Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История СЗИ / Блок 2. 19- нач 20века.doc
Скачиваний:
249
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
394.75 Кб
Скачать

3. Особенности системы защиты информации в России в начале 20 века

3.1. Правовые основы защиты информации

22 марта 1903 года в России издается новое «уголовное уложение».

108 статья – устанавливала ответственность за шпионаж в военное и мирное время. В военное время шпионаж определялся как «способствование или благоприятствование неприятелю в военных или враждебных против России действиях, учиненное российским подданным». Разглашение государственной тайны в интересах иностранного государства рассматривалось как тягчайший вид государственной измены. Высшая мера наказания. За существенное содействие шпионажу – бессрочные каторжные работы. За содействие – срочные (до 15 лет) работы.

Шпионаж в мирное время – особый вид государственной измены, который заключается в передаче сведений иностранному государству. Мера ответственности – до 8 лет каторжных работ для гражданских лиц и до 15 лет для военнослужащих. При отягчающих обстоятельствах – для гражданских до 15 лет, для военных – бессрочно.

112 статья – преступление – снятие копий с плана или других документов с грифом «долженствующий сохраняться в тайне». Наказание – тюремное заключение для гражданских – до 1 года, для военных – до 3х лет.

5 июля 1912 года в России был принят закон «Об изменении действующих законоположений о государственной измене путем шпионства».

  1. Способствование правительству или агенту иностранного государства в собирании сведений, касающихся внешней безопасности России, независимо от характера и ценности сведений, являлось уголовно-наказуемым.

  2. Наказанию подвергались и попытки совершить разглашение государственной тайны.

  3. Освобождались от наказания лица, которые помогли следствию.

  4. Широкие полномочия по определению состава защищаемых сведений предоставлялись министрам: военному, морскому и внутренних дел.

  5. При разглашении секретных сведений экспертиза проводилась в главном управлении генерального штаба. Этим органом определялась тяжесть преступления и возможный ущерб интересам России.

20 июля 1914 года издается «Перечень сведений и изображений, касающихся внешней безопасности России и ее военно-морской и сухопутной обороны, оглашений и распространение коих в печати, в речах или докладах произносимых в публичных собраниях воспрещается».

3.2. Орган стратегического планирования

 В ходе военных реформ 60-70 годов XIX века, получивших название «милютинских», система военного управления была реорганизована. Департамент Генерального штаба был преобразован в Главное управление Генерального штаба (ГУГШ). Военный министр Д.А. Милютин, сам бывший «из квартирмейстеров», стремился превратить ГУГШ в свой рабочий орган, охватывающий все основные вопросы руководства вооруженными силами в мирное и военное время. Однако многие начинания Милютина были либо отвергнуты, либо забыты его последователями на посту военного министра.

После неудачной для России войны с Японией последовала череда организационных преобразований. В 1905 г. восстанавливается должность начальника Генерального штаба как самостоятельного военного руководителя, подчиненного непосредственно царю. Его рабочим органом стало ГУГШ. Однако уже в 1908 г. начальник Генштаба вновь был подчинен военному министру, а ГУГШ введено в состав Военного министерства.

В 1910 г. были приняты новые структура и положение о Главном управлении Генерального штаба. Ведущим органом ГУГШ был отдел генерал-квартирмейстера, а сам генерал-квартирмейстер, согласно положению, являлся «ближайшим сотрудником начальника Генерального штаба по всем вопросам и делам, касающимся размещения, передвижения и службы войск, их боевой подготовки и мобилизационной готовности».

С началом Первой мировой войны благодаря деятельности ГУГШ в запланированные сроки были проведены мобилизация, сосредоточение и развертывание войск на театрах военных действий. Кстати, некоторые фрагменты этой работы образно раскрыты в известном историческом романе В. Пикуля «Честь имею».      Из руководящего состава ГУГШ была сформирована Ставка Верховного Главнокомандующего. Две трети штаба Ставки составляли офицеры отдела генерал-квартирмейстера. Начальник отдела генерал-майор Ю.Н. Данилов стал генерал-квартирмейстером при Верховном Главнокомандующем.

Накануне Октябрьской революции отдел генерал-квартирмейстера разделили. На отдел 2-го генерал-квартирмейстера возлагались вопросы военной разведки и контрразведки. В ведении отдела 1-го генерал-квартирмейстера остались только вопросы оперативного характера.