Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kriminalnaya_sexologia_Antonyan_Yu_M__Tkachenko.rtf
Скачиваний:
60
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
1.99 Mб
Скачать

Глава I. Общие проблемы криминальной сексологии

71

У данных сексуальных преступников обнаруживается лживость, они легко мог оскорбить близких, унизить других, в особенности потерпевших, вплоть до прямо" агрессии или изощренного мучительства и надругательства. В кругу партнеров Щ выпивке такие лица часто бахвалятся сексуальными связями, преувеличивая сво реальные возможности. Их сексуальная активность возможна после привычной ста муляции большими дозами алкоголя.

Личность при эпилепсии изменяется значительно- от нерезко выражен особенностей до глубокого специфического слабоумия. Эпилептические измене личности- это эмоциональная взрывчатость, злобность, гневливость, застойн аффекта, склонность к агрессии, жестокости. Эти особенности могут способствоват развитию садизма. При нарастании интеллектуального снижения отмечается замед" ленность всех психических процессов, склонность к заостреванию на деталях, стоятельность мышления и невозможность отличать главное от второстепенного > снижением критических способностей. Это затрудняет накопление опыта, его во произведение и реадаптацию. Указанные изменения личности у больных эпилепси» ей нередко затрудняют установление постоянных гетеросексуальных контактов, снижение интеллекта и критики располагает к вступлению в гомосексуальные связ и мастурбациям (особенно в условиях длительной изоляции). При грубом интеллек' туальном снижении отмечены случаи некрофилии.

Для больных эпилепсией характерна полярность аффекта: с одной стороны, эм циональная взрывчатость, брутальная вязкость, злобность, злопамятность недоброжелательность, с другой - утрированная любезность, угодливость, слаща-;, вость, повышенная подобострастность и чувствительность. Это можно наблюдать: качестве эмоционального фона в начале знакомства: с будущими потерпевп проявляют вежливость, угодливость, чрезвычайную предупредительность и внима" ние, изобретательность в выборе средств, чтобы увлечь их в безлюдное место, жертва оказывает сопротивление, эпилептические личности внезапно становятс грубыми, агрессивными, проявляют физическое насилие с жестокостью и истяза ниями, нередко приводящими к гибели жертв. Повреждения часто локализуются области половых органов.

Из расстройств полового влечения для больных эпилепсией наиболее хара ны сексуальный садизм, гомосексуализм и педофилия.

Теперь, когда мы рассмотрели особенности личности и поведения сексуальн преступников в рамках присущих им психических аномалий, проанализируем некс~, торые психологические черты таких лиц. ,

Исследования показывают, что для них одним из ведущих признаков являете" тревожность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство, неч уверенность, страхи, ожидать неопределенную опасность, агрессию, ощущать свою; беспомощность и уязвимость. Соответствующие переживания могут иметь место и ] таких жизненных ситуациях, объективное содержание которых не предрасполагает к этому. Тревожность типична для значительного большинства нервно-психических: болезней и аномалий и многих тяжких соматических заболеваний, а также для здоровых людей, в частности, тех, кто пережил последствия психотравм. Справед­ливо различение тревожности как временного состояния и как постоянного свойства

личности, ее диспозиции, определяющей отношение к жизни и среде. Изучение сексуальных преступников свидетельствует о том, что им присуща тревожность как свойство их личности, личностная черта.

Криминогенность тревожности заключается не только в том, что она включает в себя беспокойство, субъективное ощущение своей личностной неопределенности, незащищенности, что может порождать агрессию как способ защиты от возможной, чаще всего воображаемой, агрессии. Она порождает специфическое, точнее, соот­ветствующее мироощущение, восприятие окружающей среды тоже как неопреде­ленной, расплывчатой, неясной, чуждой и даже враждебной. Поэтому непонятны и чужды ее нормы, предписания и запреты, перестающие играть регулирующую роль. Именно совокупность этих двух моментов образует тревожность не только как со­стояние, но и как психологическую черту, личностную диспозицию, формирующую в конечном итоге дезадаптированность, неприспособленность индивида, его'ото­рванность и отгороженность от мира. Очень важно подчеркнуть, что тревожная личность бессознательно проецирует, переносит свои состояния и переживания на среду и воспринимает ее уже таковой. Иными словами, она личностью наделяется теми же негативными качествами, которыми отличается сам человек.

