Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История Христианской Церкви 4 кл ВШ.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
22.11.2018
Размер:
1.66 Mб
Скачать
  1. Падение Константинополя.

Турецкие ханы не обошли стороной и Константинополь, который в то время был, если можно так сказать, столицей православия с тысячелетней историей. Не от кого не получив военной поддержки Византия сама не могла сопротивляться такому сильному врагу, какими были турки67, и 29 мая 1453 г. Константинополь был взят приступом войсками Мехмета. Послед­ний византийский император погиб в общей битве. Его труп был настолько обезображен, что только по туфлям с императорской эмблемой можно было узнать последнего императора Византии. С покорением Константинополя Мехмет в несколько походов покорил и все другие государства - греческие и славянские, ко­торые ранее выделялись из Византийской империи и пользовались политической самостоятельностью. Покорение всех этих стран сопровождалось такими же сценами насилия и грабежа, какими ознаменовано было и взятие столицы Восточной империи. Таким образом, вместо христианской империи на Востоке возникла мо­гущественная Османская империя, охватившая всю ту территорию, которая входила в состав Византии в лучшую пору её существо­вания. А вместе с тем и господство христианского Креста на Востоке сменилось господством полумесяца ислама68.

  1. Реформация и Протестантизм.

В это же время на Западе начинает веять духом реформации69. Нравственная распущенность священства: интриги, взятки, ложь, клевета… - все это в народе вызывало протест. Часто духовенство (даже на самом высоком уровне) отсутствовало в своих приходах и епархиях. В Германии, например, лишь один приход из четырнадцати имел постоянно проживающего в нем священника, француз Антуан дю Прат, архиепископ Сенский, всего лишь один раз присутствовал на службе в своем кафедральном соборе. Его роль во время этой службы была настолько пассивной, как будто это были его собственные похороны. Назначение на высшие церковные должности производилось сомнительными средствами: внимание, в основном, уделялось политическому или финансовому положению кандидатов, а не их духовным качествам. Так, в 1451 г. герцог Амадей VIII Савойский добился назначения своего сына на высокую должность женевского епископа. А если у кого-то и вызывал сомнение тот факт, что новый епископ не был рукоположен в священники, т.к. ему было всего восемь лет, то они благоразумно молчали об этом. Папа Александр VI, представитель семейства Борджиа (знаменитого своими смертоносными пирами), добился своего избрания папой в 1492 г. несмотря на то, что у него было несколько любовниц и семеро детей, в основном благодаря тому, что он открыто перекупил папство через головы своих ближайших конкурентов.

Поэтому для одних призыв к реформам был призывом к административной, нравственной и юридической реформации Церкви. Следовало изжить имевшие место нарушения и безнравственность, папа должен был меньше интересоваться мирскими делами, духовенство должно было иметь должное образование, управление Церковью должно было быть упрощено и очищено от злоупотреблений. Для других, наиболее насущной проблемой была духовность Церкви. Имелась срочная, жизненно важная нужда вернуться к свежести первооснов христианской веры. Многие оглядывались вглубь веков, завидуя простоте и духовности апостольского христианства. Нельзя ли было вернуть этот золотой век христианства, возможно, вновь осмыслив новозаветные тексты? Такой была программа реформ, являвшаяся заветной мечтой интеллектуалов половины Европы. Однако папы эпохи Возрождения, казалось, больше интересовались светскими, а не духовными вопросами, что привело к невиданному ранее уровню корыстолюбия, коррупции, безнравственности и поразительно неудачным результатам применения политической силы. Слова Гианфреско Пико делла Мирандола (которого часто путают с его дядей Джованни), произнесенные в марте 1517 г., кратко подводят итог мыслям, которые терзали многих образованных людей того времени: "Для того, чтобы одержать победу над врагами и вероотступниками, гораздо важнее восстановить падшую нравственность до ее древнего добродетельного состояния, чем вводить флот в Черное море". Были, однако, и такие, которые добавляли к этому списку еще одно требование — реформацию христианской доктрины, богословия, религиозных идей. По мнению таких мыслителей, как Лютер (Виттенберг) и Кальвин (Женева), Церковь потеряла из виду свое интеллектуальное наследие. Настала пора возрождения идеалов "золотого века" христианской Церкви. Плачевное состояние Церкви в начале шестнадцатого века было лишь симптомом более страшной болезни — отклонения от основных идей христианской веры, потери интеллектуальной подлинности, неспособности понять того, чем на самом деле являлось христианство.

В 1478 г. была учреждена Испанская Инквизиция, имевшая власть над духовенством и религиозными орденами (и, в конечном итоге, над епископами); управление этой системой судов было возложено не на папу, а на испанского короля.

