Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции.Новые.МЭ.doc
Скачиваний:
64
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
1.12 Mб
Скачать

Тема 2. Неравномерность экономического развития в мировом хозяйстве и его этапы

После формирования на рубеже XIX – XX вв. мировая экономика претерпела существенные изменения, пройдя через ряд этапов.

Среди российских экономистов нет единства взглядов в отношении количества этапов и их сроков. Однако, по мнению наиболее авторитетных отечественных ученых, можно выделить три этапа развития мировой экономики.

Первый этап включает в себя период с начала Первой мировой войны до начала 50-х гг. ХХ в. Он характеризуется сворачиванием мирохозяйственных связей (в ходе двух мировых войн, революций и гражданских войн, экономического кризиса 30-х гг.) в сочетании с частичным восстановлением их в 20-е гг. и после Второй мировой войны. В результате объем мировой торговли вышел на уровень 1913 г. только спустя сорок лет, а объем движения факторов производства – еще позже, если судить по международному движению капитала. Так, в 1913 г. объем экспорта товаров из Российской империи составлял немногим более 1 млрд. долл., а из США – 2,6 млрд. долл. В 1928 г. эти цифры составляли для СССР 0,7 млрд. долл., а для США – 5,8 млрд. долл.; в 1938 г. соответственно менее 0,3 и 3,1 млрд. долл. Лишь в конце 40-х гг. экспорт из СССР превысил 1 млрд. долл., а из США – 12 млрд. долл. В 50-е гг., с учетом обесценения доллара за это время в 2,2 раза, произошло фактически восстановление экспорта в обеих странах.

Второй этап приходится на период 50–70-х гг. ХХ в. Это было время, когда активизировались интеграционные процессы (образование СЭВ, ЕЭС, ЕАСТ), бурно шел процесс транснационализации2, и на этой основе активно перемещались между странами знания (технологии), предпринимательские способности и предпринимательский капитал. В этот период восстановился мировой рынок ссудного капитала, и на свою особую роль в мировом хозяйстве стали претендовать социалистические и развивающиеся страны.

Третий этап, начавшийся с 80‑х гг. ХХ в., характеризуется прежде всего тем, что для наиболее развитых стран он стал временем перехода в эру постиндустриализации. Для многих стран, задержавшихся в экономическом развитии, – годами активного преодоления своего экономического отставания (к примеру, Китай и новые индустриальные страны). Для бывших социалистических стран – периодом возвращения в лоно рыночной экономики. Для всех стран – этапом либерализации внутренней и внешней хозяйственной жизни и ее глобализации.

Изменения в мировом хозяйстве, происходившие в ХХ – начале ХХI в.в., подтвердили сложившуюся ранее тенденцию неравномерности развития отдельных стран, которая наблюдалась и ранее на протяжении всей истории человечества со времени возникновения первых мировых цивилизаций в Шумере и Египте. Вслед за ними – Древние Вавилон, Иран, Индия, Китай, а позднее Греция и Рим становились центрами ускоренного экономического развития.

В средние века уровень экономического и культурного развития Китая и других восточных цивилизаций намного превосходил уровень других стран, в том числе и европейских.

В новой истории более высокими темпами начали развиваться европейские страны, которые в ХIХ в. постепенно обогнали две крупнейшие страны Востока – Китай и Индию.

На протяжении всего этого времени рост экономики едва превышал рост численности населения, в связи, с чем изменения в уровнях экономического развития между отдельными странами происходили очень медленно. Однако в последние два столетия показатели экономического развития начали постепенно повышаться. Если в ХVIIIв. среднегодовые приросты ВВП на душу населения в ныне развитых странах составляли всего около 0,3–0,6%, то в ХIХ – начале ХХ вв. в отдельные десятилетия они достигали 1,7%.

Повышение темпов экономического развития в ХIХ – первой половине ХХ вв. было достигнуто не только за счет европейских стран, но и за счет стран переселенческого капитализма – США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки. К середине ХХ в. экономическая мощь США достигла своего пика, когда на эту страну приходилось почти 1/3 мирового ВВП (в 1950 г. – 31,2%).

Остальные страны в этот период, за некоторым исключением, оказались на обочине экономического прогресса и попали ныне в разряд развивающихся стран.

На протяжении ХVIII – ХХ вв. Россия трижды предпринимала попытку существенно ускорить темпы экономического роста и преодолеть разрыв в уровне развития по сравнению с передовыми странами. Первая такая попытка была предпринята Петром I в начале ХVIII в., вторая – с середины 80-х гг. ХIХ в. до начала Первой мировой войны, третья – с 30-х до 60-х гг. ХХ в. (исключая 1941 – 1950 гг. – период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления).