Проиллюстрируем сказанное следующим примером.

М, 42 лет, женат, алкоголик; осужден за изнасилование своей дочери К., 8 лет (продолжал с ней сожительствовать еще 4 года), и попытку изнасилования второй дочери В., 5 лет. Психологическое изучение личности М. показало, что это крайне отчужденная, дезадаптированная личность, причем его социально-психологическая изоляция началась с раннего детства. Отца он вообще не знал, мать, младшие сест­ры и отчим относились к нему очень плохо: сестры называли незаконнорожденным, смеялись над ним, отчим выгонял из дома, мать никогда не ласкала, а когда он подрос и начал работать, смотрела в основном за тем, чтобы заработанные деньги приносил домой; в 17 лет мать выгнала его из дома. Работал пастухом, дважды осуждался за кражи. Близких друзей никогда не было («надо мной смеялись, так как у меня не было отца»), с девушками не дружил, поскольку был плохо одет и никогда не было денег на кино, танцы или угощение.

Весьма красноречивы рассказы М. по картинкам ТАТ.

По картинке № 1 («Мальчик со скрипкой»): «Просто человек, не знаю больше. Потом он может стать хорошим музыкантом, если будет учиться, а если нет, так нет. Больше не видно ничего».

По картинке № 2 («Сцена пахоты» с тремя персонажами) в рассказе совершенно отсутствуют данные об отношениях персонажей друг с другом.

По картинке № 4 («Женщина, сидящая на полу»): «Нельзя знать, от чего она пьет, может так, просто гуляет. Или горе есть, сказать нельзя».

По картинке № 6 («Пожилая женщина и молодой мужчина»): «Она что-то дума­ет, сын что-то переживает. Что они думают, мы не можем знать...».

По картинке № 7 (((Пожилой мужчина и молодой мужчина»): «Что-то обсуждают, что-то решают, о чем-то мечтают. Молодому что-то не нравится, что - нельзя сказать...».

По картинке №9 («Лежащие на земле люди»): ((Ну здесь... как... не можно сказать, что за люди, что за одежды, на рабочих не похожи... Просто лежат и все. Вот этот молодой... нельзя сказать, кто он».

72

Криминальная сексологи

Перечень крайне неопределенных ответов М. по данной методике можно был бы продолжить.

Рассказы М. по ТАТ со всей очевидностью говорят не только о тревожности его личностной черте, но и о том, что в силу этой тревожности мир воспринимав им как нечто туманное, неопределенное, непонятное, аналогично он и ощущает о. в нем. Отсюда множество слов и выражений, отражающих именно такие отноше и ощущения: постоянно встречающиеся «не знаю больше», «нельзя знать», «она то думает», «что-то» и т. д. Относительно картинки № 7 он сказал, что «что-то суждают, что-то решают, о чем-то мечтают», а в рассказе по картинке № 2, котор дает возможность выявить социально-психологические особенности личности и социальные контакты, вообще не упомянул об отношениях персонажей друг с , гом. Тревожность прослеживается по всем рассказам М. Напрашивается вывод, если окружающий мир ему непонятен, то непонятны и чужды его нормы, в .„ числе и такие понятные подавляющему большинству людей, как запрет на половы связи с ближайшими родственниками, особенно детьми. Вообще мы полагаем, инцестофилия и педофилия почти всегда указывают на дезадаптацию, социаль изоляцию индивида.

