Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
328
Добавлен:
21.05.2015
Размер:
500.22 Кб
Скачать

2. Политическое содержание военной доктрины современного государства

Содержательная сторона военной доктрины предполагает выделение и рассмотрение ее структурных элементов. Наряду с традиционной (политической) стороной в структуре военной доктрины следует выделять экономическую и стратегическую составляющие.

Экономическая сторона доктрины должна формироваться в структуре органов, обеспечивающих работу Совета безопасности. К ней целесообразно привлечь специально подготовленных военных и гражданских экономистов. Уместно вспомнить рекомендации А.А.Свечина. «Экономический генеральный штаб, - писал он, - может быть немногочислен, но квалификация его должна стоять очень высоко. Мы полагаем, что частью он должен состоять из лиц, тесно связанных своей подготовкой и службой с Красной Армией и получивших высшее военное образование, дополненное стажировкой в промышленности и отдельными работами военной экономики, а частью из выдающихся экономистов и техников с широким взглядом, специально разрабатывающих вопросы экономики, связанные с войной, и уделивших время для ознакомления с историей некоторых последних войн, стратегией и администрацией».

В содержание экономической стороны входят: принципы материально-технического и финансового обеспечения военного строительства и обороны государства в мирное и военное время; принципы создания и функционирования военно-промышленного комплекса; основы экономической мобилизации; принципы формирования военных бюджетов и военных заказов промышленности; основы экономической политики в области накопления стратегических запасов сырья и материалов; механизм управления военно-промышленным комплексом в мирное время и экономикой страны в ходе войны и другие вопросы.

Стратегическая сторона военной доктрины является теоретической основой военной стратегии и призвана определить: отношение (в военных аспектах) государства к войне; характер действий вероятного противника и взаимодействия с союзниками; способы ведения войн различных масштабов; стратегический характер войны; силы и средства обеспечения и т.д. Опыт ведения локальных войн последних лет (Корея, Вьетнам, Афганистан, Персидский залив, Балканы, внутренние вооруженные конфликты в ряде государств, в том числе и в России) настоятельно требует пересмотра взглядов на военное искусство с точки зрения глобальной войны. Развязывание всеобщей ядерной войны сегодня рассматривается как реальная, но все же маловероятная возможность. Исходя из сложившейся системы угроз и опасностей, система стратегических действий должна быть представлена в виде трех форм: первая - стратегическое развертывание, в том числе и для локальных войн; вторая - применение вооруженных сил в локальных войнах и конфликтах; третья - применение вооруженных сил в большой войне.  

Одним из наиболее эффективных способов решения обозначенных задач могут выступать специальные операции по дезинформации в системе информационного противоборства (информационной войны). Они должны включать комплекс взаимосвязанных и тщательно согласованных широкомасштабных мероприятий по передаче отвлекающих или успокаивающих сообщений по дипломатическим каналам, каналам обычного радиовещания и телевидения, а также ложных приказов и команд по каналам государственного и военного управления. Замыслом такого рода операций могут предусматриваться соответствующие выступления политических и военных деятелей высокого ранга.

Одновременно высока вероятность активной деятельности по формированию мирового и внутри страны общественного мнения о необходимости и правомерности принимаемых мер военного характера, по созданию негативного образа в лице объекта агрессии.

В целом, стратегическая сторона закрепляет главный принцип государственного и военного управления, соответствующий новому геополитическому, стратегическому и экономическому положению страны, - единство политико-административного руководства всей военной организацией и стратегического управления Вооруженными силами в лице Президента России.

Безусловно, рассмотренные составляющие военной доктрины очень важны для ее формирования и реализации. Вместе с тем следует отметить, что решающее воздействие на военную доктрину оказывает другая ее составляющая - политика. Именно политика определяет главное - для каких целей, в каком направлении и в каких масштабах должны развиваться вооруженные силы.

Политическая сторона военной доктрины является наиболее устойчивой ее составляющей. Ее изучение позволяет объективно определить намерения государства по вопросам национальной и международной безопасности, уточнить их направленность и характер, интересы в военной сфере, - то есть раскрыть «тайну, в которой война рождается». Политическая сторона военной доктрины выражает отношение государства к использованию военной силы, определяет политический механизм управления военной организацией в интересах безопасности. Она охватывает вопросы, касающиеся методологических, экономических, социальных и юридических основ достижения целей возможной будущей войны.

