Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Типа шпоры!!! чуть-чуть отредактировано с 1-9 вопросы..doc
Скачиваний:
116
Добавлен:
21.04.2017
Размер:
1.28 Mб
Скачать

2.Развитие Стратиграфии в Период Победы Эволюционизма (вторая половина xiXв.)

Следующий этап развития стратиграфии, охватывающий хронологически вторую половину XIX в., может быть обозначен как дарвинский этап или период торжества эволюционной идеи как в биологии, так и в науках о Земле. Нет необходимости подробно останавливаться на значении появления в 1859 г. основного труда Ч. Дарвина «Происхождение видов» для превращения па­леонтологии из формально-описательной науки об окаменелостях, какой она была к середине XIX в., в под­линную науку о развитии органического мира прошлых геологических эпох — палеобиологию.

Дарвинизм вооружил палеонтолога методами установления филогенеза отдельных групп организмов, что явилось основой научной систематики и неиз­меримо расширило возможности использования палеонтологического метода в стратиграфии. Огромное значение для стратиграфии имеют учение Ч. Дар­вина о неполноте геологической и палеонтологической летописи, а также его трактовка проблемы вымирания организмов. Дарвинский подход к этой про­блеме позволяет правильно осветить вопросы развития и смены фаун и флор в истории Земли и тем самым понять природу и характер стратиграфических границ, устанавливаемых на основе палеонтологического метода. Проникновение эволю­ционизма в геолого-географические науки ускорило становление исторической геологии и палеогеографии и окончательно утвердило геологию как истори­ческую науку. Дарвинизм явился мощным импульсом для развития био­стратиграфии.

Несмотря на достижения в первой половине XIX в., палеонтологи­ческий метод в стратиграфии, развивавшийся на основе идей креационизма и катастрофизма, не мог раскрыть все таившиеся в нем возможности до тех пор, пока не приобрел новой основы в виде эволюционной теории.

Огромная заслуга в деле перестройки палеонтологии на основе эволю­ционного учения Ч. Дарвина принадлежит В. О. Ковалевскому. Последний является не только основоположником новой, эволюционной, палеонтологии, но и ученым, разрабатывавшим интереснейшие проблемы стратиграфии. В од­ной из его работ рассматривается вопрос о принципах подразделения третич­ной системы на основе эволюционной истории млекопитающих. Специальная работа В. О. Ковалевского посвящена границе юры и мела. В ней в проти­вовес старой геологической шкале, желавшей, по определению В. О. Кова­левского, «найти повсюду те же слои и в том же палеонтологическом разви­тии», им со всей остротой поставлен вопрос о необходимости учета фаций в стратиграфии.

На протяжении последней четверти XIX в. и начала 20 в. дело Ковалевского продолжала плеяда русских биостратиграфов-дарвинистов. Среди них – А. П. Карпинский, С. Н. Ни­китин и Ф. Н. Чернышев, которые разрабатывали принципиальные и методические вопросы стратиграфии, выдвинули основные положения стратиграфической классификации, сохраняющие актуальность и поныне.

Вторая половина XIX в. в развитии стратиграфии ознаменовалась успехами не только в области применения палеонтологического метода. Исследо­вания швейцарцев А. Грессли и Э. Реневье [Renevier, 1884] положили начало учению о фациях. Реневье четко сформулировал положение о том, что важнейшим элементом концепции фациальности яв­ляется одновозрастность различных фаций. Учение о фациях, имеющее перво­степенное значение для стратиграфии, стало быстро развиваться во всем мире. Е. Реневье явился также автором первого варианта проекта междуна­родной хроностратиграфической шкалы, представленной в 1900 г. на рассмотрение V сессии (Парижской) Международного геологического кон­гресса.

Не менее важным вкладом в стратиграфию явилась разработка закономерностей процесса слоеобразования, в частности положения о неодновремен­ности петрографически однородных слоев и их комплексов, выдвинутое 1868 г. Н. А. Головкинским и получившее продолжение в трудах Иностранцева и Вальтера.

Выдвинутое Н. А. Головкинским и А. А. Иностранцевым представление о закономерной связи фациальной изменчивости с колебательными движе­ниями земной коры нашло свое подтверждение в исследованиях А. Рюто [Rutot, 1883], создавшего концепцию осадочных циклов и обосновавшего воз­можность использовать цикличность осадкообразования для стратиграфиче­ского расчленения осадочных толщ.

Существенную роль в развитии стратиграфии в России в конце XIX в. сыграло создание государственной геологической службы в виде орга­низованного в 1882 г. Геологического комитета.

Другим важным событием организационного порядка, стимулировавшим развитие стратиграфии не только в России, но и в других странах мира, яви­лась организация Международного геологического конгресса. К началу по­следней четверти XIX в. была осознана необходи­мость международного обмена резуль­татами геологических исследований и проведение регулярных научных совещаний геологов для развития геологии.

В 1878 г. в Париже собралась I сессия Международного геологического конгресса. Хотя на этой сессии от России не было официальной делегации, но в ее работе принимало участие 7 российских членов конгресса. Уже на I сессии обсуж­дались вопросы стратиграфии. В частности, В. Н. Мёллер предложил на ней разработанную им на русском материале стратиграфическую схему каменноугольных отложений.

На II сессии Международного геологического конгресса, проходившей в Бо­лонье в 1881 г., были приняты основные подразделения международной, или общей, стратиграфической и геохронологических шкал. Эти решения совпали в основном с предложениями русской делегации.

Всего с 1878 г. по 1900 г. состоялось 8 сессий Международного геологи­ческого конгресса. На всех этих сессиях вопросы стратиграфии, особенно стратиграфической классификации и терминологии, занимали ведущее место.

Начиная со II сессии наряду с подразделениями международной шкалы стали обсуждаться вопросы классификации и терминологии местных страти­графических подразделений. В разработке этих вопросов ведущая роль при­надлежала также русским стратиграфам, особенно С. Н. Никитину, Ф. Н. Чер­нышеву и А. П. Павлов.

Важнейшей чертой этого периода следует признать тенденцию к преодолению региональной ограниченности стратиграфических схем, стремление к созданию международной стратиграфической шкалы.

Это обстоятельство оказало влияние на дальнейшее развитие стратигра­фии и разработки самостоятельных шкал в Соединенных Шта­тах Америки, Индии и Китае.