Алкоголизация М. развивалась на почве тревожности и дезадаптированностш Употребление спиртных напитков и при этом общение с теми, кто тоже постоянн пьет, временно снимает тревожность, которая затем вновь развивается и требу новых порций алкогольных напитков. Тем самым человек все больше отдаляется оч среды. Поэтому можно сказать, что алкоголизация у М. (как и других алкоголиков оказывает обратное стимулирующее влияние на его тревожность и дезадаптирован ность. Нетрудно заметить, что в действиях М. ярко проявляется педофилия. Это н эпизод, который можно было бы назвать относительно случайным. Напротив, сексу альная связь с малолетними дочерьми выступает как устойчивая линия его поведения. Остановимся на другой психологической черте личности сексуального преступ ника с психическими аномалиями - жестокости. Как показывают наши исследова ния, эта черта наблюдается у них чаще, чем у психически здоровых лиц, причем наиболее циничных, разрушительных и мучительных для жертвы формах.

Известно, что жестокость давно привлекает внимание специалистов в облас уголовного права, криминологии, психиатрии и психологии. Жестокость мож~ быть заранее продуманной или импульсивной, сознательной или неосознаваемой,: отношении людей или животных, но в подавляющем большинстве случаев о» социально неодобряема, а нередко и уголовно наказуема. Иногда же, например, пытках, она санкционируется государством. Жестокость придает определень,. окраску убийствам, нанесению телесных повреждений, изнасилованиям, хулиганст ву, доведению до самоубийства и т. д.

Под жестокостью, как представляется, следует понимать умышленное причине­ние страданий, мучений людям или животным, выражающееся в действии, бездей­ствии, словах. Соответствующие поступки всегда должны быть связаны именно причинением страданий и мучений, в том числе ради страданий и мучений. В противном случае жестокость лишается своего внутреннего, личностного смысл со стороны причиняющего лица, хотя объективно и имеет место. Преступники,.

73

Глава I. Общие проблемы криминальной сексологии

совершившие жестокие действия, отличаются такими психологическими особенно­стями, как неспособность к сопереживанию, эмоциональная холодность, интеллек­туальная тупость, эгоцентризм, фанатизм, охваченность доминирующей идеей и т. д. Приведем следующий пример.

К., 22 лет, образование среднее, не учился и не работал, ранее не судим, страдал органическим поражением центральной нервной системы с психопатизацией лично­сти, осужден за совершение следующих действий.

К нему на квартиру, где он пьянствовал со своими шестью товарищами, пришел их знакомый И. со своей девушкой. К. предложил И. уйти, а девушку оставить; поскольку тот не соглашался, К. ударил его табуреткой по голове, а собутыльники сильно избили. Затем К. на глазах у И. изнасиловал девушку, а один из присутство­вавших сфотографировал это. По предложению К. на груди И. ножом была выреза­на свастика. Ночью К. вновь изнасиловал девушку, а также похитил у И. паспорт, чтобы потом потребовать у него денег.

О себе К. рассказал, что он вырос в семье, где были отец, мать и старший брат. Отношения в ней не отличались теплотой и близостью («каждый занимался сво­им»). УК. с отцом, которого он называл «тупорылым», отношения были конфликт­ные, причем конфликты носили постоянный характер. Мать «слишком заботлива, до самоотверженности», но и с ней не было особой близости. К. учился плохо, часто учинял хулиганские действия. Знакомых у него было много, но ни одного друга. В свободное время занимался спортом. Контакты с женщинами, в том числе сексуаль­ные, были редки.

Попытаемся объяснить субъективные причины совершения К. жестоких и весь­ма циничных насильственных действий: избиение И., изнасилование девушки в его присутствии, организация соучастников на то, чтобы они вырезали на груди послед­него свастику. После всех этих событий похищение у И. паспорта с целью вымога­тельства денег также можно расценить как попытку его унижения. Несомненно, поступки К. связаны с личностными особенностями, которые в свою очередь во многом определяются наличием у него психических аномалий.

