Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ФИЛОСОФИЯ Хрестоматия Леонов В.Е.doc
Скачиваний:
43
Добавлен:
21.03.2016
Размер:
3.09 Mб
Скачать

2.1. Парменид, Платон, г. Гегель: Бытие и небытие

Прочитайте следующий текст и ответьте на прилагаемые к нему вопросы.

Бытие – это всё, что существует. Противоположностью бытия является ничто. Бытие – это все, что можно почувствовать, увидеть, представить или помыслить. То, что нельзя ни почувствовать, ни увидеть, ни представить, ни как-либо помыслить есть ничто. Например, я не могу увидеть сказочного дракона, но я могу его себе представить, поэтому он существует в моем воображении. Ни увидеть, ни представить «квадратный треугольник» я не могу. Это и есть ничто. Другими словами, ничто – это чистое отрицание. Вероятно, первым в философии это понял древнегреческий мыслитель ПАРМЕНИД (540 – ? до н.э.). В поэме «О природе» он написал:

«Ныне скажу я, а ты восприми мое слово, услышав,

Что за пути изысканья единственно мыслить возможно.

Первый гласит, что «есть» и «не быть никак невозможно»:

Это – путь Убежденья (которое Истине спутник).

Путь второй – что «не есть» и «не быть должно неизбежно»:

Это тропа, говорю я тебе, совершенно безвестна,

Ибо то, чего нет, нельзя ни познать (не удастся), ни изъяснить…

Ибо мыслить – то же, что быть

Можно лишь то говорить и мыслить, что есть; бытие ведь

Есть, а ничто не есть: прошу тебя это обдумать».

Парменид. «О природе» //

Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М., 1989. С. 295, 296

Вот как продумана и описана проблема «существования» и «небытия» древнегреческим философом ПЛАТОНОМ (428/7 – 348/7 до н.э.) в диалоге «Парменид»:

«Парменид. …Единое несуществующее, чтобы быть несуществующим, должно быть связано с небытием тем, что оно есть несуществующее, равно как и существующее для полноты своего существования должно быть связано [с бытием] тем, что оно не есть несуществующее. В самом деле, только в таком случае существующее будет в полном смысле слова существовать, а несуществующее не существовать, поскольку существующее, чтобы быть вполне существующим, причастно бытию, [содержащемуся в] «быть существующим», и небытию, [содержащемуся в] «не быть несуществующим», и поскольку несуществующее, чтобы тоже быть вполне несуществующим, причастно небытию, [содержащемуся в] «не быть существующим», и бытию, [содержащемуся в] «быть несуществующим».

Аристотель. Совершенно верно.

…Парменид. Разве, называя нечто несуществующим, мы считаем, что оно некоторым образом не существует, а некоторым образом существует? Или это выражение «не существует» просто означает, что несуществующего нет ни так ни этак и как несуществующее оно никак не причастно бытию?

Аристотель. Это – прежде всего.

Парменид. Так что несуществующее не могло бы ни существовать, ни другим каким-либо образом быть причастным бытию.

Аристотель. Конечно, нет.

…Парменид. Далее, ему не присуще ничто из существующего: ведь, будучи причастным чему-либо существующему, оно было бы причастно и бытию.

Аристотель. Очевидно».

Платон. Парменид // Соч. в 4 т. М., 1993. Т. 2. С. 404-408

А вот как диалектика бытия и ничто представлена у немецкого философа Г. ГЕГЕЛЯ (1770 – 1831):

«Чистое бытие образует начало, потому что оно в одно и то же время есть и чистая мысль, и неопределённая простая непосредственность, а первое начало не может быть чем-нибудь опосредованным и определенным.

…Совершенно верно, что нельзя остановиться на одном лишь бытии, но бессмысленно рассматривать остальное содержание нашего сознания как находящееся наряду с бытием и вне его или как нечто лишь также существующее. Истинное отношение, напротив, состоит в том, что бытие как таковое не есть нечто прочное и окончательное, но в качестве диалектического переходит в свою противоположность, которая, взятая также непосредственно, есть ничто.

…Бытие и ничто сперва должны быть только различны, т.е. их различие существует в себе, но еще не положено.

…Точно так же и ничто как непосредственное, равное самому себе, есть, наоборот, то же самое, что и бытие. Истину как бытия, так и ничто представляет собой единство их обоих, это единство есть становление».

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. С. 217–222