Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
От издательства.doc1.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
3.37 Mб
Скачать

§ 6. Международная правосубъектность народа

Современное международное право закрепляет широкий круг прав народов, содержащихся в различных конвенционных и резолютивно-декларативных актах. Безусловно, самым важным, но не единственным является право всех народов на равенство и самоопределение. Будучи

базовым, право народов на равенство и самоопределение дало толчок становлению и развитию других прав народов. К таковым относятся: право на мир, право на существование, право на природные ресурсы, право на среду обитания и др. Они закреплены в ряде международных актов различного уровня.

Сегодня принцип права народов на самоопределение является одним из императивных норм-принципов международного права и, следовательно, его уважение со стороны других государств должно рассматриваться как обязательство erga omnes. Данный принцип закреплен в ряде основополагающих международных актов, таких как Устав ООН, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государ­ствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г., Декларация о предо­ставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г. и др.

Зарождение и развитие принципа права народов на самоопределение пришлось на окончание Второй мировой войны и последующие мосле этого десятилетия, которые характеризуются как крушение колониальной системы. Важным этапом данного процесса стало принятие Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.

В соответствии с основными международными документами правом на самоопределение обладают все народы. Содержание права на само­определение в соответствии с документами ООН включает в себя право парода свободно устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие. В связи с этим выделяют «внешнее» самоопределение, которое предполагает право народа определять свой политический статус в меж­дународном плане, и «внутреннее» - право народа определять свой политический, экономический и социальный строй. При этом реше­ние всех вопросов реализации данного права должно осуществляться без вмешательства со стороны других государств.

Внутреннее самоопределение народа в самом общем виде озна­чает право народа определять свой общественный и государствен­ный строй, право свободно распоряжаться своими естественными ресурсами и руководить экономической жизнью своей страны, право самостоятельно решать вопросы, касающиеся культуры, образования, религии и т.д. Замечания общего порядка № 21 «Право на самоопре­деление» от 23 августа 1996 г., принятые Комитетом по ликвидации расовой дискриминации, созданным в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., разграничивая самоопределение на внутреннее и внешнее, устанавли­вают, что внутреннее самоопределение предполагает связь с «правом каждого гражданина участвовать в управлении публичными делами на любом уровне» (п. 4). В этом смысле наивысшей формой реализации внутреннего самоопределения является автономия, предполагающая широкое участие самоопределяющегося народа в определении вопро­сов общественного и внутригосударственного устройства, экономики, культуры и социального развития.

Внешняя сторона права на самоопределение может быть реали­зована в различных формах: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству либо объединение с ним или установление любого иного политическо­го статуса. При этом важным условием осуществления; права народа на внешнее самоопределение и признания его субъектом международ­ного права является наличие органов, представляющих такой народ на международной арене. Примерами таких органов в разное время были Организация освобождения Палестины (ООП), Организация народа Юго-Западной Африки (СВАПО), Африканский национальный конгресс (АНК), Народный фронт за освобождение Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро (Фронт ПОЛИСАРИО) и др. Если осуществление прин­ципа права народов на самоопределение путем создания независимого государства абсолютно оправданно в отношении народов колониаль­ных и зависимых территорий и играет ключевую роль в обретении такими народами независимости, то реализация данного принципа неприменима к народам многонациональных государств. В частности, об антиколониальном характере права на самоопределение свидетельствует п. 1 Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., согласно которому подчинение народов иностранному игу и господству и их эксплуатация являются отрицани­ем основных прав человека, противоречат Уставу ООН и препятствуют развитию сотрудничества и установлению мира во всем мире.

Реализация народом права на самоопределение не должна вести к нарушению прав других народов и разрушать политическое единство и территориальную целостность независимого многонационального государства. Согласно положениям п. 6 Декларации о предоставле­нии независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 г. всякая попытка, направленная на частичное или полное раз­рушение национального единства и территориальной целостности с граны, несовместима с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций.

В Уставе ООН и Заключительном акте СБСЕ 1975 г. говорится об уважении территориальной целостности государства со стороны других государств и воздержании от угрозы силой и ее применения, м также от любых несовместимых с целями и принципами Устава ООН действий, направленных против территориальной целостности го­сударства. Следовательно, территориальная целостность относится к сфере межгосударственных отношений и нацелена на защиту территориальной целостности государства, прежде всего, от других госу­дарств. Однако самоопределяющийся народ представляет собой народ, находящийся на стадии построения своего государства, и тем самым он может рассматриваться как наделенный определенными правами и обязанностями по данному принципу.

Согласно Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, 1970 г. при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте других принципов. В этом смысле указанная Декларация, раскрывая содержание принципа равноправия и самоопределения народов, прямо закрепляет: «Ничто в вышеприведенных абзацах не должно толковать­ся как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств... Каждое государство должно воздержи­ваться от любых действий, направленных на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства или страны».

