Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Zatelepin_O_K_Kvalifikatsia_prestupleniy_protiv (1).doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
25.07.2017
Размер:
3.22 Mб
Скачать

§ 2. Воинские насильственные преступления:

общая характеристика

В юридической литературе, как правило, лишь констатируется наличие в системе преступлений против военной безопасности государства (военной службы) воинских насильственных преступлений, но при этом само понятие их специально не рассматривается <226>. Однако от того, какой смысл мы вкладываем в это понятие, какие преступления против военной безопасности государства относим к категории насильственных, зависит решение целого ряда важных практических вопросов <227>.

--------------------------------

<226> См.: Военно-уголовное законодательство: Краткий учеб. курс / Под ред. М.К. Кислицына. М., 2002. С. 158 - 163; Уголовное право Российской Федерации. Преступления против военной службы / Отв. ред. Н.А. Петухов. М., 1999. С. 80 - 84.

<227> Например, их криминализация (пенализация), выработка частных правил квалификации, определение судом вида и размера наказания за их совершение. Предварительно следует заметить, что, к сожалению, решение этих и других вопросов в науке и на практике пока еще далеко от совершенства.

Основным приемом определения понятий является определение через ближайший род и видовое отличие <228>.

--------------------------------

<228> Тер-Акопов А.А. Юридическая логика. С. 38.

Понятие насильственных преступлений, рассмотренное в первом параграфенастоящей главы, по своей методологической функции является родовым для преступлений против военной безопасности, совершаемых с применением насилия. Это означает в самом общем виде, что общим признаком указанных преступлений (насильственных преступлений и воинских насильственных преступлений) выступает преступное насилие (это понятие рассмотрено выше).

Видовым отличительным признаком воинских насильственных преступлений является направленность их против военной безопасности государства <229>. Иными словами, специфика понятия воинских насильственных преступлений (видовое отличие) проявляется в нарушении порядка прохождения военной службы (т.е. в их воинском характере).

--------------------------------

<229> Порядок прохождения военной службы (военная безопасность государства) как объект уголовно-правовой охраны рассмотрен в гл. 1настоящего издания.

Воинские насильственные преступления представляют собой разновидность не только насильственных преступлений, как отмечалось, но и преступлений против военной безопасности государства.

Эффективным методологическим приемом уяснения сущности и содержания воинских насильственных преступлений является их анализ сквозь призму родовых признаков, характеризующих объект и объективную сторону, субъекта <230>. Такой подход, как отмечалось, активно используется при исследовании преступного насилия в целом, насильственных преступлений в частности.

--------------------------------

<230> Субъективная сторона воинских насильственных преступлений является также важным признаком, но ее значение для уяснения особенностей воинских насильственных преступлений не столь велико по сравнению с другими элементами состава.

Воинские насильственные преступления обязательно должны быть направлены против физических и психических благ личности (жизни, здоровья и т.д.). Однако в преступлениях против военной безопасности, как отмечалось, личность (и ее блага) выступает не основным непосредственным объектом, а дополнительным. Это объясняется тем, что в гл. 33УК РФ родовым объектом уголовно-правовой охраны является порядок прохождения военной службы (военная безопасность). Все преступления, предусмотренные в этой главе, нарушают различные стороны воинского правопорядка. Однако в названной главе указаны преступления, которые причиняют вред и иным социальным ценностям, самостоятельно охраняемым в других главахУКРФ. Кроме того, как отмечалось, и в других главахОсобенной частиУК РФ указаны преступления, которые сопряжены с нарушением порядка прохождения военной службы и при этом посягают на интересы личности (например, воинские должностные преступления). Все эти деяния по своей направленности могут быть отнесены к воинским насильственным преступлениям.

