Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Zatelepin_O_K_Kvalifikatsia_prestupleniy_protiv (1).doc
Скачиваний:
34
Добавлен:
25.07.2017
Размер:
3.22 Mб
Скачать

§ 2. Уклонение от исполнения обязанностей военной

службы путем подлога документов

В ст. 339УК РФ предусмотрена ответственность за уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем подлога документов, который обычно заключается в том, что военнослужащий представляет соответствующему начальнику подложный документ и на этом основании получает временное или постоянное освобождение от исполнения всех или некоторых обязанностей военной службы (например, предоставление фиктивной телеграммы о смерти или тяжелом заболевании близких родственников в целях получения краткосрочного отпуска; предоставление фиктивного документа о наличии заболевания, дающего право на досрочное увольнение с военной службы по контракту, и т.п.). Состав преступления налицо независимо от того, совершен ли подлог документа самим военнослужащим, получившим на этом основании освобождение от исполнения обязанностей военной службы, либо другими лицами.

В судебной практике возник вопрос о том, достаточно ли в этих случаях все содеянное квалифицировать по ст. 339УК РФ либо требуется дополнительная квалификация и пост. 327УК РФ (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков).

В юридической литературе утверждалось, что при уклонении от военной службы путем подлога документов дополнительной квалификации по другим статьям Уголовного кодексане требуется <455>. Данный подход был сформулирован в период действияУКРСФСР 1960 г. (Законаоб уголовной ответственности за воинские преступления 1958 г.). В основе этой позиции лежит общее правило квалификации преступлений при конкуренции части и целого, согласно которому всегда должна применяться та норма, которая охватывает с наибольшей полнотой все фактические признаки совершенного деяния <456>. При этом следует обратить внимание и на санкции соответствующих статей:ст. 196УК РСФСР (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков) предусматривала лишение свободы на срок до двух лет, а за совершение уклонения от воинской службы путем членовредительства или иным способом (ст. 13Закона об уголовной ответственности за воинские преступления) - лишение свободы на срок от 3 до 7 лет. Такое положение вещей в принципе позволяло согласиться с квалификацией содеянного в подобных случаях только пост. 339УК РФ.

--------------------------------

<455> См.: Советское уголовное право. Воинские преступления / Под ред. Главного военного прокурора генерал-полковника юстиции А.Г. Горного. М., 1978. С. 204; Закон об уголовной ответственности за воинские преступления: Коммент. С. 76.

<456> Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 2007. С. 226.

В настоящее время за совершение уклонения от исполнения обязанностей военной службы путем подлога документов (ч. 1 ст. 339УК РФ) максимальное наказание предусматривается в виде содержания в дисциплинарной воинской части на срок до одного года. Для военнослужащих по контракту, к которым не применяется данный вид наказания, предусмотрен арест на срок до шести месяцев (который, кстати, пока также не может быть применен в силу того, что положения уголовного закона об аресте не введены в действие). При этом за совершение преступления, предусмотренногоч. 1 ст. 327УК РФ, максимальное наказание осталось прежним, т.е. лишение свободы на срок до двух лет. Если подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков совершены с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение, содеянное уже наказывается лишением свободы на срок до четырех лет. По санкциям указанных норм лишь использование заведомо подложного документа пост. 327УК РФ наказывается менее строго, чем вст. 339УК РФ. Несмотря на такое соотношение санкций за рассматриваемые преступления, в юридической литературе по-прежнему утверждается, что, поскольку подлог документов является обязательным признаком объективной стороны данного вида уклонения от военной службы, дополнительной квалификации этого подлога по статьямУКРФ, предусматривающим подлог документов и их использование (ст. 327УК РФ), не требуется <457>. По такому пути идет в целом и судебная практика.

--------------------------------

<457> Военно-уголовное право: Учебник. С. 200 - 201.

