Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kriminalnaya_sexologia_Antonyan_Yu_M__Tkachenko.rtf
Скачиваний:
60
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
1.99 Mб
Скачать

Глава I. Общие проблемы криминальной сексологии

37

Увеличение терпимости к добрачным связям отметилось и при изучении ценно­стных ориентации молодежи. Из 500 опрошенных в 1966 г. студентов 53 % мужчин и 38 % женщин оправдывали добрачные сексуальные отношения. Вступить в связь с любимым человеком в этот же период считали возможным 91 % мужчин и 81 % женщин, а со знакомым - 60 % мужчин и только 14 % женщин. По данным одного из крупных обследований студенческой молодежи в 80-х гг. основные мотивы сек-? суальной близости были следующие: взаимная любовь - 36,6 %, приятное время­препровождение - 15,4%, стремление получить удовольствие- 14,2%, желают эмоционального взаимодействия - 9,8 %, намерение вступить в брак - 7 %, любопытст во - 5,5 %. Эти данные особенно показательны с учетом господствовавшей морали.

Те же тенденции, связанные с существенным разрывом между господствующи ми представлениями в отношении сексуального поведения, выражающими себя в том числе посредством законодательных актов, и научными данными о механизм нормативной и аномальной сексуальности, определяют и позиции уголовных кодек сов многих стран. Многие щ таких позиций носят на себе печать двойной морали: давно изживших себя представлений. В подтверждение приведен фрагмент стать-№ 27 Аннотированного Кодекса штата Мэриленд (1979), Раздел 554, «Противс тественное или извращенное сексуальное поведение»:

«Любой человек, обвиняемый в том, что он или она берут в свой рот сексу ный орган другого человека или животного, или те, которых собираются обвинить том, что они вводят свой сексуальный орган в рот другого человека или животного а также те, которых собираются обвинить в. совершении какого-либо иного проти воестественного или извращенного акта с человеком или животным, облагаютс штрафом на сумму, не превышающую 1 тысячу долларов, либо заключаются тюрьму, исправительный дом или пенитенциарий на период, не превышаюп 10 лет, либо одновременно облагаются штрафом и заключаются в тюрьму в пред лах указанных выше пределов по усмотрению суда.

Кроме того, в любом обвинительном акте, представленном на рассмотрени комиссии по любому из названных действий, которые в данной статье декларир ются как преступления, не только нет необходимости описывать специфичеог противоестественное или извращенное сексуальное действие комиссии, котор будет выносить заключение обвиняемому, а также описывать - каким конкретн способом был совершен указанный противоестественный или извращенный секс альный акт, но и будет достаточно, если в обвинительном акте будет сказано: что обвиняемый совершил известный противоестественный или извращенный се суальный акт по отношению к человеку или животному».

Архаичность подобной нормы, как и некоторых законов об адюльтере, которь особенно суров к женщине, или мужеложстве, в наиболее очевидном виде вопл щающем двойные стандарты поведения, очевидна. К сожалению, современ Уголовный кодекс РФ также не избежал характерных ошибок.

3. Сексуальные преступления по действующему законодательству

Впервые в истории российского уголовного законодательства преступле: против половой неприкосновенности и половой свободы личности выделены в сам

стоятельную главу в Разделе VII Уголовного кодекса. Эта глава содержит в себевсего 5 статей, среди них: •

1. Изнасилование (ст. 131), «то есть половое сношение с применением насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использо­ванием беспомощного состояния потерпевшей - наказывается...» Часть вторая этой статьи содержит квалифицирующие, а часть третья- особо квалифицирующие признаки. Соответственно усиливается наказание: в части первой предусмотрено лишение свободы на срок от трех до шести лет, в части второй - от четырех до десяти лет, в части третьей - от восьми до пятнадцати лет. О справедливости и обоснованности таких наказаний будет сказано ниже, здесь же отметим, что в УК РСФСР 1960 г. изнасилование определялось как «половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потер­певшей», т. е, соответствующая статья содержала в себе меньше признаков, чем УК 1996 г. Наказания в прошлом кодексе были более суровыми, чем в нынешнем, -вплоть до смертной казни в случае совершения этого преступления особо опасным рецидивистом или если оно повлекло особо тяжкие последствия, а равно изнасило­вание малолетних. Уголовный кодекс РСФСР 1926 г. определял изнасилование примерно так же, как и Уголовный кодекс 1960 г.: «Половое сношение с примене­нием физического насилия, запугивания или с использованием, путем обмана, бес­помощного состояния потерпевшего лица». Наказания же за изнасилование в УК 1926 г. были достаточно мягкими, даже изнасилование при отягчающих обстоятель­ствах (повлекшее «самоубийство потерпевшего лица», совершение его «над лицом, не достигшем половой зрелости или хотя бы и достигшим таковой, но несколькими лицами») влекло наказание в виде лишения свободы на срок до восьми лет. Все это не очень удивительно, поскольку УК 1926 г. был сугубо большевистским и половое достоинство личности ценилось невысоко.

