Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kriminalnaya_sexologia_Antonyan_Yu_M__Tkachenko.rtf
Скачиваний:
60
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
1.99 Mб
Скачать

Глава I. Общие проблемы криминальной сексологии

36

дом, массовыми репрессиями. В 1936 г. по приказу Сталина был принят Указ запрещении абортов и о внесении значительных изменений в законодательство заключении и расторжении браков. Был введен штраф за прерывание беременн ста, признанное в 1920 г. законным правом каждой женщины. Желающие тись должны были теперь идти в специальные конторы под названием « актов гражданского состояния», плату за развод увеличили, в паспорт стали став штамп о произведенном расторжении брака. Наконец, Указ Президиума Верховно-Совета СССР от 8 июля 1944 г. признал «свободный брак» незаконным. Отныне расторжения брака был введен судебный процесс, во время которого супруги б" обязаны представить «уважительные причины», а судья - назначить примири ный срок. Чтобы усилить давление на желающих расторгнуть брак, сообщения бракоразводных процессах начали публиковать в местной прессе. Одновременн государство стало пытаться поощрять рождение и воспитание как можно больше числа детей. С тех пор матери, родившие 5-6 детей, награждаются «Медалью материн­ства», 7-9 - орденом «Материнская слава», 10 и более детей - орденом «Мать-героиня».

Указ 1965 г. отменил положение об обнародовании бракоразводных процессов местной прессе и упростил, процедуру развода. Но «Основы законодательства Сою-ССР и союзных республик о браке и семье» 1968 г. лишь модифицировали юриди ческие нормы сталинских времен. Например, установлено, что развод безде браков производится без участия суда при условии согласия обоих партнеров В остальном же существующий с 1944 г. порядок рассмотрения заявлений о разво~ народным судом сохранен. Широкая дискуссия в прессе в 1968 г., требования граж дан облегчения процедуры расторжения брака ни к чему не привели. Охрана бр даже в ущерб интересам отдельной личности стала государственной политико* которая была закреплена отдельной статьей Конституции. Таким образом, внов возобладала крестьянская идеология.

Однако принятые меры государственного контроля не остановили развита общих для мира тенденций. Число мужчин 25-29 лет, не вступивших в зарегистри рованный брак, увеличилось в 1970 г. по сравнению с 1959 г. на 14 %, а 30-39 лет на 45 %. Не стала крепче и семья. Число разводов в СССР выросло с 67 тысяч 1950 г. и 270 тысяч в 1960 г. до 930 тысяч в 1980 г. Число разводов на 100 брако составляло соответственно 3, 10, и 34. В 1987 г. на 1000 заключенных браков при холилось 347 разводов, а в крупных городах распадался каждый второй брак. Пр этом 70 % всех заявлений о разводе подавалось женщинами, причем от 30 до 46 ° разводов были связаны с интимной дисгармонией. Причины этого кроются в отсут ствии сексуальной культуры, развитие которой стало невозможно после «сексуа ной контрреволюции» 30-х гг. В этот период главенствующей стала маскулиноцен тристская модель мышления в отношении сексуальности, отрицающая свобо женщины, несмотря на декларативные заявления об их равноправии.

Подобное отрицание сексуального равноправия проявляется, например, в сп собности регулировать деторождение. У опрошенных в 1976 г. москвичек наиболс распространенными методами были календарный ритм (31,5 %) и механически средства (30 %). Доля современных гормональных препаратов колеблется от 4,3 йА у женщин с неполным средним до 10,9 % у женщин с высшим образованием. Н

смотря на высокий образовательный уровень данной выборки, очень многие рес­понденты вообще не могли оценить ассортимент и качество доступных противоза­чаточных средств. При опросе 1978 г. выяснилось, что контрацепцию применяют 90,5 % женщин: на первом месте стоят механические средства (26,3 - 32,1 %), на втором - календарный метод (25,2 - 30,6 %), на третьем - прерванное сношение (19,1- 23,2%).Число женщин, принимавших гормональные контрацептивы, не превышало 5 %, а иные противозачаточные средства мало отличались от тех, что использовались в 30-е гг. Потребность населения в современных эффективных средствах в 1980 г. была обеспечена только на четверть. Мужские презервативы смогли купить в аптеке только 20 % покупателей, пасты и другие химические сред­ства - всего 2 %, спирали - половина всех желающих, таблетки - 20 %. Однако и этот 25-процентный уровень обеспеченности населения России складывался из 75-процентного уровня в Москве и 3-процентного в Сибири. Благодаря использова­нию в основном традиционной контрацепции доля нежелательных беременностей достигала 80 %.

Все это приводило к тому, что ведущим способом регулирования деторождения оставался аборт. На ряде территорий России в 1979 г. соотношение числа родов и числа абортов составляло 1:3. Процент абортов превышает процент родов и возрос до 138 % в 1987 г. с 131 % в 1979 г. В стране ежегодно производилось 7 миллионов абортов. Эта цифра оставалась неизменной с начала 60-х гг. Все больше станови­лось женщин, перенесших 10-14 абортов. По статистическим данным ВОЗ, каждое четвертое прерывание беременности в мире производилось в СССР, хотя там про­живает всего лишь 6 % населения планеты. Несмотря на отмену в 1955 г. запрета на аборты и существование в Уголовном кодексе специальной статьи, предусматри­вающей наказание за его незаконное производство, широко распространены вне-больничные, криминальные аборты, приводящие к наиболее тяжелым осложнени­ям. Это объяснялось боязнью огласки, поскольку еще несколько лет назад женщи­нам после аборта выдавалась справка, где указывалась причина отсутствия на рабо­те. В ней в качестве диагноза мог быть указан грипп, однако одновременно вписывался шифр, известный в любом отделе кадров. Поэтому анонимность оставалась призрачной.

В результате, по данным ВОЗ, при своевременном аборте в медицинских учре­ждениях постоперационная заболеваемость в 1980 г. составляла от 1,48 % до 32 % и смертность от 1,2 % до 4,9 % на 100 тысяч абортов. Ежегодно от этой операции в России гибнут 600-700 женщин. Растет число подростков, прерывающих абортом первую беременность (за год в Москве - до полутора тысяч).

Изменения сексуального поведения в добрачный период базируются на харак­терных сдвигах в половом созревании. Так, в 1976 г. было установлено, что средний возраст менархе у девочек-москвичек за 35 лет снизился с15,1 до 13 лет. Молодежь не только раньше созревает, но и раньше начинает половую жизнь. Согласно опросу ленинградских студентов в 1971 г., произошло снижение возраста начала половой жизни, особенно заметное у женщин. Хотя юноши в этом отношении опережают Девушек, разница между ними уменьшается. Происходит и увеличение добрачных зачатий, которое, например, у ленинградских супружеских пар в 1978 г. достигло 38 %. Среднее число внебрачных рождений было около 7 %.

36

Криминальная сексология