Так, гарнизонным военным судом курсант К. осужден по ч. 3 ст. 327 и ч. 3 ст. 337 УК РФ за использование приобретенного у неуставных лиц заведомо подложного документа - фиктивной справки о заболевании отчима в целях продления через военную комендатуру гарнизона срока каникулярного отпуска не срок свыше десяти суток, но не более одного месяца. окружной военный суд не согласился с такой юридической оценкой действий К., переквалифицировав содеянное на ч. 1 ст. 339УК РФ, не ухудшив тем самым его положения. При этом судебная коллегия указала, что предоставление командованию сфабрикованного документа в целях освобождения от исполнения обязанностей военной службы является обязательным признакомст. 339УК РФ, полностью охватывается данным составом преступления и дополнительной квалификации пост. 327УК РФ не требует <458>.

--------------------------------

<458> Обзор кассационно-надзорной практики по уголовным делам за второе полугодие 2004 года // Архив Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Наряд N 7. Т. 1. 2005. С. 59, 60.

По другому делу органами предварительного следствия лейтенант Г. обвинялся в том, что в целях уклонения от исполнения обязанностей военной службы внес исправления в справку врача, изменив в ней дату рекомендуемого освобождения с 21 на 31 декабря 1998 г. После предъявления данного подложного документа командованию Г. был освобожден от исполнения служебных обязанностей, в результате чего уклонялся от военной службы в течение десяти суток. Эти действия Г. были квалифицированы органами предварительного следствия по ч. 1 ст. 339ич. 2 ст. 327УК РФ (в прежней редакции). Отметив в приговоре, что подделка и использование медицинской справки в целях уклонения от исполнения обязанностей военной службы полностью охватывается составом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 339 УК РФ, Екатеринбургский гарнизонный военный суд исключил из обвинения Г.ч. 2 ст. 327УК РФ <459>.

--------------------------------

<459> Обзор судебной практики по делам о преступлениях против военной службы и некоторых должностных преступлениях, совершаемых военнослужащими // Обзоры судебной практики военных судов Российской Федерации по уголовным делам (1996 - 2001 гг.). М., 2002. С. 59, 60.

В целях правильного решения рассматриваемого вопроса необходимо учитывать следующее.

Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем подлога документов по сути является многообъектным преступлением, при этом дополнительным непосредственным объектом выступает порядок официального документооборота. В структуре состава данного воинского преступления имеется деяние-способ - подлог документов, которое, в свою очередь, является самостоятельным преступлением, предусмотренным ст. 327УК РФ. Последняя норма может выступать частью нормы-целого -ст. 339УК РФ <460>.

--------------------------------

<460> Ляскало А.Н. Конкуренция уголовно-правовых норм при квалификации преступлений против военной службы: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 150 - 156.

Понятие "подлог документов" в уголовном праве имеет различные формы проявления. Одни авторы полагают, что сущностной признак данного способа уклонения состоит не в подделке документов как таковой, а в его использовании для введения в заблуждение начальника по поводу действительного наличия оснований к освобождению от военной службы <461>. Другие считают подлогом как изготовление, так и использование фиктивного документа в указанных в ст. 339УК РФ целях <462>. Данная точка зрения учитывает смысл этого понятия, заложенный вст. 292УК РФ (служебный подлог). Служебный подлог в ней определяется как внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание. Такое легальное определение позволяет считать, что подлог проявляется не только в использовании фиктивного документа, но также в его изготовлении.

--------------------------------

<461> См.: Кожемякин Б.А. Ответственность за уклонение от несения обязанностей воинской службы путем членовредительства и иными способами: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1978. С. 80; Осипов А.А. Уголовная ответственность за уклонения от военной службы военнослужащих по призыву: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 159, 160.

<462> См.: Военно-уголовное законодательство Российской Федерации: Науч.-практ. коммент. С. 174; Гришанин П.Ф., Журавлев М.П. Преступления против порядка управления. М., 1963. С. 17.

Приведенные выше материалы судебной практики свидетельствуют о том, что военные суды в объективную сторону состава преступления, предусмотренного ст. 339УК РФ, включают как изготовление, так и использование фиктивного документа.