Декларация о принципах международного права 1970 г. предусматривает, что территория колонии или другой несамоуправляющейся тер­ритории имеет, согласно Уставу ООН, статус, отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею (абз. 8). Террито­рия колоний и несамоуправляющиеся территории не рассматриваются как часть территории управляющего ими государства в международно-правовом контексте. Поскольку территория колонии (равно как и несамоуправляющаяся территория) не обладает статусом территории государства-метрополии, то, следовательно, в процессе осуществления самоопределения народа на территории колонии не нарушается территориальная целостность государства-метрополии. Таким образом, при любых формах внешнего самоопределения народа колонии или несамоуправляющейся территории не происходит нарушение прин­ципа территориальной целостности государства-метрополии.

Совершенно иначе обстоит дело в случаях сепаратизма. Любой сепаратизм — это попытка определенной группы, проживающей на территории независимого государства и не находящейся под колониальным или иностранным господством, осуществить сецессию (от­деление), как правило, силовыми методами. Является ли сепаратизм нарушением принципа территориальной целостности государства? В широком смысле можно ответить положительно на данный вопрос, Поскольку пытающаяся отделиться территория не рассматривается как «отдельная и отличная» от территории государства, то попытка ее отделения прежде всего посягает на территориальную целостность существующего независимого государства в конституционно-пра­вовом, государственно-правовом смысле и, безусловно, является нарушением внутреннего законодательства самого государства. Од­нако попытка других государств поддержать сепаратизм либо при­знать сепаратистов или их государственность является нарушением основополагающих принципов международного права (например, невмешательства во внутренние дела) и в том числе принципа терри­ториальной целостности. В отличие от самоопределения сепаратизм не имеет международно-правовой основы. Таким образом, сепаратизм не имеет ничего общего с самоопределением, а сами сепаратисты не являются субъектами права на самоопределение. Подтверждением сказанного являются Замечания общего порядка № 21 «Право на самоопределение», которые также связывают внешнее самоопределение исключительно с освобождением народов от колониализма и запре­том покорения и эксплуатации народов (п. 4). Такое же понимание права на самоопределение содержится, в частности, в п. 2 Венской декларации и Программе действий, принятой в 1993 г. на Второй кон­ференции по правам человека.

Международная практика также свидетельствует о неприменимости права на самоопределение путем отделения к народам многонациональных государств. В частности, Совет Безопасности ООН своими резолюциями 541 от 18 ноября 1983 г. и 550 от 11 мая 1984 г. заявил и неправомерности создания Турецкой Республики Северного Кипра и призвал не признавать ее.

В Уставе ООН и других документах не раскрывается понятие «на­род». В этой связи нередко на практике часто происходит отождествление народов, обладающих правом на самоопределение, и более или менее компактно проживающих национальных меньшинств, которые обращаются к праву на самоопределение с целью защиты своих прав, а чаще всего для прикрытия своих сугубо сепаратистских намерений, поддерживаемых, как правило, другими государствами из соображе­ний этнической близости и (или) политических интересов. Принцип права народов на самоопределение к национальным меньшинствам неприменим. Они не обладают правом на самоопределение, так как к ним применяется не ст. 1 международных пактов 1966 г., а ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., согласно которой лицам, принадлежащим к этническим, религиозным и языковым меньшинствам, «не может быть отказано в праве совмест­но с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком». Замечания общего порядка № 23 «Права меньшинств», принятые Комитетом по правам человека 8 апреля 1994г., созданным в соответствии с Международным пак том о гражданских и политических правах 1966 г., в п. 3.1 определили, что «Пакт проводит различие между правом на самоопределение и правами, защищаемыми по статье 27». Исходя из смысла п. 3.2 указанных Замечаний, удовле­творение прав, относящихся к ст. 27 Международного пак та о граждан­ских и политических правах 1966 г., не должно наносить ущерб сувере­нитету и территориальной целостности государства. Международное право возлагает на государства обязательства не по обеспечению само­определения для меньшинств, а по сохранению их индивидуальности и недискриминации лиц, к ним принадлежащих.

Как и национальные меньшинства, коренные народы также не обладают правом на внешнее самоопределение. Принятая 13 сентября 2007 г. резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи ООН Деклара­ция Организации Объединенных Наций о правах коренных народов, провозглашая широкий круг прав коренных народов, в том числе и на «внутреннее» самоопределение, в то же время устанавливает форму и пределы реализации такого права. В частности, согласно п. 1 ст. 46 указанной Декларации ничто в ней не может толковаться или рассматриваться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности и политического единства суверенных и независимых государств.

Таким образом, народы (нации) являются субъектами современ­ного международного права, будучи носителями прав и обязанностей непосредственно в силу норм международного права, а осуществление права на самоопределение является основным и наиболее ярким выра­жением их правосубъектности. В осуществление своих международных прав, и прежде всего права на самоопределение, некоторые народы посредством своих органов участвуют в международных переговорах, заключают международные договоры, получают статус наблюдате­лей при международных организациях либо полноправных членом при региональных организациях. Например, Организация освобожде­ния Палестины (ООП) имеет статус члена Лиги арабских государств и Африканского союза, участвует в международных конференциях, является стороной некоторых договоров.