Вернемся к санкциям ст. 131 УК РФ (1996). Часть 1 ст. 131 предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до шести лет. Следовательно, если человек, ранее неоднократно судимый за насильственные, но не сексуальные преступления, совершит изнасилование молодой женщины, угрожая ей тем, что застрелит присутствующего здесь же ее сына, то он может быть лишен свободы никак не более, чем на шесть лет. Теперь обратимся к части второй ст. 131 и пред­ставим себе следующую ситуацию: преступник, ранее совершавший насильственные действия сексуального характера, в десятый раз совершил изнасилование в составе организованной группы с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшей и с особой жестокостью, причем несовершеннолетней, которую он заразил венериче­ской болезнью, - он может быть наказан на срок не более десяти лет. Думается, что законодатель не очень четко продумал санкции за данное преступление. В целом санкции ст. 131 УК РФ существенно снижены по сравнению с санкциями ст. 117 УК РСФСР, что представляется необоснованным, учитывая высокую степень опасности изнасилования.

Большие сомнения вызывает то, что в качестве квалифицирующего признака изнасилования не названо самоубийство потерпевшей, как это было предусмотрено в ч. 2 ст. 153 УК РСФСР 1926 г. Нам могут возразить, что виновный не мог и не

38

Криминальная сексологи^

должен был предполагать возможность суицида. Но тогда следует исключить части 3 ст. 131 УК РФ указание на такой квалифицирующий признак, как сме потерпевшей по неосторожности. Неосторожность имеет, как известно, две форм и преступная небрежность тоже предполагает, что лицо не предвидит возможно наступления общественно опасных последствий своих действий, хотя при необха димой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвиде эти последствия. Если преступник зрелого возраста насилует пятнадцат шестнадцатилетнюю девушку, о которой ему известно, что у нее нет никакого i суального опыта, то он обязан предвидеть, что она может наложить на себя руки.

До 1997 г., опираясь на действующее законодательство, следственная и судебн практика признавала в качестве полового сношения сексуальные контакты как естественной, так и в так называемой извращенной форме, если виновный посяга на половую неприкосновенность женщины. К половому сношению в так называемо извращенной форме нельзя отнести имитацию такого сношения, не связанную введением полового члена в естественные отверстия женщины. При определен обстоятельствах подобные действия нужно квалифицировать как хулиганство.

Между тем, следует определиться с терминами, договориться о том, какое держание вкладывать в то или иное понятие. Для закона и практики его применен это имеет первостепенное значение.

Половое сношение в так называемой извращенной форме вовсе не являетс| половым сношением. На это обращал внимание А.Н. Игнатов еще в 1974 г., ссылй ясь при этом на ряд медицинских работ, в том числе М.И. Авдеева. Действительно' в медицинской науке под половым сношением понимается биологический акт пола вой связи, при которой мужской член вводится во влагалище и вследствие эякул ции становится возможной беременность. Половое сношение - это только сношен между представителями разных полов и только такого содержания. Поэтому искус ственное оплодотворение женщины половым сношением не является. Любые ины| сексуальные действия, которые среди обывателей называются извращенны» (анальный и оральный секс, введение пальцев во влагалище и т. д.) мы предлагав* называть половыми актами или действиями сексуального характера. Полагаем, для обозначения второй группы поступков термин «половой акт» достаточно удаче поскольку названные действия, даже если их субъективным смыслом, мотивом является не удовлетворение половой страсти, а, скажем, месть, совершаются в сс| ре сексуальной жизни как посягающего, так и его жертвы. Термин «действия сексу ального характера» просто аналог понятия «половой акт»; в широком смысле половое сношение, и половой акт являются действиями сексуального характера.

Поскольку изнасилование, например, в задний проход или в рот никак не отнести к половым сношениям и это вполне понимали сами обвиняемые и осужден ные, а также их адвокаты, то в случае привлечения к уголовной ответственности i осуждения за такие действия, протесты и жалобы поступали почти всегда. И он были обоснованы, поскольку судебные и следственные решения никак не« вовали ни закону, ни сексологии, ни даже здравому смыслу. Протесты почти всегд отвергались, поскольку названные поступки, конечно же, были весьма опасны и не должны были оставаться безнаказанными. Следственная и судебная практика ком| пенсировали упущения закона в этом отношении.