Одними из первых кто сделал попытку «вернуться к истокам» были Виклиф (род. 1320) и Ян Гус (род. 1369). Они всего лишь требовали от духовенства дать им возможность читать Слово Божье на родном и понятном языке, а не только на богослужебном – латинском, а также просили причащать их не только облатками, т.е. только Телом Христовым, но и причащать и Кровью. Но один, за эти требования, почти всю оставшуюся жизнь, был преследуем, а второго даже сожгли на костре, как еретика.

Однако эти преследования и расправы еще больше взволновали народ.

Так в 1517 г. Мартин Лютер, видя всю эту несправедливость, а также еще и то, что римский папа стал раздавать и индульгенции, благодаря которым прощались грехи за определенную плату70, прибил к дверям Виттенбергского храма свои 95 тезисов, в которых изложил свои взгляды на покаяние, оправдание через веру и вред продажи индульгенций. За это Лютер был отлучен от Церкви. Только заступничество светской власти спасло Лютера от грозившей ему смерти. Его поддерживали в Германии многие священники, профессора, студенты, рыцари и князья. Так начался раскол с Римом и отделение Лютера и его последователей от Римско-католической Церкви.

Движение в пользу очищения Церкви от папских измышлений и злоупотреблений не ограничилось Германией. Цвинглий и Кальвин, продол­жив церковные реформы, пошли дальше Лютера в учении о нравственности и Таинствах. Главной особенностью учения Кальвина стало учение о предопределении, согласно которому Бог от вечности предопределил одних людей к спасению, а других — к гибели. Это учение в сущности отрицает необходимость христианских подвигов и добрых дел. Но и Лютеранство и Кальвинизм долго не смогли удержать единства в богословских взглядах. И, спустя несколько лет и они раскололись на отдельные течения, такие как: Англиканство (1554 г.), Баптисты (1633 г.), Квакеры (1647 г.), примерно в это же время в США появляется харизматическое движение Пятидесятников, спустя еще пол века в Англии появляется общество Методистов, а также в Саксонии Меннониты (1520 г.), в 30-х годах 19-го века Мормоны и Адвентисты седьмого дня (субботники), и под конец этого века основывается секта Свидетелей Иеговы (которые, вместе с Мормонами уже к христианским деноминациям не относятся, хотя и называют себя христианскими).

Еще большее дробление этих общин создает все больше новых и более изощренных культов, так как человек, ища ответов на свои вопросы и не находя их, создает свои версии понимания веры, которые считает исключительно верными. Причем это свое понимание веры основатели сект чаще всего получают в «откровении свыше», как например это было в секте Мормонов, когда некоему Джозефу Смиту явился ангел «Мороний», который передал ему на таинственных таблицах новое Божественное откровение и оставил два предмета, с помощью которых он мог бы этот текст перевести с, до конца его жизни незнакомого, древнего языка. Таблицы естественно где-то исчезли, а текст был положен в основу текста новейшего завета, который называется «Книга Мормона». И таких случаев откровения очень много.

Мы не будем уточнять, какие именно силы, светлые или темные были источниками этих откровений. Для нас важно одно, что Господь создал одну Церковь, которая есть «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15) и уже никто не может положить иного основания этой Церкви, ни Мартин Лютер, ни Джозеф Смит, ни Чарльз Рассел – никто другой, кроме Него Самого (1Кор.3:11). Поэтому, положив основание Церкви, Он сказал своим ученикам: «идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28,19-20). И те, идя и проповедуя Христа Распятого (1Кор.1:23), рукополагали епископов, пресвитеров и диаконов, которые, оставаясь в только что посещенном апостолами городе или селении, продолжали дело проповеди Евангелия и служения таинств: Крещения, Покаяния, Причащения… (Деян.14:23).

Зря ли проповедовали апостолы, зря ли насаждали веру, зря ли претерпевали гонения, муки и саму смерть? Ведь протестанты утверждают, что после апостолов Церковь утратила благодать и впала в многочисленные ереси. Но ведь не зря Церковь названа «столпом и утверждением истины», потому как, повелевая апостолом идти на проповедь Христос им сказал, что даже «врата ада не одолеют ее» (Матф.16:18). Или они (врата ада: ереси, расколы, гонения и др.,) все-таки Ее (Истинную Церковь Христову) одолели?

К сожалению и нашу Русь переполняют множество различных сект и течений, выдающих себя за истинно-христианские и апостольские религиозные общества, но и даже среди самих православных можно встретить и таких людей, у которых иногда проскальзывают протестантские взгляды, например: «У меня Бог в душе» - и все, больше ничего делать не нужно – я подписался в конце Библии71, что со всем согласен и могу теперь уже ничего для спасения, я же ведь православный!? Или, например, такое выражение: «мы верим в одного и того же Бога, просто каждый по-своему Его славит», но извините, одни и славят, а другие, говоря о Нем ложь и по-своему извращая Его учение – хулят Его. - Так справедливы ли эти утверждения?