уровень – автономные округа (АО, англ. autonomous prefectures), которые на обычной карте уже не представлены. Они входят как единицы меньшего порядка в состав провинций Китая, а также в состав Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР).

Здесь следует оговориться. Формально законодательство КНР об автономиях довольно либерально. Так, наличие автономных районов, округов, уездов и хошунов признается и гарантируется Конституцией КНР (глава 3, раздел 6, статьи 111–122); более подробно их существование регламентируется законом КНР о региональной национальной автономии. Конституция гласит, что глава правительства каждого автономного района должен быть представителем титульной этнической группы. Конституция также гарантирует им целый ряд прав, включая автономное финансирование и экономическое планирование, самобытное развитие искусства, науки и культуры, организация местной полиции, а также в сфере использования местных языков. Кстати, надписи на четырех языках, которые являются официальными в автономных районах (чжуанском, монгольском, уйгурском и тибетском), сопровождает и каждую китайскую банкноту – юань.

Но, конечно, реальной автономии в Китае не имеют даже территориальные единицы высшего порядка (АР), что, собственно, и является одним из главных раздражителей для сепаратистского движения.

Третий уровень – автономные уезды (англ. autonomous counties), которых насчитывается 117. Как правило, это совсем небольшие как по площади, так и по населению территории, подчиненные окружным властям (провинции КНР делятся на округа, округа – на уезды).

Фактически разновидностью уездов являются автономные хошуны (англ. autonomous banners) – единицы окружного подчинения в составе АР Внутренняя Монголия. Таковых насчитывается всего три, административно их функции полностью совпадают с уездными.

Наконец четвертый уровень национально-территориальных единиц – национальные волости (англ. ethnic township), хотя в их случае речь об автономии не идет ни с точки зрения законодательства, ни с позиций реальной стороны дела. В состав этих единиц входит, как правило, несколько сел, населенных представителями этноса, в честь которого волость получает свое название.  

Всего в Китае насчитывается 1092 национальные волости и 1 национальный сомон (Эвенкийский в АР Внутренняя Монголия).

Автономии Италии и Испании.

В Италии всего 20 автономий, из них 5 обладают наиболее широкой автономией (могут присутствовать на заседаниях центрального првительства, имеют право совещательного голоса, а Сицилия даже право решающего).

Южный Терроль – немцы. Фриуль, Венеция – словены. Валле-д’Аоста – французы. Сицилия и Сардиния – экономический и территориальный принцип.

Испания – 17 автономий. Органические законы для каждой из них. Только политичсекие автономии. По национальному принципу – 4, 13 по территориальному.

Федеративное государство: понятие, признаки, способы образования и принципы построения.

Федерация – единое сложное гос-во, субъекты которого обладают политико-правовой самостоятельностью.

Признаки:

- субъектами являются гос-ва (договорные федерации) или государственные образования (конституционные федерации). Количество субъектов зависит от размеров территории страны и численности ее населения. Оно определяется национальными, экономическими, лингвистическими, историческими, иными особенностями страны (2 субъекта в Танзании, 83 в РФ). Сегодня конституции всех (25) федераций провозглашают равноправие субъектов, но на практике ни в одной из стран этот принцип не реализован. Если федерация состоит лишь из однопорядковых субъектов, она называется симметричной (ФРГ, Австрия, ОАЭ). Если в состав федерации помимо субъектов входят территории, обладающие особым статусом, она называется асимметричной (США).

- помимо федеральной конституции, которая действует на всей территории страны, в большинстве федераций субъекты самостоятельно разрабатывают и принимают свои основные законы. Они не нуждаются в утверждении центра, но не должны противоречить федеральной конституции. Споры решает орган конституционного контроля.

- помимо федерального гражданства в ряде федераций (США, ФРГ) субъекты имеют свое гражданство. Институт двойного гражданства особых последствий не порождает.

- помимо системы федеральных органов власти в каждом субъекте есть своя система высших государственных органов, которая строится в соответствии с признаками той формы правления, которая принята на федеральном уровне. Система органов субъекта скопирована с федеральных органов. Федеральный парламент двухпалатный. Верхняя палата призвана отстаивать интересы субъектов, поэтому формируется из их представителей, либо на паритетных началах, либо представительство зависит от численности жителей в субъекте.

- иногда (ФРГ, США) субъекты имеют свою налоговую, судебную систему, которая рассматривается в качестве самостоятельных элементов, соответствующих федеральных систем.

- единая финансовая система; одна денежная единица.

- единые ВС.

Виды федераций по способу образования.

Договорные.

Те, которые сформированы путем объединения суверенных гос-в. Они заключают между собой договор, фиксируя в нем права и обязанности по отношению друг к другу и к федеральному центру. В договоре закрепляется право субъектов на сецессию – основной признак суверенитета, позволяющий рассматривать субъекты данных федераций в качестве гос-в. В этом случае признается двойной суверенитет.

Большинство этих федераций построены по национально-территориальному принципу, т.е. объединяют разнонациональные субъекты. Учитывая объективное стремление наций к самоопределению и формированию самостоятельных гос-в приходится признать, что договорные федерации не жизнеспособны: на определенном этапе своего развития они неизбежно распадутся или трансформируются в жестко централизованное унитарное гос-во.

США (1776-1787 гг.), Югославия, Чехословакия, СССР.

Осталось только 3 – Малайзия, Танзания, ОАЭ.

Конституционные.

Формируются на базе одного унитарного гос-ва, когда его АТЕ предоставляется возможность самостоятельно решать вопросы, отнесенные к их компетенции.

Решение о переходе от унитаризма к федерализму принимает парламент страны под жестким давлением регионов, требующих децентрализации власти. Чаще всего это единственный способ сохранить территориальную целостность страны.

В этих случаях в самом механизме осуществления власти происходят настолько серьезные изменения, что приходится принимать новую конституцию.

В ней особое место занимает вопрос о разграничений компетенции между федеральными органами и органами субъектов.

Принципы.

Территориальный. США, ОАЭ, Бразилия, ФРГ.

Национально-территориальный. Бельгия, Индия.

Комплексно-территориальный. Учтен не только национальный фактор, но и исторический, экономический, географический.