Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История.doc
Скачиваний:
946
Добавлен:
05.03.2016
Размер:
1.85 Mб
Скачать

4.4. Российская империя в 1725–1762 гг. Эпоха "дворцовых переворотов".

Со дня смерти Петра I и до воцарения Екатерины II на российском троне сменилось шесть правителей. Это были лица разных возрастов, абсолютно не похожие друг на друга, но, тем не менее, они имели много общего. Прежде всего, никто из них не отличался высоким интеллектом, большинство оказалось на престоле по воле случая. И еще одно объединяло их – в годы их правления абсолютная власть монарха была использована не во благо нации и государства, а для удовлетворения личных прихотей. Этот период отечественной истории был назван временем "дворцовых переворотов".

Новый порядок престолонаследия, установленный в 1722 г. Петром I, предусматривал, что император сам назначает себе преемника. Принимая его, Петр надеялся обезопасить престол от случайных людей и передать рожденную в муках империю, дело всей его жизни, в надежные руки. Однако сам Петр не успел назначить законного преемника, а потому после его смерти началась борьба за престол между различными группировками. На трон претендовали жена Петра I Екатерина Алексеевна и его внук, сын царевича Алексея, Петр Алексеевич. Формально оба они имели право на престол: Екатерина была коронована самим Петром I, а Петр Алексеевич являлся законным наследником по прямой линии согласно существовавшему ранее порядку занятия трона. Правда, они оба в одинаковой степени мало подходили на роль главы великой и могущественной державы: Петр был десятилетним ребенком, а Екатерина не обладала сколько-нибудь заметными способностями к политической деятельности и государственному правлению. За ними стояли весьма влиятельные группировки сановников, начавшие ожесточенную борьбу за власть, не особенно стесняясь в средствах и используя претендентов на трон в качестве проходных пешек. Екатерину поддерживали бывшие сподвижники Петра I ("птенцы гнезда Петрова") – светлейший князь А.Д.Меншиков, граф П.А.Толстой, генерал-адмирал Ф.М.Апраксин, архиепископ Феофан Прокопович и др. Эти люди в свое время первыми подписали смертный приговор царевичу Алексею, а теперь опасались мести со стороны его сына. За Петром Алексеевичем стояла старая вельможная боярская знать, потесненная при Петре I, с трудом воспринимавшая его реформы, не примирившаяся до конца с новшествами и втайне жаждавшая реванша – князья Долгоруковы, бояре Салтыковы, князь Д.М.Голицын, фельдмаршал А.И.Репнин и др. Каждая из этих группировок была одинаково мало озабочена интересами державы.

Весьма сложно было бы спрогнозировать результат дворцовых интриг, если бы в борьбу не вмешалась третья сила – императорская гвардия, которая в конечном итоге и решила вопрос о судьбе короны. С этого момента гвардия в России стала непременным участником и решающей силой всех последующих дворцовых переворотов. В данном случае гвардия поддержала Екатерину, участницу многих военных походов Петра, всегда покровительствовавшую гвардейским офицерам.

Фактическим правителем при Екатерине I (1725–1727) был всесильный А.Д. Меншиков, пользовавшийся неограниченным влиянием на императрицу. Ее недолгое царствование ознаменовалось следующими государственными актами: состоялось официальное открытие Академии наук (1725), была отправлена первая камчатская экспедиция В.Беринга, внесены некоторые изменения в систему городского самоуправления, уменьшена подушная подать, сокращено количество бюрократических учреждений, восстановлено административное деление на уезды.

После смерти Екатерины I на престол был возведен 12-летний Петр Алексеевич, на которого первоначально сильное влияние имел А.Д. Меншиков. Однако в результате дворцовых интриг юный император отвернулся от своего покровителя, которого арестовали и по приказу Верховного тайного совета сослали в Березов, где он и скончался в 1729 г. Петр II оказался полностью подчиненным клану Долгоруковых. Им даже удалось обручить царя с 17-летней дочерью А.Г. Долгорукова. Состав Верховного тайного совета они самовольно пополнили своими сторонниками. Старая аристократия добилась желанного реванша. В их политике отсутствовали какие-либо продуманные действия, однако четко прослеживался курс на прекращение преобразований предыдущих царствований. Внешне это выразилось в переезде двора в Москву, в подчеркнутом пренебрежении к Петербургу, флоту и петровским учреждениям. Однако инерция реформ Петра была очень велика, а потому добиться чего-либо простой их приостановкой было нельзя, а на серьезное попятное движение у новых правителей не было ни времени, ни способностей. В 1730 г. Петр II заболел черной оспой и умер в день, назначенный для бракосочетания с Екатериной Долгоруковой. Ее родственники с помощью подложного завещания попытались передать престол "государыне-невесте", однако у них ничего не вышло.

