Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Зачет Философия_шпоры.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
25.04.2019
Размер:
582.14 Кб
Скачать

32 Неопозитивизм (третий позитивизм). Проблемы истинности знания. Методы верификации (м. Шлик, р. Карнап.) и фальсификации (к. Поппер).

Постпозитивизм (то, что «после позитивизма») включает в себя целый ряд философско-методологических концепций науки, которые пришли на смену неопозитивистской традиции (критический рационализм К. Поппера, концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса, теория исторической динамики науки Т. Куна, анархистская эпистемология П. Фейерабенда)

Английского философа Карла Поппера можно считать родоначальником постпозитивизма. В отличие от неопозитивистов, отстаивая идеи классическо­го позитивизма, он предлагает считать признаком научности знания его возможную фальсификацию: «Эмпирическая систе­ма должна допускать опровержение путем опыта». Неопровер­жимость представляет собой не достоинство теории, а ее порок, теория, «не опровержимая никаким мыслимым событием, явля­ется ненаучной». (К таким теориям Поппер относил теорию ис­тории Маркса, психоанализ Фрейда.)

По Попперу любое научное знание всегда носит лишь пред­положительный, гипотетический характер.

Третья фаза в развитии позитивизма – неопозитивизм – пришлась уже на первую половину ХХ в. В неопозитивизме, ставшем важнейшим и влиятельнейшим направлением европейской философии прошлого века (основные представители: Бертран Рассел (1872-1970), Людвиг Витгенштейн (1889 - 1951), Рудольф Карнап (1892 - 1970)), задачи философии по отношению ее к науке сводятся к проблемам анализа и исследования языка, сначала языка самой науки (период «логического позитивизма», «логического атомизма», «логического эмпиризма»), а позднее – живого естественного языка повседневности (этап аналитической, лингвистической философии). В рамках первого этапа была поставлена задача очистить язык науки от всех ненаучных и псевдонаучных, «метафизических» высказываний, что и должно было быть единственной функцией и основным делом философии. Образцом же логической строгости научного языка для неопозитивистов стал язык математической логики, в котором каждому термину соответствует одно и только одно значение. Неопозитивистская программа реформирования, коренного преобразования научного языка включала в себя два обязательных принципа – редукционизм и верификацию. То или иное высказывание признавалось удовлетворяющим требованиям научности, если оно допускало сведение, редукцию его к простым, так называемым «протокольным», «атомарным» высказываниям, которые уже можно было проверить, верифицировать простым соотнесением с показаниями органов чувств познающего субъекта. Всесторонняя критика данной программы довольно скоро выявила ее невыполнимость и несостоятельность по существу своему. Ведь если буквально следовать ей, то из науки пришлось бы исключить все самое ценное в ней, а именно – научные законы, формулировки которых представляют всеобщие высказывания, не сводимые к эмпирически верифицируемым простым, «атомарным» высказываниям. В результате философия была переориентирована на исследование естественных языков.