Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диплом Огарков П.О..doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
17.03.2016
Размер:
288.26 Кб
Скачать

1.2. История взаимодействия институтов гражданского общества с уголовно – исполнительной системой

Для более полного анализа понятия гражданского общества, а так же просмотра особенностей развития пенитенциарных общественников, необходимо рассмотреть исторический аспект его формирования и дальнейшего взаимодействия с органами и учреждениями, исполняющими наказание в России.

Ранее, как такового понятия гражданского общества не существовало. Формой выражения мнения общественности к власти обозначалось понятием «общественного мнения». Понятие общественного мнения впервые было введено в XIIвеке англичанином Д. Солсбери: «Люди большей частью судят по виду, так как увидеть дано не всем, а потрогать руками – немногим. Каждый знает, каков ты с виду, немногим известно, каков ты на самом дел, и эти не посмеют оспорить мнение большинства, за спиной которого стоит государства»13.

Г.В.Ф. Гегель обосновал, что в общественно мнение входят «принципы справедливости, подлинное содержание и результат всего государственного строя, законодательства и вообще общего состояния дел в форме человеческого здравого смысла…»14.

В России из-за того, что общество было идиократическим, иерархическим, именующим пирамидально-стратификационную структуру почти отсутствовали неподконтрольные прямому директивному управлению государственной власти сегменты социума. «Русская власть есть Моносубъект, чьё нормальное функционирование предполагает либо отсутствие других субъектов вообще в теории, либо пониженную не полноценную, второстепенную, функциональную субъективность.

Хотя подобная работа и проводилась отечественными учёными, но не было политического «заказа». Фактически правящая элита, да и научное общество не знали общества, в котором жили. Ситуация стала меняться только в ходе радикальных преобразований последней четверти века.

Поэтому проблема создания адекватных современным реалиям моделей, методов, методик, изучения и формирования общественного мнения, а так же взаимодействия с общественными объединениями являются на сегодняшний день особенно актуальными15.

В России впервые вопросами участия институтов гражданского общества в сфере исполнения наказания начали заниматься в начале прошлого столетия. В 1915 году известный отечественный пенитенциарист С.В. Познышев писал: «Не подлежит никакому сомнению, что поставить все места заключения на должную высоту одно правительство,- особенно в больших государствах,- совершенно не в силах. Оно на каждом шагу нуждается в содействии общества, и только соединенными усилиями правительства и общества могут быть достигнуты … успехи в постановке тюремного дела».

Однако, действие подобных институтов, отдалённо напоминающих ныне существующие, восходит к XVI–XVII. Так, содержащихся в острогах, выпускались по очереди для «сбора на прокорм». В религиозные праздники, такие как Рождество и Пасха, простой народ привозил к тюрьмам пищу для заключённых.

Между тем осмысленный интерес общественности к пенитенциарной тематике в России пришелся на период правления Александра I. В 1816 году по его инициативе было учреждено Человеколюбивое общество, которое являлось подобием филантропических обществ увиденных во время заграничных походов в войне с Наполеоном. Членам данного благотворительно общества Императором было предоставлено право посещать заключённых и опекать их. Собственно история попечительств в России начинается в 1819 году, когда учреждается «Попечительское в тюрьмах общество». Предусматривалось создание женских и мужских категорий тюрем в столицах, губернских и портовых городах, а так же соответствующие отделения в уездных городах. Комитеты состояли из лиц благородного духовенства и купеческого звания, однако позже в уездных поселениях появились крестьяне, видимо из числа зажиточных.

Главной задачей, которая стояла перед Обществом, являлось нравственно исправление преступников. Её достижение должно было обеспечиваться «постоянным надзором за заключенными, …наставлением их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности»16.

В дальнейшем в 1820 году Общественные организации получили право проводить «кружечные сборы». Данные кружки выставлялись в людных местах и носили функцию подаяния на содержание заключённых, позднее в 1925 году собранные средства разрешили расходовать на отопление и освещение тюремных учреждений. В период с 1827 по 1837 годы произошла передача практически всех средств, в том числе и казённых, в ведение Общества с целью их дальнейшего распоряжения. На эти деньги производилась закупка продовольствий, одеяний и лекарственных препаратов. Предоставление Обществу подобных функций в итоге привело к потере частности данной организации и превратило её в административно командную единицу.

