Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Рыжаков А.П. Жалобы на следователя (дознавателя). - Специаль.rtf
Скачиваний:
328
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
994.81 Кб
Скачать

2.2.3. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты

В качестве субъектов уголовного процесса, выполняющих функцию защиты, выступают:

- обвиняемый;

- защитник обвиняемого;

- законный представитель обвиняемого;

- гражданский ответчик,

- представитель гражданского ответчика;

- подозреваемый;

- защитник подозреваемого;

- законный представитель подозреваемого;

- лицо, подозреваемое в совершении преступления (в том числе и лицо, в отношении которого проводится проверка сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ), подозреваемым или обвиняемым не являющееся;

- защитник лица, подозреваемого в совершении преступления, подозреваемым или обвиняемым не являющегося;

- законный представитель лица, подозреваемого в совершении преступления, подозреваемым или обвиняемым не являющегося.

Несмотря на редакцию п. 46 ст. 5 УПК РФ, в данном перечне отсутствует упоминание о законном представителе гражданского ответчика. Нам, конечно, известно, что некоторые процессуалисты считают, что у гражданского ответчика могут быть и законные представители [3; 4. - С. 109; 139. - С. 119]. В одной из своих работ применительно к статусу искомого "субъекта" Л.Н. Башкатов и Г.Н. Ветрова пишут, "законные представители участвуют в деле для защиты интересов лиц недееспособных или не обладающих дееспособностью в полном объеме (несовершеннолетних), а также лиц, признанных в установленном порядке ограниченно дееспособными" [4. - С. 109]. Трудно согласиться с данным утверждением.

По нашему мнению, гражданским ответчиком не может быть физическое лицо, не достигшее совершеннолетия, а также недееспособное лицо. Такого же мнения придерживаются и другие ученые [85. - С. 85]. Недаром А.В. Победкин и В.Н. Яшин пишут, что "законного представителя гражданского ответчика в уголовном процессе быть не может" [85. - С. 85].

Уголовному процессу к тому же известны такие субъекты как:

- лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера (глава 51 УПК РФ);

- защитник лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера (ст. 438 УПК РФ);

- законный представитель лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера (ст. 437 УПК РФ).

Лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, бывает двух видов: первое - лицо, совершившее преступление, а потом заболевшее, и второе - лицо, совершившее общественно опасное деяние (преступлением не являющееся) в состоянии невменяемости. Если преступление имело место, то лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, может быть, как обвиняемым, подозреваемым, так и лицом, подозреваемым в совершении преступления, подозреваемым или обвиняемым не являющимся. Другое дело, когда преступления не было, так как не было обязательного общего признака состава преступления - вменяемости [127. - С. 93] субъекта, совершившего общественно опасное деяние. Соответственно в такой ситуации уголовного преследования в отношении него не осуществляется.

Что же, такое лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, его защитник и законный представитель не могут быть отнесены к кругу тех субъектов уголовного процесса, которых законодатель в ст.ст. 123, 125 УПК РФ, а Верховный Суд РФ в Постановлении ПВС N 1 именует участниками уголовного судопроизводства? По нашему мнению, какой бы ответ на поставленный вопрос мы не дали, исходя из духа уголовно-процессуального института обжалования законный представитель лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, а тем более его защитник имеют право в установленном УПК РФ порядке обжаловать действия (бездействие, решения) следователя (дознавателя и др.). На наличие названного права у законного представителя лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, имеется прямое указание в п. 8 ч. 2 ст. 437 УПК РФ.

Правовая основа возможности защитника лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера, обжаловать действия (бездействие, решения) следователя (дознавателя и др.) представляется несколько более сложной. Но и таковая имеется. Рассматриваемое право защитника закреплено в п. 10 ч. 1 ст. 53 УПК РФ. И в этой статье не уточняется, о каком защитнике идет речь, а значит, позволительно данное право распространить и на статус защитника лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера.

Соседние файлы в предмете Национальная безопасность