Основополагающее воздействие на формирование военной доктрины оказывают политические установки. Именно в них находят отражение общие перемены, происходящие в мире. Это, в свою очередь, отражается в содержании главных, политических аспектов военных доктрин. Сегодня в них правомерно ставятся и разрешаются вопросы: как сделать невозможным использование насильственных средств? Каких целей и почему нельзя достичь военными средствами? Каким образом не допустить войну? Какие военные средства сократить или исключить из арсенала государства?

Политическое содержание военной доктрины обусловлено общественно-политическим устройством государства. Оно всецело определяет военную политику парламента и правительства, которая представляет собой деятельность по управлению военными делами государства. К политическим факторам, оказывающим воздействие на формирование военной доктрины, можно отнести: политический режим; политическую систему государства; стабильность политической системы; роль политической элиты общества и другие.

Политиками и учеными мира за всю историю человечества сформулировано множество научных концепций политического познания возникновения войны, использования военной силы в интересах народа и всего общества. К наиболее распространенным из них относятся: теория «насилия» (Т. Гоббс); теория «войн» (К. Клаузевиц); теория «армий» (Москос и М.В. Фрунзе); теория «военной силы государства» (К. Норр); теория «защиты социалистического Отечества» (В.И. Ленин) и другие.

Каждая из названных теорий в той или иной степени учитывает содержание политики, которую проводят государства по развязыванию войны или ее предотвращению; выделяет социальные субъекты, определяющие политические интересы в военной сфере; анализирует весь спектр политических сил, оказывающих непосредственное воздействие на военную деятельность и т.д.

Анализ позволяет убедиться в относительной самостоятельности политического содержания военной доктрины того или иного государства. К наиболее важным компонентам политического содержания военной доктрины относятся:  политические цели; политические средства; субъекты военно-политического руководства; политические принципы; политический компонент состояния населения и армии  и др. Рассмотрим некоторые их них.

Политические цели  - это выраженные в официальных документах намерения государства по использованию военной силы (как открытые, так и скрытые). Политическая цель - это не абстрактное понятие, а обусловленная интересами государства установка, сознательно регулируемая в зависимости от меняющихся условий. Она может быть направлена как на ведение наступательных войн, так и на реализацию защитных функций военной силы. Тип государственного устройства определяет политические цели, которые всегда занимают приоритетное место в военной доктрине любого государства. На выработку и формирование политических целей оказывают влияние такие факторы, как:

состояние военно-политических отношений между государствами различных и однотипных социально-экономических структур;

наличие ядерного и иного оружия массового уничтожения в арсенале вероятного противника;

наличие военно-стратегического паритета между государствами и их коалициями;

уровень развития военной науки и военного искусства;

профессиональная и боевая готовность вооруженных сил;

стремление военно-политического руководства действовать с высокой степенью политической ответственности и другие.

Названные факторы сегодня оказывают решающее влияние на пересмотр, выработку и формирование новых политических целей военных доктрин стран участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.). Политические цели военных доктрин широко обсуждались на завершившемся в октябре 1991 г. в Вене семинаре по военной доктрине, где участники (представители государств СБСЕ) высказались за военные доктрины, базирующиеся только на оборонительных началах.

В зависимости от намерений и политических интересов тех или иных сил высших эшелонов власти страны различают агрессивные и оборонительные цели военной доктрины, которые оказывают непосредственное влияние на выбор военно-политических средств.

Политические средства  военной доктрины - это инструментарий современного государства, который позволяет достичь политических целей, не прибегая к вооруженному насилию. Политические и военные средства разрешения политических целей взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Теоретически в разрешении политических целей политические средства должны предопределять военные.

Знания о политических и военных средствах достижения политических целей никогда не бывают исчерпывающими. Они зависят от конкретных исторических условий. Поэтому при рассмотрении вопроса о несоответствии целей и результатов необходимо анализировать и политические средства, с помощью которых они достигались. Классификацию политических средств можно осуществлять по уровням политической власти в государстве:

в верхнем эшелоне политической власти – это законодательные акты; законы, соглашения, декларации, политические переговоры и консультации, конференции и семинары по уточнению позиций в военных доктринах, обмен мнениями и т.д.;

на уровне военно-политического руководства – это консультации, экспертизы, политические ролевые игры и т.п.;

на уровне нижних эшелонов власти и военного руководства - это практическая деятельность по военно-политическому образованию, по подготовке политически обоснованных военных решений, политическое информирование военных кадров и др.