Следующим нормативно – правовым актом, вводившим новые институты гражданского общества, выступило «Положение о воспитательных исправительных заведениях для несовершеннолетних» 1909 года, подготовленное на основе отдельных уставов конкретных воспитательно-исправительных приютов. В качестве учредителей воспитательно-исправительных учреждений согласно Положению могли выступать правительство, земства, города, духовные учреждения, общественные организации и частные лица.

Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних в качестве основной цели этих учреждений утвердило исправление лиц, в них помещаемых, подготовку их к честной и трудовой жизни. Эта цель достигалась организацией их религиозно-нравственного, умственного и физического развития на основе первоначального общего образования, а также обучения практическим профессиям, которые давали бы им возможность добывать средства к существованию собственным трудом.

Наряду с законами в пенитенциарной сфере деятельность мест заключения регулировалась также ведомственными нормативными актами, в числе которых особого внимания заслуживает Общая тюремная инструкция, утвержденная министром юстиции, сенатором А.А. Хвостовым 28 декабря 1915 г. Действие Инструкции распространялось на места заключения гражданского ведомства:

  1. каторжные тюрьмы;

  2. исправительные арестантские отделения;

  3. тюрьмы прочих наименований - губернские и областные, уездные и окружные, следственные, срочные и пересыльные, Петроградскую одиночную тюрьму, Дом предварительного заключения, Петроградскую женскую тюрьму; Петроградскую временную тюрьму, Московскую исправительную тюрьму;

  4. полицейские, судебно-полицейские и соединенные аресты Привисленского края;

  5. все арестантские дома и помещения, в которых содержались арестанты тюремного разряда.

Инструкция определяла общие обязанности службы чинов тюремной стражи, организацию службы тюремных надзирателей, внутренний тюремный распорядок, порядок и условия содержания арестантов, порядок их освобождения из мест заключения17.

После октябрятской революции 1917 года Общества продолжали свою работу, однако теперь они находились в ведении Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Решением Наркомата юстиций от 24 августа 1918 года данный орган был окончательно упразднен.

Новая политика правящей ячейки Росси вызвала необходимость создания новой пенитенциарной доктрины. В документе Главного тюремного управления в марте 1917 года, отмечалось, что успех деятельности тюремных учреждений, может быть, достигнут в том случае, если будут приняты меры попечения о дальнейших судьбах лиц, отбывающих наказание. «Освобождённый из тюрьмы, оказавшийся в таких условиях жизни, к которым он не приспособлен, может сразу же опуститься и погибнуть, если ему не будет оказана своевременная поддержка в той или иной форме»18. Для решения данного вопроса необходимо было создать широкую сеть покровительств лиц, осуждённых к уголовным наказаниям, с широким привлечением общественности.

С приходом политики Сталинизма, роль общественности в деятельности исправительных учреждений была упразднена. Это обуславливалось особенностями содержания осужденных в исправительно – трудовых лагерях. Существовавший на тот момент политический режим не давал возможности для реализации, каких либо гражданских начал, подразумевал тотальный контроль со стороны органов исполнительной власти. Осуществление контактов с осужденными, особенно с лицами, приговорёнными по «политическим статьям», представлялось опасным. За взаимодействие с данной категорией лиц существовала возможность попадания в места лишения свободы.

В 1957 году был создан новый орган представляющий общественность в рамках деятельности исправительно-трудовых лагерей. Назывался он «Наблюдательная комиссия» и полномочия его были достаточно широки: его члены осуществляли контроль за соблюдением законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений, выполняли комплекс мероприятий по перевоспитанию заключенных. Данные комиссии формировались из представителей профсоюзных, комсомольских организаций, органов здравоохранения, посвящения и культуры. Члены наблюдательных комиссий могли в любое время посещать исправительные учреждения, проводить приёмы осуждённых и знакомиться с их личными делами, а так же требовать от руководства исправительно-трудовых лагерей объяснений по интересующим их вопросам. При проведении подобных проверок возбуждались перед соответствующими органами ходатайства о помиловании, члены комиссии следили за правильностью начисления рабочих дней осужденным, поднимались вопросы о помиловании или условно-досрочном освобождении.

