Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История СЗИ / Блок 2. 19- нач 20века.doc
Скачиваний:
249
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
394.75 Кб
Скачать

1. Организация защиты информации в Российской империи в первой половине 19 века

1.1. Центральные учреждения, осуществляющие функции по защите информации

Первая половина 19 века. В основном сформировалась нормативная база ЗИ («Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», 1845 г.). В дальнейшем нормативная база дополнялась и совершенствовалась. Формируется система СДП (секретного делопроизводства). Создаются первые секретные инструкции по СДП (в военном министерстве). Основная спецслужба: 3-е отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии – С.Е.И.В.К.

1.1.1. Комитет общей безопасности

Пришедший к власти после убийства Павла I Александр I повелел навсегда уничтожить Тайную экспедицию. В своем манифесте от 2 апреля 1801 г. монарх резко осудил сложив­шуюся при его отце практику тайного политического сыска.

Наряду с упразднением политического розыска была тор­жественно подтверждена отмена пыток.

Однако либеральные настроения сохранялись у Алексан­дра I недолго. Он самостоятельно пришел к выводу, что аб­солютизм не может существовать без тайной полиции. При­чем основная угроза, побудившая государя воссоздать орган государственной безопасности, носила на этот раз не внут­ренний, а внешний характер — угроза войны с Францией. Согласно докумен­там, за 1810—1812 гг. в «российском розыске» находилось бо­лее 60 французских шпионов, которые смогли обеспечить военное командование необходимыми разведывательными данными.

Первоначально Александр I возложил обеспечение госу­дарственной безопасности на учрежденное 8 сентября 1802 г. Министерство внутренних дел. Полномочия ведомства были законодательно определены весьма широко: «Должность ми­нистра внутренних дел обязывает его печись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустрой­стве империи». Политический сыск как бы растворился в многочисленных функциях МВД.

К ведению ведомства были добавлены вопросы контрраз­ведки и политического сыска, реализация которых была воз­ложена на вторую экспедицию министерства, которая веда­ла «делами благочиния». На местах вопросами политического сыска и цензуры занимались органы земской и городской по­лиции.

Параллельно при петербургском военном губернаторе, в условиях строжайшей конспирации, стала действовать Тай­ная полицейская экспедиция. В компетенцию данного ве­домства входили: «...все предметы, деяния и речи, клонящиеся к разрушению самодержавной власти и безопасности правления, как-то: словесные и письменные возмущения, заговоры, дерзкие или возжигателъные речи, измены, тайные скопища толкова­телей законов, учреждениев, как мер, принимаемых правитель­ством, разглашателей новостей важных, как предосудительных правительству и управляющим, осмеяний, пасквилесочинителей, вообще все то, что относиться может до государя лично, как правление его». В обязанности Тайной полицейской экс­педиции также входило получение информации «о всех при­езжих иностранных людях, где они жительствуют, их связи, дела, сообщества, образ жизни, и бдение иметь о поведении оных».

Созданные Александром I структуры государственной бе­зопасности работали неэффективно.

5 сентября 1805 г. был создан «Комитет для совещания по делам, относящимся к высшей полиции».

Функции этого межведомственного учреждения были прописаны в инструкции, составленной графом Н.Н. Ново­сильцевым:

а) сохранение общественного спокойствия и тишины;

б) отвращение недостатков продовольствия и жизненных припасов в столице.

Из царского указа об учреждении данного Комитета сле­довало, что непосредственная причина его образования — это угроза войны с Францией. Цель деятельности Комитета — обеспечение «мер предосторожности в рассуждении прожи­вающих в России французских подданных», пресечение «удобности к совершению замыслов внешних врагов государ­ства через зловредные переписки, подсматривания (шпион­ство) и разглашения». В соответствии с Указом «при самом открытии злого намерения и измены сохранить строжайший порядок и благоразумную осторожность в производстве след­ствия по сему роду дел, где малейшая погрешность обратить­ся может или к притеснению невинности, или к закрытию преступления...».

Императорский указ от 13 января 1807 г. определял следу­ющую схему работы Комитета. При заведении дел по госу­дарственным преступлениям местные органы власти должны были незамедлительно через петербургскую полицию и военного губернатора передавать материалы в Комитет общей безопасности, который «согласно с обстоятельствами пред­пишет им порядок следствия и будет наблюдать за его ходом вплоть до завершения». Результаты расследования губернское руководство обязано было направлять на ревизию в Комитет. Министрам следовало информировать этот орган о том, кого они намерены выслать за пределы страны, а кого задержать. Все государственные учреждения и должностные лица обя­заны были предоставлять комитету необходимые сведения и выполнять его предписания.

