Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Типа шпоры!!! чуть-чуть отредактировано с 1-9 вопросы..doc
Скачиваний:
116
Добавлен:
21.04.2017
Размер:
1.28 Mб
Скачать

7. В) Биостратиграфические подразделения.

Биостратиграфические подразделения (БСП) — это охарактеризованные остатками организмов совокупности горных пород, границы между которыми определяются как эволюцион­ными изменениями отдельных таксонов или комплексов фауны (флоры), так и сменой экологических ассоциаций. Стратигра­фические границы этих подразделений должны быть приуро­чены в разрезах к уровням смены состава характерных таксонов или комплексов фауны (флоры), в том числе к датированным уровням.

Основной единицей биостратиграфических под­разделений является биостратиграфическая зона, которая мо­жет подразделяться на подзоны, составляющие в сумме полный стратиграфический объем зоны.

К вспомогательным биостратиграфическим подразделениям относятся слои с фауной (флорой).

Биостратиграфическая зона — это совокупность слоев, которая характеризуется определенным таксоном или комплексом древних организмов (зональный комплекс), отли­чающимися от таковых в подстилающих и перекрывающих слоях, и имеет нижнюю и верхнюю границы, установленные био­стратиграфическим методом.

Географическое распространение биостратиграфической зоны ограничивается распространением зонального комплекса остат­ков организмов.

Выделение одной зоны среди не рас­члененных на зоны отложений не допускается. В этом случае выделяются вспомогательные биостратиграфические подразде­ления — слои с фауной (флорой).

Биостратиграфические зоны по палеонтологи­ческому и стратиграфическому критериям могут быть представ­лены зонами разных видов, из которых наиболее употребитель­ными являются: биозона, филозона, интервал-зона, акмезона и др.

По ареалу своего распространения биостратиграфические зоны подразделяются на провинциальные и местные. Провинциальные зоны, подчиненные региональному подразделению — горизонту, называются лонами.

Слои с фауной (флорой) — вспомогательное биостратиграфическое 'подразделение — представляют собой от­ложения, содержащие остатки организмов или сложенные ими, но не отвечающие требованиям, предъявляемым к биостратигра­фической зоне. Такие слои могут выделяться в отложениях, в которых остатки организмов либо вовсе не встречаются в под­стилающих или перекрывающих образованиях, либо встречаются редко.

8. А) Принцип возрастной миграции граничных поверхностей супракрустальных геологических тел (принцип н. А. Головкинского)

В основе рассматриваемого принципа лежит положение о неодновременности образования литологически однородных слоев, которое, по-видимому, было впервые установлено в 1868 г. Н. А. Головкинским. Разновозрастность раз­личных частей одного и того же слоя он считал обусловленной самим механизмом слоеобразования в условиях перемещения береговой линии бассейна осадконакопления. Н. А. Головкинский указал, что «нужно различать понятия о хронологическом, стратиграфическом, петрографическом и палеонтологическом горизонтах». В более позднем проч­тении этот вывод Головкинского звучит следующим обра­зом: «В каждом слое синхронными можно считать только те осадки, которые отла­гались вдоль существовавших в каждый данный момент опре­деленных зон седиментации, т.е. осадки, распределяющиеся в направлении, параллельном береговой линии».

Конечно, разновозрастность отдельного слоя практически не всегда может быть установлена и в некоторых случаях ею можно и пренебречь. Однако с разновозрастностью осадочных комплексов, состоящих из большого числа слоев, необходимо считаться.

Идеи Н. А. Головкинского не сразу получили признание, хотя целый ряд исследователей независимо от него приходили к аналогичным выводам. Так, в конце 19 века И. Вальтер установил законо­мерность фациальных изменений в процессе слоеобразования, названную им «законом согласования фаций» (закон Вальтера). Позднее американский геолог Г. С. Вильямс указывал, что границы литостратиграфических подразделений не являются одновозрастными. В~20-х и 30-х годах прошлого века эта мысль высказывалась в разной форме целым рядом исследователей, говорящих о «несогласии хронологических и литологических горизонтов» (П. Босуэлл), «пересечении литологических и фаунистических горизонтов» (Л. Стамп), «возра­стном скольжении» (В. И. Попов), «закономерном из­менении возраста граничных поверхностей геологических тел» (М. М. Тетяев, В. И. Попов, 3. А. Богданова и другие).

В 1948 г. американские геологи Г. Е. Уилер и Е. М. Бисли убедительно показали, что давно изве­стное, но редко должным образом оцениваемое явление изме­нения возраста граничных поверхностей геологических тел по площади представляет собой определенную закономерность, ко­торую они обозначили как принцип трансгрессии во времени. По мнению этих авторов, указанный принцип является одной из фундаментальных концепций стратиграфии, близкой по своему значению к принципам последовательности напластования и палеонтологической сукцессии.

В дальнейшем эта идея получила развитие в исследованиях многих советских и зарубежных геологов. Было предложено рассматривать положение о возрастной миграции гра­ничных поверхностей литостратонов в числе основных принци­пов стратиграфии и обозначать его как принцип Н. А. Головкинского. Была предложена и формулировка этого принципа: граничные поверхности геологических тел не являются вполне изохронными на всем протяжении, причем градиент возрастной миграции этих поверхностей возрастает в направлении, перпендикулярном к береговой линии бассейна седиментации, и уменьшается в направлении, параллельном последней.

По мнению А. М. Садыкова «закон возрастной миграции геологических тел» может быть принят для всех тел независимо от их ранга, возраста и происхождения, причем гра­диент возрастной миграции зависит от геотектонической активности области седиментации: геологиче­ские тела геосинклинального происхождения обладают большим градиентом, чем платформенные». Садыков предлагает считать авторами этого закона Уилера и Бисли, как впервые сформулировавших и отметивших его первостепенное значение для стратиграфии.

Как правило, в стратиграфических исследованиях при установлении и прослеживании возрастных границ первостепенное значение имеет палеонтологический метод, а литологические критерии имеют второстепенное значение. Вместе с тем наблюдаются случаи, когда литологические границы являются изохронными, точнее, когда диахронность литологических границ не фиксируется палеонтологическим или какими-либо другими методами; в практике стратиграфических исследований такие границы признаются изохронными. По мнению С. В. Мейена [1974] «достаточно одного такого случая, чтобы «закон Головкинского» утратил статус и закона и принципа». Впрочем, отрицая правомерность установления «закона Головкинского», С. В. Мейен признает, что случаев, когда литологические признаки имеют невысокий вес, действи­тельно много, и поэтому предлагает ввести эмпирическое «пра­вило Головкинского». Смысл последнего — предостеречь иссле­дователей, склонных переоценивать литологическое единство как критерий хронологической одновременности.