Не любые насильственные преступления, совершенные военнослужащими, следует считать воинскими. Отличительным признаком последних является направленность насильственных посягательств главным образом на порядок прохождения военной службы (военную безопасность государства). Именно это обстоятельство определяет их социально-правовую сущность как воинских преступлений. К примеру, применение насилия одного военнослужащего к другому по личным мотивам (допустим, невозврат долга, ревность) во внеслужебной обстановке не будет являться воинским насильственным преступлением.

Объективная сторона воинских насильственных преступлений характеризуется тем, что преступное насилие является ее признаком.

Преступное насилие и его разновидности в преступлениях против военной безопасности по-разному описываются в уголовном законе. В одних случаях в тексте закона имеется непосредственное указание на различные "явные" формы преступного насилия, в том числе и путем употребления термина "насилие" и его производных (например, ст. ст. 286,333,334,335УК РФ).

Кроме того, законодатель иногда использует термины, которые на первый взгляд не имеют отношения к насилию. Однако при их содержательной расшифровке обозначают именно его. Примером такого способа конструирования насильственного преступления, на наш взгляд, является ст. 335УК РФ. В ней, в частности, говорится о нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, которое представляет собой по существу разновидность насильственного поведения.

В других случаях о насильственном характере преступлений против военной безопасности можно сделать вывод, исходя из описания в законе общественно опасных последствий. Например, в ст. 343УК РФ в качестве последствий нарушения правил несения службы лицом, входящим в состав войскового наряда по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предусмотрено "причинение вреда правам и законным интересам граждан". Последнее может выражаться в причинении физической боли, вреда здоровью задержанным лицам, ограничении свободы и иных формах насилия.

Наконец, специфической особенностью воинских насильственных преступлений является также то, что насильственные формы поведения, указанные в некоторых статьях УКРФ, по нашему мнению, могут выражаться в тех или иных нарушениях правил несения специальных видов военной службы. Например, нарушение уставных правил караульной службы (ст. 342УК РФ) может сопровождаться различными насильственными действиями. В частности, избиение часовым лиц, содержащихся под стражей на гауптвахте.

Субъектами воинских насильственных преступлений могут быть только военнослужащие (граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов) <231>.

--------------------------------

<231> Более подробно субъект преступлений против военной службы раскрыт в гл. 1настоящего издания.

Суммируя изложенное, можно предложить следующее определение: воинские насильственные преступления - это противоправные, умышленно совершенные военнослужащими (гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов) общественно опасные деяния, нарушающие порядок прохождения военной службы и сопряженные с применением насилия, причиняющие или способные причинить вред как военной безопасности государства, так и физической или психической безопасности человека.

В уголовно-правовой литературе, как отмечалось, имеются различные взгляды на виды насильственных преступлений. Насильственные преступления подразделяются на группы по разным основаниям: по способу насилия <232>, по соотношению мотивов и целей <233>, по тяжести наступивших последствий, в зависимости от роли и характера криминогенной ситуации <234>, по родовому объекту уголовно-правовой охраны <235> и др. В основном изложенные в юридической литературе классификации насильственных преступлений имеют криминологический характер. При всем многообразии предлагаемые классификации, как справедливо отмечают исследователи проблем насильственных преступлений, отнюдь не исключают друг друга, имеют немаловажное практическое значение для органов юстиции <236>.

--------------------------------

<232> Антонян Ю.М. Указ. соч. С. 64 - 67.

<233> Алексеева М.А. Личность осужденного за насильственные преступления и предупреждение специального рецидива: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1986. С. 34 - 35.

<234> Старков О.В. Краткий словарь по криминопенологии. С. 5 - 6.

<235> Наумов А.А. Уголовно-правовое значение насилия. С. 58 - 60.

<236> Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Л. Изнасилование: причины и предупреждение: Пособие. М., 1990. С. 16.