Перед Россией вновь встал вопрос о наследнике престола. Для его решения в ночь с 17 на 18 января 1730 г. было созвано заседание Верховного тайного совета. Аристократическое большинство совета пришло к выводу, что у Петра I больше не осталось законных наследников, поскольку его младшая дочь Елизавета была рождена Мартой Скавронской в то время, когда она еще не была супругой императора. Следовательно, права на престол сохраняют лишь Екатерина и Анна – дочери Ивана, брата и соправителя Петра I, из которых наиболее достойной российского трона является Анна – вдовствующая бездетная герцогиня Курляндская. При этом "верховники" преследовали вполне определенную цель – посадить на престол человека, не способного проводить самостоятельную политику в силу каких-либо личных качеств, имеющего весьма эфемерные права на трон, обязанного своим возвышением "верховникам" и уже поэтому должного им всецело подчиняться. Таким образом, вся реальная власть была бы сосредоточена в руках старой боярской аристократии. Подчиняясь этой цели, бояре составили так называемые Кондиции– условия, на которых Анна Иоанновна могла занять трон. По этому документу она не могла вступать в брак и назначать себе наследника без согласия Верховного тайного совета, не имела права издавать новые законы, решать вопросы войны и мира, вводить новые налоги, распоряжаться доходами казны, жаловать в чин выше полковника, лишать дворянина чести и имущества, жаловать кого-либо землей, в случае нарушения любого из условий она могла лишиться короны.

По сути Кондиции в случае их принятия могли существенно изменить политический строй Российского государства и установить вместо абсолютизма олигархическое правление аристократии. Во всяком случае, именно так был воспринят этот документ современниками. Вполне вероятно, что Кондиции могли перерасти в конституционную монархию и, уже тогда Россия пошла бы по альтернативному пути исторического развития. Однако, как известно, история не терпит сослагательного наклонения. В действительности ситуация сложилась несколько иначе. Посольство "верховников", прихватив Кондиции, отправилось в Митаву, где и проживала Анна Иоанновна, принявшая все условия с радостью. К тому времени она вдовствовала уже 20 лет и была чрезвычайно стеснена в средствах, а потому постоянно забрасывала русский двор просьбами о финансовой помощи, написанными в крайне униженном тоне. Кроме того, на положительное решение Анны повлиял и тот факт, что Курляндия являлась постоянным предметом ожесточенных территориальных споров между несколькими странами, а потому существовала реальная угроза потери имений. Именно поэтому Анна Иоанновна выразила готовность незамедлительно занять русский престол.

В феврале 1730 г. Анна прибыла в Москву для коронации и вскоре обнаружила, что идея "верховников" ограничить самодержавие с помощью Кондиций встречает серьезное сопротивление значительной части дворянства и чиновничества, духовенства, императорской гвардии и генералитета, поскольку широкие слои господствующего класса России считали абсолютную власть монарха меньшим для себя злом по сравнению с произволом олигархических аристократических группировок, дорвавшихся до власти. В истории России есть немало примеров печальных последствий аристократического самовластия. При этом боярские вольности, как правило, вели не к установлению конституционной монархии по европейскому образцу, а порождали новые смуты.

Анна Иоанновна, получив столь недвусмысленно выраженную позицию дворянства и почувствовав явную поддержку, демонстративно разорвала подписанные ею Кондиции, что означало полный провал "затейки верховников". С воцарением Анны Иоанновны установилось временное затишье (на 10 лет), однако эпоха дворцовых переворотов в России только начиналась.

В течение второй четверти XVIII в. на российском престоле сменилось несколько императоров. Внешне их политика имела существенные различия, но при ближайшем рассмотрении здесь обнаруживается внутреннее единство и близость основных политических актов. Период царствования Анны Иоанновны (1730-1740) получил название "бироновщины"по имени ее фаворита Э.И. Бирона, мелкопоместного курляндского дворянина. В структуре органов управления отсутствовали устойчивость и система. Верховный тайный совет был заменен восстановленным в прежнем значении Сенатом. Однако в скором времени был создан Кабинет ее величества – совещательный и исполнительный орган при императрице, созданный по аналогии с Верховным тайным советом. В его состав входили канцлер Г.И. Головкин, вице-канцлер А.И. Остерман, князь А.М. Черкасский, а затем П.И. Ягужинский и А.П. Волынский. Они были достаточно опытными администраторами и взяли на себя всю работу по управлению государством. Политика этого периода, как правило, рассматривалась в литературе как наносящая ущерб интересам страны.

В 1731 г. был отменен петровский указ о единонаследии, согласно которому имение оставлялось одному из сыновей, а остальные должны были служить. В 1732 г. правительство открыло корпус кадетов, после окончания, которого дворянин сразу же получал офицерский чин. Тогда же была разрешена запись малолетних детей помещиков в полки, что позволяло им избежать начала службы с низших чинов и изначально получать офицерские. Не менее важным в этой цепочке законодательных актов является указ 1736 г., по которому разрешалось оставлять одного из сыновей в имении для ведения хозяйства, молодым дворянам разрешалось сидеть дома до 20 лет, срок их службы ограничивался 25 годами, после чего они могли вернуться в имения или заниматься другой деятельностью.

