Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Перлз Ф. - Теория гештальт-терапии

.pdf
Скачиваний:
791
Добавлен:
05.02.2016
Размер:
2 Mб
Скачать

50

для того чтобы удовлетворить неврологов, ему при­ шлось изобрести концепцию «соматической подат­ ливости», в которой говорится, что определенное состояние тела предрасполагает разум к тому, что­ бы потерять часть своего содержания, переходящую в бессознательное, - так что теперь у него оказа­ лось уже. не три, а четыре элемента!) Дело в том, что влияние, которое «бессознательное» оказывает на разум и тело, обладает качествами, характерны­ ми для мышления: это целенаправленная, осмыс­ ленная, намеренная, символическая организация опыта. Во влиянии «бессознательного» присутству­ ют все качества, характерные для мышления, не хва­ тает лишь одного - оно не сознательно. Более того, когда содержание бессознательного попадает в со­ знание, сознательный опыт изменяется точно так же, как при концентрации внимания на прежде не­ заметном содержании сознательного мышления, например, при концентрации на воспоминаниях и привычках. Так что, в конце концов Фрейд выя­ вил пять элементов: сознательное мышление, под­ сознательное мышление (воспоминания и тому подобное), бессознательное мышление, соматичес­ кую податливость и соматику. Сознательное - это намерения, которые поддаются интроспекции," под­ сознание - это намерения, которые находятся за гранью сознания, но могут стать сознательными, если на них обратить внимание, при этом внимание - это сознательная сила; бессознательное - это на­ мерения, которые самость не может сделать созна­ тельными с помощью сознательных действий (вот тут-то и возникла психотерапия, обладающая стран­ ной способностью делать известным то, что невоз­ можно узнать в принципе); соматическая податли­ вость и соматика не являются намерениями.

3.Отношение психоанализа и гештальтпсихологии к этим «проблемам»

Однако с помощью этого нелогично расширяю­ щегося набора психоанализ сумел создать единое функционирование, хороший контакт, что обеспе­ чило ощутимый контекст, в котором согласуются разные части.

С формальной точки зрения, Фрейду не обяза­ тельно было называть бессознательное «мышлени­ ем»- Мы видим, что в физической и психологичес­ кой теории гештальтистов осмысленные целостности существуют повсюду в природе: и в физическом, и в сознательном поведении, и в теле, и в разуме. Они осмыслены в том смысле, что целое объясняет час­ ти; они целенаправлены: может быть показана тен­ денция частей образовывать целое. Вне зависимо­ сти от сознания такие целостности каждую секунду возникают в восприятии и поведении, и это все, что можно сказать о «символах». (В основном же, Фрейд называл бессознательное «мышлением», чтобы победить предрассудки, господствовавшие в современной ему неврологии, которая была ассоциативой и механистичной.)

Но реальные психосоматические проблемы и проблемы во внешнем мире невозможно решить с помощью этих формальных рассуждений; ведь здесь мы имеем дело со свидетельствами такого типа: «Я хочу вытянуть руку, я ее вытягиваю, вот она» или «Я открываю глаза, и сцена либо запечатлевается во мне, либо остается там» и тому подобное; эти вопросы не о том, какие это конкретно целостности, а о том, как связаны одни целостности сознания с Другими. А теоретики гештальта избегают этих воп­ росов, ведь они, несмотря на постоянное обраще-

52

ние к такой в высшей степени сознательной функ­ ции, как «прозрение», «инсайт», склонны считать сознание, да и вообще разум, досадным эпифеноме­ ном, «вторичным» и маловажным. Создается впе­ чатление, что их настолько смущает их собствен­ ное нападение на механистические предрассудки, что они постоянно стараются защититься от обви­ нения в «идеализме» или «витализме».

Что порождает особенности проблематичных от­ ношений, так это данное ощущение отделейности, ощущение, что тело и мир - это «не я сам». И именно такое восприятие психотерапия атаковала с наибольшей силой. Давайте исследуем возник­ новение этого ощущения и посмотрим, как оно, в конце концов, порождает ошибочные представле­ ния.

4. Граница контакта и сознание

Каждый акт контактирования - это целостность, состоящая из осознания, моторной реакции и чув­ ства. Это совместная работа сенсорной, мышечной и вегетативной систем, и происходит она на повер­ хности — границе в поле организм/среда.

Мы сформулировали это таким причудливым образом, вместо того чтобы просто сказать «на гра­ нице между организмом и средой», потому что, как мы уже говорили, описание животного включает в себя и среду его обитания: бессмысленно описы­ вать того, кто дышит, не упоминая про воздух, того, кто идет, - не упоминая про гравитацию и почву, раздраженного - не упоминая про препятствия, и так далее для любой функции животного. Описа­ ние организма - это описание поля организм,/сре­ да; можно сказать, что контактная граница пред-

ставляет собой особый орган осознавания новых ситуаций в поле, в противоположность, например, внутренним «органическим» органам метаболизма или циркуляции, которые работают консервативно и не нуждаются в осознавании, произвольности, выборе или отвержении чего-то нового. Такую внутреннюю контактную границу легко понять на примере неподвижного растения, поля организм/ почва, воздух и так далее: осмотическая мембрана является органом взаимодействия организма и сре­ ды, и обе стороны активно участвуют в этом про­ цессе. Про сложное подвижное животное можно сказать то же самое, но это труднее понять из-за определенных иллюзий восприятия.