Новый этап в развитии общественных организаций в условиях исполнения наказания начинается в 70-х годах XXвека. Начало 70-х годов характеризуется активизацией работы политических органов ИТУ по обеспечению связей с общественностью. В рамках политико–воспитательной работы акцент делается на формирование активного отношения сотрудников исправительно–трудовых учреждений к участию общественности исправлении и перевоспитании осужденных. МВД СССР требовал от личного состава ИТУ инициативы в деле привлечения общественности вплоть до закрепления за каждой колонией шефской организации из числа предприятий и учебных заведений.

В соответствии с основами исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик (ст. 9), ИТК РСФСР (ст. 110-115) и существовавшими тогда подзаконными актами выделялись следующие направления участия советской общественности в деятельности исправительно – трудовых учреждений.

  1. Осуществление общественного контроля за деятельностью ИТУ и органов, исполняющих приговоры судов. Правом контроля наделялись партийные, советские органы, прокуроры, группы партийного контроля, а так же наблюдательные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних. Данная деятельность выражалась в личном ознакомлении представителей общественных организаций с работой ИТУ, приёме осуждённых и рассмотрении жалоб.

  2. Непосредственное участие общественных организаций в исправлении и перевоспитании осужденных. Данное участие проявлялось в мероприятиях общепрофилактического, методического и индивидуального характера. Представители общественности привлекались при проведении итогов трудовых соревнований, проведении читательских конференций, чтении лекций, докладов, проведении бесед.

Получила распространение, шефская работа, осуществляема различными предприятиями. Применялось индивидуальное шефство над наиболее сложными осуждёнными19.

В период с 1985 года, в момент начала перестройки и до наших дней общественные организации практически перестали взаимодействовать с УИС. Это обуславливается началом периода «перестройки». Страна испытывала сильнейшие финансовые и политически – правовые кризисы, требовалась для начала сформировать эффективные органы власти, а уже потом заниматься вопросами взаимодействия институтов гражданского общества с УИС с целями обеспечения прав человека и перевоспитания осуждённых.

С началом нового времени с созданием Российской Федерации в государстве наметилась тенденция развития гражданского общества как неотъемлемого элемента, необходимого для эффективного развития новой государственности. Общество стало выступать партнёром государства при решении многих проблем. Начавшееся в XXв. реформирование пенитенциарной системы было одним из условий вступления России в Совет Европы, которое в целом рассматривалось руководством страны как международное признание правильности проводимого курса. В резолюции Комитета Министров 96/2 от 8 февраля 1996 года в пункте 7 перечислены факты, свидетельствующие о стремлении России соответсвовать основным принципам Совета Европы, в том числе:

  1. В первоочередном порядке с использованием международной экспертизы разрабатываются новые Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный, Гражданский и Граждаснко-процессуальный кодексы, основанные на принципах и стандартах Совета Европы;

  2. Ожидается, что будут приняты соответствующие стандартам Совета Европы новые законы: о роли, деятельности и организации прокуратуры и Управления уполномоченного по правам человека; о защите национальных меньшинств; о свободе собраний и вероисповеданий;

  3. В соответствии с рекомендацией А(87)3 о единых европейских пенитенциарных правилах будут улучшены условия содержания заключенных, в частности, в частности будут безотлагательно улучшены по сути нечеловеческие условия содержания во многих следственных изоляторах20.

Стремление государства приемствовать и соответствовать международным стандартам, делая особое внимание на нормы принятые в европейских государствах, в итоге придало новые краски развитию институтов гражданского общества по отношению к УИС.

Теоретические аспекты являются необходимым элементом для определения направления развития гражданского общества, как в целом, так и в УИС. По средствам определения принципов, методов, форм и целей создания гражданского общества представляется возможным определить основные тенденции развития и разработать нормативно – правовую базу, которая в свою очередь усовершенствует взаимодействие не государственных институтов с пенитенциарной системой. Анализ исторический опыт взаимодействия институтов гражданского общества с местами, где лица отбывали заключение, должен помочь избежать возможных ошибок на пути нормотворчества и реализации данных норм на практике.