Новая спецслужба Российской империи создавалась не только для противодействия французскому шпионажу, но и для борьбы с идеологическими противниками государствен­ного строя: масонскими тайными обществами — иллюмина­тами и мартинистами. Инициатор создания Комитета общей безопасности Н. Новосильцев в разработанной им для дан­ной структуры секретной инструкции отметил следующих врагов Российской империи: «Коварное правительство Фран­ции, достигая всеми средствами пагубной цели своей — повсе­местных разрушений и дезорганизации, между прочим, как из­вестно, покровительствует рассеянным во всех землях остаткам тайных обществ под названием иллюминатов, мар­тинистов и других тому подобных, и через то имеет во всех европейских государствах, исключая тех зловредных людей, ко­торые прямо на сей конец им посылаются и содержатся, и та­ких еще тайных сообщников, которые, так сказать, побочным образом содействуют французскому правительству и посред­ством коих преуспевает оно в своих злонамерениях».

Секретная инструкция, разработанная Новосильцевым, была направлена на упреждение государственных преступле­ний, о чем наглядно свидетельствует следующий ее раздел: «предусматривать все то, что могут произвести враги государ­ства, принимать сообразные меры к открытию лиц, посред­ством коих могут они завести внутри государства вредные свя­зи, и отвращать или искоренять благовременно такое зло».

В составе Комитета общей безопасности согласно указу от 13 января 1807 г. предусматривалась Особенная канцелярия. С образованием данной канцелярии Комитет окончательно оформился как центральный следственно-судебный орган по политическим делам Российской империи. Администрации и полиции на ме­стах должны были осуществлять предварительное дознание или краткое следствие, после чего материалы следовало на­правлять для более глубокого расследования в Комитет общей безопасности, решения которого утверждались лично царем.

В Комитет общей безопасности за первые четыре года по­ступило 94 дела, из которых было рассмотрено 57, в по­следующие 19 лет поступило 57 дел, из которых было рассмот­рено 36. В 1829 г. Комитет прекратил свое существование.

Однако реорганизация Комитета 1807 г., являвшегося цен­тральным органом политического сыска в стране, не означа­ла, что политический сыск прекратил свое существование. В Петербурге при канцелярии генерал-губернатора и Москве при обер-полицмейстере продолжала функционировать осо­бая секретная полиция, подчинявшаяся одновременно и Министерству внутренних дел.

Штат секретной экспедиции при московской полиции состоял из 27 человек и финансирование значительно превы­шало финансирование канцелярии Комитета общей безопас­ности. Поэтому ликвидация Комитета 1807 г. означала лишь упразднение одного из параллельных звеньев, без ущерба для жизнеспособности системы политического сыска.

Анализ сущности реформ Александра I в правоохрани­тельной сфере показывает, что он первым в отечественной истории попытался создать систему органов государственной безопасности, не связанных единым организующим и коор­динирующим центром. Император последовательно прово­дил в жизнь известное правило: разделяй и властвуй, стремясь не допустить сосредоточения в руках кого-либо из своих под­чиненных значительного объема полномочий в сфере поли­тического сыска.

Формирование и реорганизация параллельно действую­щих, конкурирующих друг с другом структур политического сыска были характерной чертой периода правления Алексан­дра I, который надеялся, что конкурентная борьба повысит эффективность выявления, предупреждения и пресечения действий политических противников и позволит создать си­стему противовесов для недопущения использования в ущерб трону методов политического розыска.

Однако создать принципиально новые спецслужбы, не предложив качественно новых сил, средств и методов их де­ятельности, императору не удалось.

Таким образом, несмотря на манифест императора, орга­ны политического сыска сохранялись, хотя их деятельность носила децентрализованный характер. Они действовали па­раллельно, конкурируя друг с другом в ущерб делу обеспече­ния безопасности. Профессионализм полицейских оставлял желать лучшего. История поставила отрицательную оценку экспериментам императора. Нескоординированная деятельность мелких по­лицейских органов не дала возможности своевременно вы­явить подготовку восстания декабристов, которая осуществ­лялась в течение нескольких лет.

Восстание декабристов произвело неизглади­мое впечатление на руководителей России и наложило свою печать на всю внутреннюю политику последующих десяти­летий. Это первое революционное выступление против само­державия повлекло за собой коренную реорганизацию сис­темы политического сыска и привело к созданию во второй четверти XIX в. мощного, разветвленного, поистине всеохва­тывающего аппарата органов государственной безопасности.