В специальной литературе, посвященной проблемам борьбы с воинскими преступлениями, классификации воинских насильственных преступлений уделяется мало внимания. Как правило, речь идет о криминологической их систематизации. Например, С.М. Иншаков выделяет два типа насильственных преступлений: насильственно-эгоистические и корыстно-насильственные. В первой группе преступлений насилие является сущностью криминальной мотивации, во второй - способом достижения определенного результата. Среди преступлений против военной службы, по его мнению, к насильственно-эгоистическим относятся: сопротивление начальнику, принуждение начальника к нарушению обязанностей военной службы, насильственные действия в отношении начальника. Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности может совершаться и по корыстным мотивам, поэтому часть преступлений этого вида относится к насильственно-эгоистическим, часть - к корыстно-насильственным <237>. Безусловно, такая классификация значима для организации предупредительной работы.

--------------------------------

<237> Иншаков С.М. Военная криминология: Курс лекций. М., 1998. С. 244.

Представляется, что с точки зрения уголовного права могут существовать и другие классификации выделенных нами воинских насильственных преступлений <238>. Систематизация данных преступлений может осуществляться по различным признакам (основаниям). В последние годы в юридической литературе появились высказывания о недостаточности уголовно-правовой классификации преступлений на основе объекта посягательства, поскольку она не всегда объединяет преступления, имеющие общие признаки, что в целом не способствует как повышению эффективности борьбы с преступностью, так и решению задач, стоящих перед юридической наукой <239>. С таким подходом в целом можно согласиться. Однако следует иметь в виду, что выбор основания классификации должен прежде всего определяться целями осуществления логической операции деления какого-либо понятия. С учетом предмета нашего исследования, а также необходимости систематизации и уголовно-правового анализа воинских насильственных преступлений видится вполне приемлемым выделение видов интересующих нас преступлений по объекту уголовно-правовой охраны.

--------------------------------

<238> В юридической литературе большинство авторов различные неосторожные преступления, причинившие физический вред, к насильственным не относят (Лунеев В.В. Преступность XX века. С. 193; Землюков С.В. Указ. соч. С. 126; и др.). Мы также придерживаемся этой позиции, в связи с чем преступления, нарушающие порядок эксплуатации военно-технических средств (ст. ст. 349,350,351,352УК РФ), к группе воинских насильственных преступлений не относим, хотя в большинстве своем последствия этих преступлений связаны с причинением вреда жизни и здоровью. На наш взгляд, и аутоагрессию никак нельзя отождествлять с насилием, так как насилие всегда направлено не против своего волеизъявления, а против волеизъявления другого человека. В связи с этим уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство) -ст. 339УК РФ к категории воинских насильственных преступлений отнесено быть не может.

<239> Иванова В.В. Указ. соч. С. 63.

Прежде чем приступить непосредственно к классификации воинских насильственных преступлений на виды (в зависимости от объекта преступления), необходимо сказать следующее. Во-первых, как отмечалось, воинские насильственные преступления представлены не только в гл. 33УК РФ (преступления против военной службы), но и в других главах данного Кодекса (например, гл. 30 -ст. 286). Это объясняется особенностями криминализации воинских общественно опасных деяний. Во-вторых, воинские насильственные преступления всегда являются многообъектными, причем физические и психические блага личности выступают в качестве дополнительного объекта. В-третьих, во всех преступлениях против военной безопасности, в том числе и насильственных, основной непосредственный объект всегда представляет собой различные стороны военной безопасности государства, причем охраняемые как вгл. 33УК РФ, так и в ряде других глав. С учетом сказанного можно выделить следующие виды воинских насильственных преступлений:

1) преступления, нарушающие установленный порядок работы аппарата военного управления и сопряженные с применением насилия (ст. 286УК РФ);

2) преступления, нарушающие порядок уставных взаимоотношений между военнослужащими и сопряженные с применением насилия (ст. ст. 333-335УК РФ);

3) преступления, нарушающие установленный порядок несения специальных видов военной службы и сопряженные с применением насилия (ст. ст. 340-344УК РФ).

Систематизация воинских насильственных преступлений не только имеет научное значение, но и существенно влияет на установление признаков данных преступлений, а также способствует выработке правил их квалификации.