Однако вслед за этими этапами ускоренного экономического роста наступали периоды утраты нашей страной достигнутых позиций. Очень существенная и быстрая утеря Россией ранее достигнутых позиций происходила в 90-х гг. ХХ в., когда, по данным Всемирного банка, среднегодовые темпы роста ВВП в нашей стране составили отрицательную величину (–4,8%). Лишь в последние годы доля России в мировом ВВП перестала сокращаться, стабилизировавшись на уровне 2,5%.

Ситуация, сложившаяся к концу ХХ в. по уровню социально-экономического развития отдельных стран (если судить об этом по такому показателю, как размер ВВП на душу населения), была следующей. В 1997 г. среднемировое производство ВВП на душу населения составило 5130 долл., в том числе в развитых странах – 25700 долл., а средневзвешенный показатель для развивающихся стран равнялся 1250 долл. Таким образом, развитые страны по производству ВВП на душу населения опережали весь остальной мир в 21 раз. Однако, если пересчитать этот показатель по паритету покупательной способности3, то его среднемировая величина составит 6330 долл.; в развитых странах он понизится до 22770 долл., а во всех остальных – повысится до 3230 долл. Таким образом, разрыв в уровне развития сократится до 7 раз, что также весьма значительно.

В конце XX в. разрыв между развитыми и развивающимися странами, который является особенно глубоким, если исходить из темпов роста ВВП в расчете на душу населения, в целом не увеличивается (хотя в некоторых регионах, например в Африке, отставание возрастает) и даже имеет тенденцию к сокращению. Это подтверждается уменьшением разрыва между развитыми и развивающимися странами по другим показателям: продолжительности жизни, грамотности взрослого населения, потребления калорий, детской смертности.

Это происходит преимущественно за счет очень быстрого прогресса в подгруппе новых индустриальных стран (НИС). В то же время для наименее развитых стран (НРС)4характерным остается дальнейшее увеличение их отставания от развитых государств (по объему ВВП на душу населения, потреблению калорий, детской смертности).

Что касается новых индустриальных стран, то некоторые из них продемонстрировали в течение длительного периода, начиная со второй половины ХХ в., такие темпы экономического роста, которые ранее не наблюдались в мире. Наиболее наглядных успехов добились Республика Корея и Сингапур, которые имели в 1965–1980-х гг. среднегодовые темпы роста ВВП в расчете на душу населения соответственно 7,3 и 8,3%, а в последующие полтора десятилетия – 8,2 и 6,1%.

Большинство новых индустриальных стран, а также других быстроразвивающихся стран, не относящихся к странам НИС, расположены в Азии, в основном, в ее Восточной и Южной части. В этой связи с большой долей уверенности можно утверждать, что в перспективе регион Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии, включающий в себя Японию, Китай, Индию, Республику Корея и ряд других стран из числа НИС, на который уже сейчас приходится более 30% мирового ВВП, в ХХI в. превратится в центр ускоренного экономического роста и станет в значительной мере определять темпы развития всей мировой экономики.

Длительный период быстрого и устойчивого экономического роста Китая и Индии – двух стран мира с наибольшей численностью населения, активно интегрирующихся в мировую экономику – убеждает в том, что они будут оказывать растущее влияние на изменение структуры мировой экономики. Следует отметить, что последствия ускоренного развития этих двух стран для мировой экономики будут, по всей видимости, различными.

В основе экономического роста Китая лежит, главным образом, быстрое развитие обрабатывающей промышленности, отличающейся высокой материало- и трудоемкостью, тогда как в Индии экономический рост проявляется, главным образом, в сфере услуг, особенно в областях, связанных с информационными технологиями и выполнением функций производственных подразделений для иностранных компаний. Китай стал одним из крупнейших импортеров сырья и нефти; в Индии спрос на нефть также растет, хотя и в меньших масштабах. Экспортируя свою продукцию на рынки третьих стран, Китай напрямую конкурирует с другими развивающимися странами, в первую очередь с подгруппой НИС, тогда как успехи Индии в области информационных технологий и предоставления бизнес-услуг на условиях подряда приводят к тому, что эта страна все чаще вступает в конкуренцию с развитыми странами. Экономические связи Китая с соседними странами носят более прочный характер и, соответственно, потенциально более значимы для азиатского региона, чем связи Индии, основными торговыми партнерами которой являются развитые страны.

Разразившийся в 2008 г. мировой экономический кризис, затронувший в первую очередь развитые страны, а также новые индустриальные страны, еще более ускорил региональные и отраслевые сдвиги в структуре мировой экономики.