Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Исаева Е.В. Процессуальные сроки в гражданском и арбитражном процессе - учебно-практическое пособие - Волтерс Клувер, 2005 г..rtf
Скачиваний:
70
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
6.75 Mб
Скачать

3. Эволюция института процессуальных сроков в арбитражном процессе

В сравнении с гражданским процессом отечественный арбитражный процесс отличается определенной спецификой своего развития. Пройдя путь от арбитражных комиссий, действовавших при государственных органах управления народным хозяйством в 20-е гг. прошлого столетия и представлявших собой de facto *(56) в большей степени административные, нежели судебные, органы, через органы государственного арбитража, функционировавшие с начала 30-х по начало 90-х гг. ХХ в. и также не являвшиеся судебными органами, арбитражный процесс в начале 90-х гг. ХХ в. стал процессуальной деятельностью подлинно судебных органов - арбитражных судов.

Особенности правового регулирования производства в арбитражных комиссиях, а позднее - в органах государственного арбитража в основном отражались в работах 20-50-х гг. прошлого века, написанных по гражданскому процессу. Об их содержании речь шла выше. В связи с этим представляется возможным обратиться непосредственно к периоду 60-80-х гг. двадцатого столетия в развитии арбитражного процесса.

Эволюция института процессуальных сроков в арбитражном процессе воссоздается по широкому кругу источников. В их числе разделы и главы, посвященные разбирательству дел в органах государственного арбитража в учебных пособиях и учебниках по гражданскому процессуальному праву 60-80-х гг. ХХ в.

При исследовании вопроса о значении института процессуальных сроков в арбитражном процессуальном праве принимались во внимание три основных фактора. Во-первых, число работ рассматриваемого периода, особенно монографических, посвященных проблемам этой отрасли права, значительно меньше, чем число работ, написанных по проблематике гражданского процесса. Это обусловлено прежде всего тем, что наука арбитражного процессуального права гораздо моложе науки гражданского процесса. Во-вторых, существуют известная взаимосвязь этих отраслей юридической науки и преемственность категориального аппарата науки арбитражного процессуального права по отношению к совокупности понятий, которыми оперирует наука гражданского процессуального права. В-третьих, проблема процессуальных сроков в арбитражном процессуальном праве, к сожалению, не стала предметом ни одного фундаментального монографического исследования. Немногочисленными были также статьи, опубликованные по вопросу о процессуальных сроках в арбитражном процессе.

Большинство авторов определяло процессуальные сроки как средство обеспечения одной из задач арбитражного производства *(57), предусмотренной общими положениями всех Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. Такой задачей было "обеспечение правильного и своевременного разрешения хозяйственных споров" *(58). Трактовка процессуальных сроков в науке арбитражного процессуального права (как и в науке гражданского процесса) преимущественно как средства решения данной задачи следовала утвердившемуся в советской процессуально-правовой доктрине формальному подходу к институту процессуальных сроков. Однако такая трактовка не всегда соответствовала содержанию актов, регламентировавших деятельность органов государственного арбитража.

Так, Государственный арбитраж при Совете Министров СССР в инструктивном письме N И-1-33 от 21 июня 1957 г. указал, что "быстрое рассмотрение споров вносит определенность в хозяйственные отношения сторон *(59)" *(60). Можно предположить, что такое указание на необходимость обеспечения органами государственного арбитража "быстроты" рассмотрения и разрешения споров было обусловлено объективной потребностью в "определенности" экономических отношений хозяйствующих субъектов. В доктрине арбитражного процесса начала 80-х гг. прошлого века данное предположение находит определенное подтверждение. Так, А.Т. Боннер писал, что процессуальные сроки представляют собой "важную гарантию... своевременного исполнения сторонами своих хозяйственных обязательств" *(61). По-видимому, из этого исходил и законодатель, в первый раз в истории арбитражного процессуального законодательства предусмотрев в ст. 90 Правил рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами при Совете Министров СССР 1980 г. "предельный (годичный) срок пересмотра решения", вступившего в законную силу, в порядке надзора - срок пресекательный (т.е. не подлежащий восстановлению). По истечении такого срока решение становилось окончательным, достигалась стабильность хозяйственных отношений сторон *(62).

В соответствии с Законом РСФСР от 4 июля 1991 г. "Об арбитражном суде" *(63) 5 марта 1992 г. был принят, а с 15 апреля того же года введен в действие первый в истории развития отечественного арбитражного процессуального законодательства кодифицированный акт Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации *(64) (далее - АПК РФ 1992 г.). На смену органам государственного арбитража пришли арбитражные суды.

К сожалению, система арбитражных судов не восприняла обозначенные выше положительные тенденции в отношении регламентации деятельности органов государственного арбитража, наметившиеся в развитии арбитражного процесса в 70-80-е гг. минувшего века. На этапе развития науки арбитражного процессуального права между принятием первого арбитражного процессуального кодекса и второго (имеется в виду Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 5 мая 1995 г.) процессуальным срокам придавалось значение "гарантии скорейшего восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан-предпринимателей" *(65). Надо сказать, АПК РФ 1992 г. не содержал каких-либо указаний на задачи производства в арбитражных судах. В пришедшем на смену АПК РФ 1992 г. Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации от 5 мая 1995 г. *(66) (далее - АПК РФ 1995 г.) (вступил в силу 1 июля 1995 г.) среди задач судопроизводства в арбитражном суде, перечисленных в ст. 2, также не содержалось положения о "быстром" или же "своевременном" разрешении дел арбитражными судами.

В работах по арбитражному процессуальному праву периода действия АПК РФ 1995 г. процессуальным срокам по-прежнему отводилась роль гарантий "скорейшего восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан-предпринимателей" *(67). Также процессуальные сроки интерпретировались как "важное средство обеспечения реальной защиты прав и интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности" *(68).

В Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации от 24 июля 2002 г. *(69) (далее - АПК РФ 2002 г.) впервые за всю историю развития судопроизводства в арбитражных судах в качестве одной из его задач было закреплено положение о "...судебном разбирательстве в установленный законом срок *(70)..." (п. 3 ст. 2 АПК РФ 2002 г.). Введение данного положения в систему отечественного процессуального законодательства, по-видимому, было продиктовано намерением приведения этой отрасли законодательства в соответствие с нормами ст. 6 Европейской конвенции. Пункт 1 этой статьи устанавливает правило, согласно которому "каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях... имеет право на... разбирательство дела в разумный срок *(71)...".

Однако было бы упрощением полагать, что истинная причина включения рассматриваемого положения в п. 3 ст. 2 АПК РФ 2002 г. состояла исключительно в намерении привести российское арбитражное процессуальное законодательство в соответствие с международно-правовыми стандартами в области защиты прав человека и основных свобод. Дело в том, что в новых условиях развития общественных отношений "быстрота" процесса уже не могла оставаться его приоритетной целью. Такой целью исторически являлось и является принятие судебного акта, которым спор между сторонами исчерпывается и который уже не может быть отменен или изменен в результате его обжалования или пересмотра ("окончательного решения"). Назрела объективная потребность в определении и установлении в процессуальном законе баланса между продолжительностью разбирательства дела по существу и правильностью ("истинностью") принятого по нему решения.

Соседние файлы в предмете Гражданское право