Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История СЗИ / Блок 2. 19- нач 20века.doc
Скачиваний:
249
Добавлен:
20.05.2015
Размер:
394.75 Кб
Скачать

1.2. Органы цензуры в первой половине XIX века

В России цензура как государственный институт появляется в начале XIX в. Это проявляется в издании специальных законов в данной области, и создании специальных учреждений, осуществляющих цензорскую деятельность.

В 1804 году был издан первый указ о цензуре. Он ввел предварительную цензуру всех изданий, которая осуществлялась министерством народного просвещения. В 1811 году создан особый комитет по цензуре при министерстве полиции, который осуществлял цензуру уже выпущенных изданий и надзор за цензорами.

В 1817 году осуществлена децентрализация цензуры, вводилась ведомственная («множественная») цензура: издания предварительно рассматривались в ведомствах, а затем в министерстве.

«Новый цензурный устав» был принят в 1826 году. Устав вводил мелочную регламентацию деятельности цензуры, в связи чем его было сложно применять на практике.

Следующий цензурный устав издается 22 апреля 1828 года.

1.3. Правовые основы защиты информации

Манифест от 1 января 1807 года «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах распространения торговых предприятий». Устанавливал основные формы торговых предприятий.

Положения манифеста:

  1. Компании, чья деятельность признавалась полезной, получала право на монопольную деятельность в данной области в течение определенного срока.

  2. Такие компании освобождались от налоговых сборов, им предоставлялись субсидии от правительства.

  3. Для поддержки компании правительство приобретало небольшие пакеты акций компании, которые впоследствии передавались в пользу компании.

6 декабря 1836 года был утвержден закон «Положение о компаниях на акциях». Цели издания закона были следующие: создание минимально необходимых правовых условий для развития в России акционерного предпринимательства, создание крупных промышленных, транспортных, торговых предприятий в акционерной форме, сохранение за правительством эффективных средств воздействия на этот процесс, государственное попечительство: предупреждение спекулятивных сделок с акциями и образование фиктивных компаний. В Западной Европе аналогичное законодательство было оформлено в 40-50-е годы века.

8 сентября 1802 года создается манифест об учреждении министерств в России: военно-сухопутных, военно-морских, иностранных, внутренних, коммерции, финансов, юстиции и государственное казначейство. Манифест определил общую структуру министерств: возглавлялись министрами, каждый министр имел канцелярию, товарищ министра (зам), министры подчинялись лично императору, министры составляли Комитет министров. В конце каждого года министр предоставлял императору письменный отчет о деятельности министерства.

Расширение торгово-промышленной деятельности. Акционерное предпринимательство и значение для его развития Указа от 1 августа 1805 г. и Манифеста "О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению торговых предприятий" от 1 января 1807 г.

Манифест «о дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению торговых предприятий» от 1 января 1807 г.

  1. Желаем, чтобы верноподданное наше купечество, особливо для преобладания во внешней торговле, впредь производило своп торг в образе товариществ. Но никто к сему не принуждается законом, который только указывает новую стезю.»

  2. Устанавливалось два рода «купеческих товариществ» (или. как они назывались иначе, торговых домов), которые должны были дейст­вовать на основе особых договоров между «товарищами», а именно «товарищество полное» и «товарищество на вере».

  3. «Товарищество полное» представляло собой объединение предпринимателей (товарищей), действовавших совместно, с солидар­ной ответственностью по делам предприятия всем своим имущест­вом. Поэтому участник одного торгового дома не мог одновре­менно участвовать в другом.

  4. Для «товарищества на вере» было характерно участие в предпри­ятии помимо «товарищей» одного или нескольких вкладчиков. Вкладчики в отличие от товарищей отвечали за действия товари­щества только суммой своих взносов. Вместе с тем они лишались права принимать какие-либо обязательства от имени торгового дома.

  5. Устанавливался порядок обязательной регистрации торговых домов при их организации в магистрах и думах.

  6. «Сверх того бывает товарищество по участкам, которое слагается из многих лиц, складывающих воедино определенные суммы, коих известное число дает складочный капитал»«. Таким образом, воз­можность возникновения акционерных компаний, которые подра­зумевались под «товариществами по участкам», предусматривались как исключение.

Законодатель видел в акционерных компаниях средство решения лишь некоторых особо важных задач государственного хозяйства. Поэтому вопрос об особенностях акционерных компаний, также и вопрос о порядке их учреждения, в манифесте не затрагивался. Ука­зывалось только, что компании возникают с разрешения верховной власти на, основании частных законодательных актов. Изъятие ак­ционерных компаний из сферы обычной торгово-промышленной купеческой деятельности означало, в частности, освобождение ак­ционеров от необходимости вступления в купеческие гильдии, а в связи с этим от платы гильдейских налогов (пошлин) и несения дру­гих личных и имущественных повинностей, связанных с купеческим званием по закону.

По мысли законодателя акционерная форма организации пред­приятий давала возможность участия в них в качестве капиталистов

В уставы включались следующие данные: цель предприятия, раз­мер акционерного капитала, порядок его сбора (единовременно или постепенно), органы управления компании (общее собрание акцио­неров, правление, директора), права акционеров, срок существования компании и испрашиваемые привилегии. Иногда вместо устава го­товились следующие документы: правила управления делами компа­нии и договор (условия) между акционерами.

Таким образом, российское законодательство предусматривало два вида капиталистических объединений:

  • торговый дом:

  • акционерную компанию.