(Наш язык насыщен вербальными ловушками. Посмотрите, какой запутанной становится обычная философская речь, когда мы в этом контексте гово­ рим о «внутреннем» и «внешнем». «Внутреннее» означает «внутри кожи», «внешнее» означает «сна­ ружи кожи». Однако те, кто говорят про «внешний мир», считают тело частью внешнего мира, и в этом случае «внутреннее» означает «внутри разума», а не внутри тела.)

И Фрейд и, в особенности, Уильям Джеймс, указывали на то, что сознание появляется, когда откладывается взаимодействие на границе. (Джеймс, конечно же, имел в виду прерванную рефлекторную дугу, но мы будем говорить в терми­ нах гештальт-теории). И тут нельзя не заметить, что у сознания есть своя функция. Ведь при отно­ сительно простом пограничном взаимодействии почти нет осознавания, размышлений, моторных приспособлений и произвольных сознательных Действий, а при сложном и запутанном взаимо­ действии сознание достигает высокого уровня. Ус-

54

 

Фриц

Перлз

ложнение органов чувств порождается потребнос­ тью в избирательности, поскольку животное ста­ новится более подвижным и чаще сталкивается с новыми явлениями. Таким образом, мы можем рас­ положить следующие процессы в порядке возрас­ тания сложности: фототропизм превращается в сознательное зрение и становится произвольным вниманием; осмос переходит в поедание и затем

в произвольное пищевое поведение.

5.Тенденция к упрощению поля

Все это нужно, в конечном счете, для того, что­ бы упростить организацию поля организм/среда и завершить его незавершенные ситуации. Давайте теперь подробнее рассмотрим эту интересную гра­ ницу контакта.

Восприимчивость, моторные реакции и чувства границы взаимодействия направлены как на среду, так и на организм. С неврологической точки зре­ ния, у границы есть рецепторы и проприоцепторы. Но во время действия, контакта существует единое целое воспринимающе-инициирующего движения, окрашенного чувством. Не само по себе состояние жажды служит сигналом для органов, потребляю­ щих воду; нет, вода одновременно воспринимается как нечто яркое-желанное-притягательное, а отсут­ ствие воды - как нечто отсутствующее-неприятное- проблематичное.

Если вы сконцентрируетесь на «близком» ощу­ щении, например, на вкусе, тогда вам станет оче­ видно, что вкус еды и ваш рот, ощущающий этот вкус, - это одно и то же, и поэтому такое ощущение не может быть нейтральным, оно всегда приятно или неприятно (однообразие - это тоже неприят-

ное ощущение). Или рассмотрим гениталии при совокуплении: осознавание, моторная реакция и чувство присутствуют одновременно. Однако, если мы обратимся к зрению, то, в том случае, когда при­ сутствует расстояние и сцена неинтересна, един­ ство будет не столь очевидно; но если мы сконцен­ трируемся на овальном поле зрения, которое мы называем «своим полем зрения», тогда видимое почти сольется со «мной», и сцена обретет эстети­ ческую ценность.

Стремление к наиболее простой структуре поля - это взаимодействие напряжений организ­ ма и среды на границе контакта, происходящее, пока не установится относительное равновесие. (Задер­ жка - сознание - затрудняет завершение процес­ са.) Заметьте, что в ходе этого так называемые аф­ ферентные (чувствительные) нервы выполняют далеко не только воспринимающую функцию; они как бы стремятся наружу - вода выглядит яркой и живой, когда вы хотите пить; они не просто реаги­ руют на раздражитель, они реагируют, так сказать, еще до появления раздражителя.

6. Возможности на границе контакта

Давайте рассмотрим различные возможности, возникающие на контактной границе во время вза­ имодействия:

1) Если равновесие устанавливается относитель­ но легко, то осознавание, моторное приспособ­ ление и произвольность ослаблены: животно­ му хорошо, и оно пребывает как бы во сне.

2)Если напряжения с обеих сторон границы было трудно уравновесить, и для этого потребова-

56

лось множество произвольных действий и при­ способлений, тогда после этого наступает рас­ слабление: возникает прекрасное ощущение эс­ тетически-эротического растворения, когда спонтанное осознавание и мышечные движе­ ния вливаются во внешний мир и танцуют в нем. Наступает словно бы забытье, но на самом деле начинают ощущаться более глубокие час­ ти самости и повышается ценность объекта. Произвольность исчезает, и тогда возникает кра­ сота момента, расширяющаяся в гармоничном взаимодействии. Этот момент восстанавлива­ ет силы, а затем заканчивается потерей интере­ са и сном.