Механизм взаимодействия политических целей и средств приводится в действие субъектами военно-политического руководства.

Субъекты военно-политического руководства  представляют собой конкретных носителей предметно-практической деятельности, направленной на реализацию основных политических целей военной доктрины. Это уполномоченные для принятия решений физические лица и органы государственного и военного управления. Как правило, каждое государство имеет ряд организационных структур в военной области, имеющих право принятия и исполнения военно-политических решений. Для большинства государств таковыми являются: парламентские комиссии и комитеты, органы безопасности в исполнительных структурах политической власти, военные ведомства (министерство обороны), генеральные (объединенные) штабы, военные научно-исследовательские учреждения и организации.

Политические принципы - это нормы практически-политической деятельности военно-политического руководства страны. Различают юридически оформленные принципы и те, которые невозможно оформить в виде правового акта (например, принципы нового политического мышления). Политические принципы весьма подвижны, поскольку отражают состояние военно-политических отношений. Зачастую они нарушаются или искажаются политиками в угоду конъюнктуре политического момента.

Исследование политических принципов использования военной силы современных государств позволяет сделать вывод о наличии трех вариантов военных доктрин, исходя из их основных политических установок и целей:

агрессивные военные доктрины, основными принципами которых являются: достижение военного превосходства, ставка на военную силу в международных делах, допущение возможности применения ядерного и иного оружия массового уничтожения, оправдание многоплановости и внезапности военного насилия и т.д.;

военные доктрины «взаимного уничтожения», базирующиеся на принципах: ядерного сдерживания, военно-стратегического паритета, устрашения, обеспечения национальной безопасности на основе владения ядерным оружием и др.;

оборонительные военные доктрины, в которых приоритет отдается принципам: разумной достаточности военных средств, отказа от применения оружия массового уничтожения первым, от насаждения «образа врага», и т.д.

Политический компонент состояния населения и армии, как элемент политического содержания военной доктрины, определяет степень их готовности к защите интересов национальной безопасности. Он объединяет многие факторы: уровень поддержки политики правительства, престиж вооруженных сил, патриотизм, морально-психологическую устойчивость населения и армии и др. Потеря политической бдительности и ослабление военной готовности государства могут отрицательно сказаться на его социально-экономическом развитии, а в отдельных случаях и спровоцировать агрессию. (В этом плане примечательны события на Ближнем Востоке: богатый Кувейт, лишенный военной мощи, и бедный Ирак, истощенный войной экономически, но сильный в военном отношении. Агрессия, совершенная Ираком против Кувейта, причинила невосполнимый ущерб народам обеих стран).

Политический компонент состояния народа и армии - это морально-духовный фактор, который вливается в мощь страны при реализации мероприятий, направленных на защиту интересов национальной безопасности.

Следует отметить, что настоящее время политическая составляющая военной доктрины современных государств также претерпела значительные изменения. Масштабность происшедших перемен можно представить исходя из того, что целью военной доктрины стало как бы отрицание самой себя: не военные средства для достижения политических целей (как было всегда ранее), а политические средства для обеспечения единой общечеловеческой цели выживания самого человечества. Значение этих перемен предстоит еще осознать, поскольку крупные исторические изменения в политике государств видны в перспективе, по мере того как они начинают конкретизироваться в реальной международной жизни.

Рассмотрение поставленных в данной главе проблем позволяет сделать следующие выводы.

Перспективы социального прогресса и стабильности в мире неотделимы от готовности государств к предупреждению и нейтрализации агрессивных устремлений, пресечению возникающих конфликтов, твердой и последовательной реализации и защите национальных интересов страны, в том числе военными средствами. Военная доктрина в этом отношении призвана скоординировать меры политического, экономического, правового и военного характера, предпринимаемые органами государственной власти и управления в области военного строительства и применения военной силы.

Политическое содержание является определяющим по отношению к другим составляющим Военной доктрины. Оно позволяет не только ответить на основные военные вопросы, поставленные жизнью, но и осуществлять систематическую перестройку всей военной организации в соответствии с новыми реалиями международной жизни и особенностями внутренней обстановки в стране. В то же время политическое содержание не должно нарушать соответствия стратегической и экономической сторонам доктрины, в противном случае снижается возможность практической реализации Военной доктрины в целом.

Соседние файлы в папке Военная политология вариант для согласования