На наш взгляд, по смыслу ст. 339УК РФ, подлог документов в ней выражается только в использовании фиктивного документа. Ответственность за уклонение от исполнения обязанностей военной службы в соответствии со ст. 339 УК РФ наступает лишь при наличии перечисленных в ней обманных способов. Обман представляет собой намеренное введение в заблуждение воинского должностного лица относительно действительного наличия правовых оснований для освобождения от исполнения обязанностей военной службы. При этом подделка как разновидность подлога документов сама по себе, т.е. без дальнейшего использования предмета подделки, обманом в смыслест. 339УК РФ не является, поэтому не может признаваться способом совершения преступления, построенного на обмане <463>. Так, если военнослужащий подделал телеграмму о смерти кого-либо из близких родственников, но при этом ее не передал командованию для предоставления отпуска по семейным обстоятельствам, вряд ли в содеянном будет оконченный состав уклонения от исполнения обязанностей военной службы путем подлога документов. Поэтому нет достаточных оснований считать подделку документов учтенной в конструкции состава преступления, предусмотренногост. 339УК РФ.

--------------------------------

<463> См.: Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу "Основы квалификации преступлений" / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 2007; Букалерова Л.А. Уголовно-правовая охрана официального информационного оборота. М., 2006. С. 224 - 260.

Хотелось бы также обратить внимание на то, как решен вопрос о квалификации изготовления поддельного документа при совершении преступлений, связанных с обманом или злоупотреблением доверием, в ПостановленииПленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 51 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате". В егоп. 6указано, что "хищение чужого имущества или приобретение права на него путем обмана или злоупотребления доверием, совершенные с использованием подделанного этим лицом официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, квалифицируется как совокупность преступлений, предусмотренныхчастью 1 статьи 327УК РФ и соответствующей частьюстатьи 159УК РФ". Вп. 7данного судебного акта говорится, что "хищение лицом чужого имущества или приобретение права на него путем обмана или злоупотребления доверием, совершенные с использованием изготовленного другим лицом поддельного официального документа, полностью охватывается составом мошенничества и не требует дополнительной квалификации постатье 327УК РФ".

Изложенное позволяет прийти к выводу, что способом уклонения от исполнения обязанностей военной службы путем подлога документов является только использование(выделено мной. - О.З.) заведомо подложного официального документа. При этом для квалификации содеянного по правилам разрешения конкуренции норм достаточно будет применить норму-целоест. 339УК РФ без дополнительной квалификации поч. 3 ст. 327УК РФ. Представляется, что именно эта ситуация предусмотрена вп. 28вышеназванного Постановления N 3, в котором указывается, что "уклонение от исполнения обязанностей военной службы, совершенное военнослужащим путем подлога документов, дающих право на временное или полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы, полностью охватываетсястатьей 339УК РФ".

Поскольку изготовление фиктивного документа есть разновидность подлога, не учтенного в конструкции состава преступления, предусмотренного ст. 339УК РФ, оно требует во всех случаях дополнительной квалификации поч. 1 ст. 327УК РФ.

Таким образом, можно предложить следующие правила квалификации:

- поскольку в ст. 339УК РФ использование подложного документа, дающего право на временное или полное освобождение от исполнения обязанностей военной службы, предусмотрено в качестве способа совершения преступления, содеянное не требует дополнительной квалификации поч. 3 ст. 327УК РФ. В случае, когда военнослужащий сам подделал официальный документ, который впоследствии использовал в целях уклонения от исполнения обязанностей военной службы, его действия необходимо дополнительно квалифицировать поч. 1 ст. 327УК РФ;

- действия лица, изготовившего подложный официальный документ по просьбе военнослужащего, уклонившегося от военной службы, следует квалифицировать по соответствующей части ст. 339УК РФ со ссылкой нач. 5 ст. 33УК РФ ич. 1 ст. 327УК РФ.