Прежде всего отметим, что К. очень мнительный и осторожный человек, посто­янно ожидающий неприятностей и даже нападений. Об этом свидетельствуют мно­гие его высказывания, в частности, такое: «Занимаюсь спортом, учусь самообороне, так как сейчас такая жизнь». Эти слова следует понимать так: жизнь таит в себе опасность для человека, который поэтому вынужден обороняться, и для него же лучше, если оборона будет умелой и заранее подготовленной. Причем К. и подоб­ные ему люди обычно не в состоянии объяснить, чего же именно они боятся. У них боязнь неопределенная, глобальная, выражающая фундаментальные особенности личности и формирующая ведущие мотивы поведения. Здесь агрессия выступает в Форме защиты от угрозы, что характерно для большинства насильственных пре-СтУпников. Агрессия, способствуя разрешению жизненных ситуаций, закрепляется в личности, становится привычным образом действия.

В этом аспекте характерно, что в ответ на просьбу нарисовать человека (по

Методике Маховер «Рисунок человека») К. начал набрасывать контур головы и

еР*ней части тела, а затем отказался это делать и нарисовал человеческий череп.

74

Криминальная сексологи

Он выписан очень тщательно, и его отличительной особенностью является кра агрессивный вид. В рисунке заметен яркий толстый контур, что, по мнению авто­теста, свидетельствует об агрессии и в то же время страхе утратить свое «Я», сво-определенность.

Боязнь среды выражается у К. и в том, что он постоянно стремится к уединен В беседе К. сказал: «Я не люблю людей. Человек - подлое существо, приносяпг другим горе. Если честно, я бы весь срок просидел в камере. Сейчас я довод администрация здесь хорошая». И в этих словах звучит страх перед людьми (чел^ век приносит горе), от которых он готов спрятаться даже в камере.

К. враждебно настроен и к женщинам, поскольку отношения с ними не скл вались, понимание между ними отсутствовало; женщины выступали для него исто-ником психотравмирующих переживаний. Он утверждает, что они «лишь внач кажутся людьми. В первое время мне с ними было хорошо, затем плохо, так как' не позволял им садиться мне на шею». Из этих слов явствует, что и же К. воспринимал как чуждых и враждебных ему. Неудачной оказалась его семе жизнь. По словам К., жена была мазохисткой («Жена просила меня, чтобы я ее 6i: Побью - месяц хорошо живем»). С женой разошелся, в период пребывания в ис вительной колонии отношения с ней не поддерживал, алиментов на содерж~ дочери не платил.

Как мы видим, К. агрессивен к людям вообще и к женщинам в частности причинам, о которых мы сказали выше и которые особенно тесно связаны с тревожностью, ощущением враждебности среды. Это ощущение тем более что имеющаяся у него психическая аномалия препятствует его адаптации, усугубг ет противоречия с окружающими людьми, в том числе с женщинами. Можно с зать, что данная аномалия выступает в качестве дополнительного фактора, спос~ ствующего жестокости. Конечно, нарушение психики автоматически не вле~ совершение насильственных, а тем более жестоких действий. Надлежащее восг ние способно «снять» нежелательные последствия подобного нарушения. Од вспомним, что такого воспитания К. в семье не получил.

Однако это еще не объясняет именно жестокости действий К., так как они мог. быть только агрессивными, но не жестокими. Дело в том, что агрессивность и ж~ токость не одно и то же, а агрессивный человек не обязательно должен быть жес ким. Можно предположить, что агрессивность врожденное, а жестокость приоб тенное, сформированное обществом свойство личности. На этой основе мо~ предложить следующие соображения для объяснения жестокости в поведении К.

По-видимому, смысл жестокости в отношении людей состоит в уничтоже кого-то из них не только путем причинения боли, страданий и мучений, но и; ния человеческого достоинства. И то, и другое проявилось в действиях К., напр" ленных против И. и его девушки. Преступник глубоко унизил не только потерп шего, изнасиловав в его присутствии девушку. Он этим же унизил и ее, к тому один из его приятелей сфотографировал сцену изнасилования, что также мо ~ расценить как психическое уничтожение потерпевшей. Жестокие действия К., с суальные и несексуальные, выступают, образно говоря, в качестве инструме подавления среды в лице ее конкретных представителей.

76

Глава I. Общие проблемы криминальной сексологии