Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kriminalnaya_sexologia_Antonyan_Yu_M__Tkachenko.rtf
Скачиваний:
60
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
1.99 Mб
Скачать

Глава I. Общие проблемы криминальной сексологии 93

Мы не приводим здесь развернутые клинические описания компульсивного сексуального поведения, которые ранее были представлены достаточно детально (Ткаченко А.А., 1989; Шостакович Б.В., Ткаченко А.А., 1992). Стоит лишь указать, что клиническая реальность убедительно свидетельствует о том, что вышеуказанное разграничение игнорирует психопатологическое разнообразие даже однородных форм парафильного поведения. Причем это не удивительно, поскольку психопато­логическая форма выявления независима от содержания клинического феномена. Это замечание справедливо и в отношении возможности импульсивного сексуально­го поведения.

Р.Дж. Бааз и Б.Н. Киндер (1987) утверждали, что характеристики, связанные с эксцессивным сексуальным поведением, наиболее точно могут быть описаны как атипичные расстройства контроля импульса.

При этом они ориентировались на следующие критерии DSM-ITI-R для рас­стройств контроля импульса:

  1. Неспособность противостоять импульсу, влечению или искушению, которые пагубны для индивида или других людей. Может быть, а может и не быть созна­тельное сопротивление импульсу. Акт может быть, однако может и не быть предна­меренным или спланированным.

  2. Нарастание ощущения напряжения перед совершением акта.

  3. Переживание удовольствия, удовлетворения или облегчения во время совер­шения акта. Действие является эго-синтоническим, т. е. согласующимся с непосредствен­но осознаваемыми желаниями индивида. Непосредственно после акта может быть, хотя может и отсутствовать неподдельное раскаяние, самобичевание и переживание вины.

Если сравнить используемые критерии всех трех обозначений аномального сексуального поведения, то нетрудно усмотреть существенное сходство в целом ряде признаков. Однако это не должно вести к полному их отождествлению, как это иногда происходит. Как представляется, аддиктивность, или зависимость, - более обобщающее понятие, которое применимо и к компульсивным, и к импульсивным формам парафилии. Последние же, хотя и могут являться этапами динамики пато­логического влечения, по клинической своей сути представляют различные психо­патологические состояния. Не случайно и своеобразие парафильной активности, свойственное каждому из них. Например, в отличие от жестко фиксированного сценария, целиком определяемого внутренней ритуальной программой при ком-пульсивных парафилиях, импульсивное сексуальное поведение нередко модифици­руется в соответствии с характером внешнего стимула, варьируя от чисто педо-фильной до садистической активности.

Особое место среди рядоположенных с парафилиями состояний являются иска­жения сознания. На возможность изменения сознания при парафильных реализаци­ях указывал еще Р. Крафт-Эбинг. Так, приводя историю больного Верцени, прибе­гавшего к садистически-гомицидным актам, сопровождавшимся антропофагией, он Писал, что тот «при совершении своих преступлений не сознавал, что вокруг него Делается». Р. Крафт-Эбинг предполагал, что это, очевидно, было связано с «прекра­щением апперцепции и инстинктивности действий, обусловленных чрезмерным Половым возбуждением».

94

Криминальная сексология.

Особенности реализации девиантного акта, действительно, в некоторых случа свидетельствуют о состоянии измененного сознания. Так, Д. Беджет и Дж.М.У. Брэд­форд (D. Bourget & J.M.W. Bradford, 1995) обследовали 20 пациентов, которые жаловались на амнезию своих противоправных сексуальных действий, что состави ло 4 % от всех наблюдавшихся ими лиц с девиантным сексуальным поведением; Авторами не исключается в этих случаях роль диссоциативных процессов во epev совершения девиантных действий. Для обозначения свойственных парафильнол поведению искажений сознания, используется, например, термин «парафилическй фуги», характеризующиеся внешней целенаправленностью поведения при его ав~ матичности и непроизвольности в действительности (Money J., 1992). Эти состо-рассматриваются, с одной стороны, как близкие к психомоторным припадкам, другой- в одном ряду с диссоциативными расстройствами, также образующи" синдром «частичного совпадения» с парафилиями.

Теоретическая неопределенность порождает двусмысленность итоговых класса фикационных подходов к патологии сексуального влечения. Действительно, с одно" стороны, парафилии (нарушения сексуального предпочтения) есть самостоятель группа психических расстройств в рамках «Расстройств зрелой личности и пове ния» (F65). Само по себе отнесение парафилии и расстройств идентичности в , ную группу не является бесспорным. Как известно, по второму знаку классифицир" ется группа психических расстройств, обнаруживающих между собой определе близость или связь прежде всего по форме проявления, а также в меньшей сте ни - по характеру поражения (органическому или функциональному). Объедине психосексуальных расстройств с расстройствами личности и влечений, nJ видимому, соответствует продекларированному во введении к рубрике положен об их общности как клинически значимых состояний поведенческих типов, котор имеют тенденцию к устойчивости и являются выражением характеристик свой венных индивиду стиля жизни и способа отношения к себе и другим. Указываете что некоторые из этих состояний и типов поведения появляются рано в проце индивидуального развития как результат конституциональных факторов и соци~ ного опыта, в то время как другие приобретаются позднее.

С другой стороны, те же парафилии в некоторых ситуациях теряют свою клк ческую самостоятельность, рассматриваясь в качестве отдельных симптомов друг психических расстройств самого разного ранга. Так, они выступают в роли особ критерия диагностики органических расстройств личности (F07.0), причем сч щегося характерным для личностного синдрома лимбической эпилепсии. Точно т~ же наличие обсессивных мыслей «без внутреннего сопротивления» с сексуальн или агрессивным содержанием рассматривается как отдельный диагностичес" критерий шизотипического расстройства (F21). Наконец, по соседству с парафил ми располагается «Эмоционально-лабильное расстройство личности» (F60.3), дог ностическим критерием пограничного типа которого является «расстройство и определенность образа Я, целеполагания и внутренних предпочтений (включ сексуальные)».

Помимо парафилии в DSM-Ш впервые, появился новый подкласс психосексуа ных расстройств - «Расстройства половой идентичности» (транссексуализм у вз"