Несмотря на лояльность императрицы к русскому дворянству, ни она сама, ни проводимая ею политика не были популярными. Поэтому в 1741 г. после очередного дворцового переворота к власти пришла дочь Петра I Елизавета (1741–1761). По мнению современников, она была умна, осторожна, довольно добра, умела объективно оценивать окружающих и выбирать компетентных советников. Основным принципом своей политики она провозгласила возвращение к курсу своего отца, измененного "родовой знатью" и "немецкими временщиками". После восшествия на престол императрица упразднила Кабинет министров, восстановив петровский Сенат. Осуществленная ею реформа высших государственных органов усилила роль монарха в системе абсолютизма. С конца 40-х гг. фактическим руководителем правительства стал П.И. Шувалов, осуществивший многие важные мероприятия в экономической, социальной и политической сферах. Внутренняя политика Елизаветы мало чем отличалась от политики ее предшественников:

  1. С целью упорядочения налогообложения была проведена ревизия (1744–1747), зарегистрировавшая увеличение численности податного населения на 17 % и обеспечившая рост доходов от подушной подати в казну.

  2. Помещичьим крестьянам запретили по своей воле поступать на военную службу (1742).

  3. Дворяне получили право продавать своих крепостных для отдачи в рекруты (этим была окончательно узаконена торговля людьми) (1747).

  4. Помещики получили право по собственной воле ссылать в Сибирь неугодных им крестьян с зачетом их как рекрутов (1760).

  5. В руки помещиков был передан сбор подушной подати с крестьян.

Расширение прав дворянского сословия сопровождалось концентрацией в его руках центральной и местной власти, тогда как представители других слоев общества были от управления отстранены.

Императрица покровительствовала российской науке и культуре. При ней были открыты Московский университет, Академия Художеств и другие учебные заведения, выросли замечательные русские ученые и писатели, что подготовило расцвет русской культуры и просвещения в эпоху Екатерины II. Именно Елизавета ввела Россию в русло неторопливого и размеренного развития после грандиозных петровских потрясений.

Среди первых задач царствования Елизаветы Петровны было закрепление престола за наследниками Петра I, чтобы тем самым прекратить покушения на трон со стороны наследников Ивана Алексеевича, которые в течение нескольких лет им владели. С этой целью она пригласила в Россию единственного оставшегося внука Петра I, сына своей сестры Анны Петровны, голштинского герцога Карла Петра Ульриха, достигшего к тому времени 14-летнего возраста и потерявшего обоих родителей. Мальчик приходился также внуком шведскому королю Карлу XII (с ним Петр I вел Северную войну), а потому имел равные права как на шведский, так и на российский престол. Карла Петра Ульриха изначально приучали к мысли о шведской короне, поскольку надежды на российский трон до воцарения Елизаветы Петровны не оставалось. С переходом власти к наследнице Петра I ситуация изменилась. В феврале 1742 г. Карл Петр Ульрих прибыл в Россию, а в ноябре того же года в Стокгольме его избрали шведским королем. К тому времени он уже был наследником российской короны под именем Петра Федоровича.

Елизавета подобрала ему в жены принцессу Софью Фредерику Августу Ангальт-Цербстскую, которую после крещения в православную веру стали звать Екатериной Алексеевной. Но и здесь Елизавета просчиталась: жена оказалась настолько яркой личностью, что могла бы претендовать на престол даже в том случае, если бы он был передан не Петру, а их сыну Павлу, о чем подумывала Елизавета. Однако, не успев ничего решить, 25 декабря 1761 г. императрица умерла, и трон перешел к ее племяннику, ставшему императором Петром III.

Царствовал Петр III всего 186 дней, но за столь короткий период успел принять ряд важных решений: подарил Пруссии, с которой Россия воевала, все русские завоевания, освободил из ссылки Миниха и Бирона, уничтожил следившую за "врагами престола" Тайную розыскных дел канцелярию, подписал закон об учреждении Государственного банка и выпуске первых бумажных денег, издал ряд указов о поощрении торговли, промышленности и ремесел, прекратил гонения на старообрядцев, издал манифест от 18 февраля 1762 г. "О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству", отменивший обязательную государственную службу для дворян и дававший им ряд других привилегий. Все эти решения выявляют противоречивость правления Петра III, что не могло не вызвать недовольство всех сословий России, включая и облагодетельствованное им дворянство, чем и воспользовалась Екатерина Алексеевна. Еще при жизни Елизаветы она дала себе клятву: "Или умру, или буду царствовать". Она добилась своей цели 28 июня 1762 г., свергнув с престола своего мужа. Через неделю, 6 июля, Петр III был убит его же охраной.

Такова предыстория блистательного царствования Екатерины II Алексеевны, которую и современники, и потомки именовали Великой.