Основное различие между ними заключалось в том, что участие в торговом доме влекло за собой полную имущественную ответст­венность каждого из товарищей по всем делам фирмы, тогда как участие в акционерной компании вызывало лишь ограниченную ответственность акционеров в пределах их вклада в основной ка­питал предприятия. Основным следствием этого было сужение круга товарищей до небольшого числа лично знакомых и вполне доверяющих друг другу лиц. Наоборот, круг акционеров мог быть как угодно широк, для чего обеспечивался возможно более легкий переход акций из рук в руки, в частности, их обращение на бирже.

Относительно акционерных компаний общему законодательст­ву России были известны термины: «товарищество по участкам», ''компания на акциях», «акционерная компания», «акционерное общество», «товарищество на паях» (с 1836 г.). Во всех случаях эти термины трактовались как тождественные. Однако в практике акционерного учредительства постепенно стали различаться «акционерные общества» (реже «акционерные компании») и «паевые товарищества».

«Паевые товарищества» - торгово-промышленные компании со сравнительно узким и устойчивым кругом пайщиков (акционеров). Как правило, утверждались для продолжения и раз­вития деятельности предприятий, ранее находившихся в индиви­дуальной или семейной собственности (часто в форме торгового дома). Их пайщики были либо члены одной семьи, либо лично из­вестные друг другу капиталисты. Для сохранения влияния на дела фирмы прежних владельцев обычно предусматривалось, чтобы паи (акции) выпускались именными, причем высокого номинала, а их перепродажа ограничивалась (преимущественным правом покупки паев пользовались другие пайщики, а порядок определе­ния продажной цены устанавливался уставом). По составу участ­ников паевые товарищества напоминали торговые дома.

Как ни мало в манифесте от 1 января 1807 г. говорилось собствен­но об акционерных компаниях, на следующие 30 лет он стал юриди­ческой основой при их учреждении в России. Ссылки на него содер­жатся во многих проектах образования акционерных компаний в России.

В 1831 г. в процессе кодификации российских законов, названные ранее положения манифеста в полном составе вошли в специальную главу «О ТОВАРИЩЕСТВЕ» десятого тома Свода законов Россий­ской империи. Здесь указывалось, что «роды товарищества суть:

1) товарищество полное;

2)товарищество на вере или по вкладам;

3) то­варищество по участкам или компания».

«Торговые компании учреждаются или на общих правилах торго­вого товарищества, или с особыми преимуществами, правительством утвержденными. Сии последние именуются компаниями, состоящими под высочайшим покровительством, или компаниями, высочайше утверждёнными”.

«Род и свойство компании», а также ее «преимущества... и время их действия», определялись «актом, при образовании ее постанов­ленным и обнародованным».

Учреждение акционерных компаний, если не испрашивались «особенные преимущества», возможно было и без утверждения ца­рем.

Акты (уставы или правила) об образовании компаний по устано­вившемуся порядку утверждались министрами, решение которых должно было быть одобрено Комитетом министров. Вопрос об учре­ждении компании решался Комитетом министров и санкционировал­ся царем. От этого порядка были отступления. До 1840-х гг. в России возникло несколько акционерных компаний на основании уставов, утвержденных местными властями.

Уставы акционерных компаний, утвержденные до конца 1836 г. (до закона от 6 декабря 1836 г. «Положение о компаниях на акци­ях»), опубликовывались Сенатом в «Санкт-Петербургских сенатских ведомостях». Уставы, опубликованные в этот период, вошли в соот­ветствующие по хронологии первые 11 томов второго «Полного соб­рания законов Российской империи». Официально напечатанные ус­тавы получили значение образцов.

«Положение о компаниях на акциях» закон от 6 декабря 1836 г.

  1. Для законодателя необходимо различать предприятия «представляющие и не представляющие особенного повода к сомнению в успехе».

  2. Не предполагалось разрешать компании, «... могущие ослабить и даже прекратить какой-нибудь привычный и по обстоятельствам необходимый промысел, которым занимается большое число народа и который составляет исключительное средство содержания и единственный способ к платежу го­сударственных повинностей. Достоинство государства (правительства) тре­бует, чтобы оно было дальновиднее частных лиц и не допускало предпри­ятие прежде, нежели приобретена будет достоверность, что оно может со­вершиться с выгодою и без разорения вкладчиков».

  3. Необходимо предусмотреть меры, исключающие злоупотребление со стороны учредителей, устанавливающие строгую отчетность компаний, а также обеспечивающие возможность «к свободному участию в учреждаемых компаниях для каждого».

  4. Требования к учредителям: «... чтобы в числе учредителей были един­ственно лица, пользующиеся известностью и доверим, ибо на сем преимущественно основаны быть могут вся надежда успеха предприятия, все обес­печение акционеров и все доверие правительства и частных лиц.»

  5. Опасно стеснять предпринимательскую деятельность предоставлением отдельным компаниям исключительных привилегий. «Всякая привилегия

  6. есть некоторый род монополии».

  7. Дела об основании акционерных компаний рассматривались в том ве­домстве, куда в соответствии с родом деятельности компании поступило прошение об ее учреждении. Окончательное рассмотрение дела в Комитете министров и, если «испрашиваются исключительные привилегии», в Госу­дарственном Совете. Устав каждой компании подлежал утверждению импе­ратором и , следовательно, представлял собой самостоятельный сепаратный законодательный акт.

15 августа 1845 года издается «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных».

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных (15 августа 1845 г.).