3)Опасность: граница становится непереносимо напряженной из-за того, что приходится отвер­ гать внешние силы с помощью чрезмерной из­ бирательности и избегания; и

4)Фрустрация, голод и болезнь: граница стано­ вится невыносимо напряженной из-за проприоцептивных требований, которые внешний мир не уравновешивает.

Вобоих случаях, при чрезмерной опасности и фрустрации, действуют временные функции, кото­ рые здоровым образом встречают чрезвычайную ситуацию, защищая чувствительную поверхность. Эти реакции, наблюдаемые у любых животных, бывают двух типов: субнормальные и супернор­ мальные. Субнормальные реакции — это паничес­ кое «безумное» бегство, шок, анестезия, потеря со­ знания, «замирание», отрицательная галлюцинация

иамнезия. Все это защищает границу, временно лишая ее чувствительности или парализуя до тех пор, пока не закончится чрезвычайная ситуация.

Супернормальные реакции умеряют напряжение, возбуждая саму границу и, тем самым, расходуя некоторое количество энергии. Супернормальные реакции - это галлюцинации и сновидения, живое воображение, навязчивые мысли, мрачное настрое­ ние. Все эти реакции сопровождаются моторным беспокойством. По-видимому, субактивные реакции защищают границу от чрезмерной внешней нагруз­ ки, закрываясь от опасности; суперактивные реак­ ции связаны скорее с чрезмерными проприоцептивными функциями, их цель - израсходовать энергию (исключение из этого правила - истоще­ ние и болезнь: в этом случае при возникновении опасности происходит потеря сознания).

7.Функция сознания в чрезвычайной ситуации

Таким образом, перед нами появилась еще одна функция сознания: расходование энергии, которую невозможно уравновесить. Однако, обратите вни­ мание, что эта функция, точно так же как и преды­ дущая, представляет собой задержку, откладывание действия: в предыдущем случае при задержке по­ вышалось осознавание, появлялись тенденция к эк­ спериментам и произвольность; цель такой задер­ жки - решение проблемы. Во втором случае задержка нужна для того, чтобы отступить и отдох­ нуть, и возникает она в том случае, когда проблему невозможно решить другим способом.

Стремление сознания израсходовать энергию представляет собой сущность теории сновидений Фрейда. Перечислим основные элементы этой тео­ рии:

58

а) в данный момент невозможно манипулировать внешним миром, и потому невозможно «фи­ зическое» решение проблемы;

б) определенные проприоцептивные импульсы продолжают создавать напряжение - «снови­ дение - это исполнение желания»; это латент­ ное сновидение;

в) но явное содержание сновидения - это, по боль­ шей части, возбуждение самой сенсорной по­ верхности, отпечатки дневных событий.

Очень важно обратить внимание на это. Замеча­ тельное разделение содержания сновидений на «ла­ тентное» и «явное», сделанное Фрейдом, означает, что сновидящее сознание изолировано и от внеш­ него мира, и от организма; «я», которое осознает сновидец, - это, в основном, всего лишь поверх­ ность-граница. По-другому и быть не может, пото­ му что если бы во время сна что-то иное, помимо границы, принимало участие в формировании це­ лого, то произошли бы практические приспособле­ ния, заработали бы мышцы, и животное пробуди­ лось бы. Как это ни парадоксально, сновидение полностью сознательно; вот почему оно такое плос­ кое и похоже на кино. Чем глубже сновидение, тем меньше в нем смутного телесного ощущения, свой­ ственного бодрствующему восприятию. Сновидец не осознает проприоцептивное содержание, смысл которого ему снится; когда такое содержание начи­ нает прорываться в его сон (например, жажда ста­ новится слишком сильной), сновидец просыпает­ ся; и, последнее,

г) функция сновидения - сохранение сна живот­ ного.

ЭТУ же функцию сознания (разрядку энергии) можно с легкость наблюдать, как подчеркивал Вильгельм Райх, на примере ярких сексуальных образов, возникающих при временной сексуальной фрустрации. И в самом деле, этот пример демон­ стрирует нам полную картину простого функцио­ нирования сознания-поверхности: органическая по­ требность обостряет восприятие и вызывает стремление к цели. Если цель в данный момент недостижима, возникает произвольное сдержива­ ние и поиск подходящих средств. Если наступает удовлетворение, образ тут же тускнеет, но при фру­ страции энергия стремится к разрядке, и образ ста­ новится еще более ярким.

Таким образом, на чрезвычайную ситуацию на контактной границе могут возникнуть две реакции: вычеркивание и галлюцинация. Мы подчеркиваем, что это здоровые временные функции в сложном поле организм/среда.

8.Научная пригодность вышеприведенной концепции

Теперь, наконец, мы можем, в рамках разработан­ ной нами идеи о том, что сознание - это контакт­ ная функция в сложном поле организм/среда, объяснить удивительное представление о «разуме», противостоящем «телу» и «внешнему миру».

Эта концепция является современной версией Аристотелевских чувственной и рациональной душ, и поэтому не содержит особых научных трудно­ стей. Существуют определенные, наблюдаемые и экспериментально проверяемые, функциональные связи между одним и другим объектом. Например, критерием «хорошего контакта» является един-